Tweet |
Заметка же о нем оказалась очень невелика. Кроме указанного выше, она содержала лишь перечень «грехов»: подал в 1848 году царю записку с предложением мер для обуздания печати, поддерживал реакционную оппозицию отмене крепостного права. Против этих фактов ничего сказать не могу, но один — «будучи попечителем московского учебного округа способствовал утверждению реакционной и узкосословной системы образования», могу оспорить, поскольку занимаясь не так давно темой, близко связанной с Московским университетом тех лет, сталкивался с противоположными фактами, о чем и хочу рассказать поподробнее.
В дореволюционное время попечитель Московского учебного округа имел на университетскую жизнь определяющее влияние. Он мог, в зависимости от своих убеждений и настроений, как всячески отравлять жизнь профессорам и студентам, так и оказывать им помощь и поддержку.
Строганов стал попечителем в 1835 году и оставался в этой должности до 1847 г. А это было царствование Николая I, когда отношение к университетской интеллигенции было достаточно строгим. Год вступления Строганова в должность ознаменовался новым университетским уставом, до предела ограничивающим университетскую свободу (сокращение преподавания светских гуманитарных дисциплин, предельная регламентации внешности и быта студентов и т.п.)
Попечительство же Строганова стало, по словам Чичерина, как бы лучом света среди долгой ночи. Не протестуя против существующего направления, Строганов много делал для развития и благополучия Университета. Университетский корпус он застал не в лучшем состоянии. При наличии некоторых крупных ученых (Погодин, Шевырев, Каченовский), в целом, по воспоминаниям С. М. Соловьева, эрудиция и педагогического мастерство профессуры было довольно низким. Новый попечитель, с первых дней вступления в должность начавший посещать лекции, задался идеей обновить Университет свежими силами. Используя свои связи и знакомства, всюду отыскивал талантливых людей, способствуя их утверждению. Так, благодаря участию Строганова, Т. Н. Грановский смог оставить службу в библиотеке и поехать на учебу в Германию. Позднее помог с заграничной поездкой С. М. Соловьеву, рекомендовав его учителем для детей своего брата. При нем же в Университет поступили юристы П. Г. Редкий и К. Д. Кавелин, филолог Д. Л. Крюков, крупнейший исследователь русских летописей Ф. И. Буслаев. Сформировался блестящий состав преподавателей, вызывавший благоговение у студентов нескольких поколений. Попечитель с близкими ему профессорами был неизменно дружелюбен и внимателен, интересовался их трудами, защищал от преследования властей и завистников внутри Университета.
Среди высших сановников Строганов имел недоброжелателей, в том числе и министра народного просвещения С. С. Уварова. Между ними была долгая борьба, закончившаяся в 1847 году отставкой Строганова. Узнав об этом, Соловьев записал: «я лишился начальника, которого любил и в привязанности которого был уверен.» Несмотря на то, что под этими словами подписались бы многие профессора Московского университета.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!