Tweet |
Видимо, поэтому с таким воодушевлением мир воспринял сообщение шотландских эмбриологов во главе с Я. Вильмутом о том, что в июле 1996 года им впервые в мире удалось клонировать млекопитающее из соматической клетки взрослого животного. Кто сегодня не знает овцу Долли — воплощенную надежду страждущего и умирающего в болезнях человечества! Нас пытаются убедить в том, что разработанная в Рослинском институте методика бесполого размножения позволит в кратчайший срок сконструировать новые породы скота, дающего небывалые количества молока, мяса и, что самое привлекательное, не требующего особенного ухода. А некий доктор Р. Сид во всеуслышание заявил, что через полтора года он сможет осуществить клонирование человека, причем, как он обещает, период беременности будет длиться два месяца. Проблема только в недостающих для завершения этого проекта 2 млн. долларах.
Каково же отношение специалистов к открытию Вильмута? Все ли из них разделяют столь оптимистический взгляд многих журналистов и писателей на проблему клонирования?
А была ли овечка?
Как показывает опыт многовековых исследований, научные открытия — в отличие от научных сенсаций — не делаются мгновенно. Открыв нечто новое, ученый первым делом должен подтвердить полученные им данные в серии экспериментов. Затем эти результаты представляются на суд компетентных коллег, которые с помощью предложенной автором методики должны подтвердить первоначальные данные. Только после этого о научном открытии информируется широкая общественность.
Но в «удивительной истории овечки Долли» все было далеко не так. Ее «создатель» уже прогремел на весь мир, а подтвердить полученный результат пока никому не удалось. (На сегодняшний день неизвестны достоверные научные публикации, подтверждающие разнообразные слухи о клонировании крупного рогатого скота, столь усердно распространяемые журналистами.) А ведь эта работа претендует на эпохальное научное открытие, перечеркивающее ныне существующее в биологии представление о неспособности ядер специализированных клеток позвоночных обеспечивать развитие нормального животного.
Сегодня уже достаточно хорошо известно, что все клетки организма образуются в результате деления одного и того же яйца и, следовательно, ядра различных клеток должны содержать одинаковый набор генов. При этом любые две по-разному дифференцированные клетки синтезируют разные белки. Эритроциты, например, вырабатывают гемоглобин, а клетки сухожилий и хрящей — соединительнотканный белок коллаген. Основная теория генетики развития говорит о том, что в процессе специализации клеток по выработке строго определенных белков, называемой клеточной дифференцировкой, гены не исчезают. Различные типы клеток просто используют для своей работы разные гены из общего наследственного материала. Однако в процессе развития позвоночных происходит глубокая инактивация неработающих генов. Для того, чтобы выяснить, является ли этот процесс необратимым, и были поставлены первые эксперименты по клонированию (или бесполому размножению) позвоночных.
Лягушки и мыши
В этих опытах, начатых в 1952 году, было показано, что ядра, взятые у зародыша леопардовой лягушки на ранней стадии развития, при перенесении их в цитоплазму яйцеклетки, лишенную собственного ядра, обеспечивают развитие полностью сформированного головастика. При этом оказалось, что ни одно из ядер соматических (неполовых) клеток, взятых на более поздней стадии развития эмбриона, не могло обеспечить нормальное развитие зародыша, что свидетельствовало в пользу предположения о необратимости клеточной дифференцировки.
Позднее (в 1962) другая группа исследователей под руководством Гердона пыталась осуществить клонирование гораздо более примитивной шпорцевой лягушки. В целом, результаты этих опытов подтвердили выводы предыдущих исследователей, однако здесь наблюдались и некоторые исключения. Например, когда в качестве доноров ядер использовались клетки эпителия кишечника молодого головастика, в небольшом проценте случаев экспериментаторам удалось получить клонированных взрослых лягушек.
Однако результаты этого опыта были признаны неубедительными, поскольку была не исключена возможность того, что вместо ядер кишечника в качестве донорных могли быть использованы ядра первичных половых клеток, которые, мигрируя, часто задерживаются среди кишечных клеток. По всей видимости, они-то и обеспечили нормальное развитие «клонированных» лягушек (Гилберт С. «Биология развития»).
В ответ на эти критические замечания Гердон осуществил пересадку ядер безусловно дифференцированных клеток кожного эпителия ноги взрослой лягушки в безъядерные яйцеклетки. В ряде случаев после нескольких пересадок ядер из таких яиц развивались головастики, но все они погибали после рождения, не успев перейти к активному питанию. Сходную остановку развития наблюдали и другие исследователи.
Таким образом, на основании многолетних опытов было показано, что даже у амфибий ядра дифференцированных клеток взрослого животного не способны после их пересадки в безъядерные яйцеклетки обеспечить развитие нормальной особи. Однако, несмотря на отсутствие каких-либо значительных достижений в области клонирования позвоночных, многие ученые, журналисты и политики тогда же стали активно обсуждать проблему клонирования человека, а некоторые исследователи даже приступили к проведению таких экспериментов.
Примерно в то же время, в конце 70-х — начале 80-х годов, некоторые ученые задались целью осуществить клонирование наиболее доступного для лабораторных работ млекопитающего — мыши. Биологи Хоппе и Илменси несколько раз делали в печати сенсационные сообщения об успешном проведении подобных опытов. В последний раз они утверждали, что ими осуществлена пересадка ядер клеток зародыша в оплодотворенные безъядерные яйцеклетки мыши, и в результате получено три взрослых особи, генетически идентичных донорской линии.
Однако другие исследователи, работающие в этом направлении, не смогли получить подобных результатов. Впоследствие было показано, что у мышей, в отличие от амфибий, ядра даже четырехклеточных зародышей при их трансплантации не способны обеспечить полное развитие организма. Пресловутые же создатели клонированных мышей были лишены работы за подтасовку научных данных.
Овцы и коровы
После ряда неудачных попыток осуществить клонирование амфибий и низших млекопитающих ученые решили приступить к весьма дорогостоящему клонированию высших млекопитающих — овец и коров. В работе коллектива исследователей под руководством Вильмута в качестве доноров ядер были использованы клетки трех типов: эмбриональные клетки зародыша, клетки плода и эпителиальные клетки молочной железы беременной овцы. В результате сложнейших операций по трансплантации ядер, культивированию зародышей и их пересадки в организм овцы-реципиента в общей сложности из 834 яйцеклеток было получено восемь живых ягнят, один из которых умер сразу после рождения, а рождение двух других производилось посредством кесарева сечения. Для получения ягненка Долли, донором ядра для которого послужила клетка молочной железы, было израсходовано 277 яйцеклеток. В процессе беременности потеря искусственно реконструированных плодов составила 62%, а успех всей процедуры в общей сложности оказался равен примерно 1%.
Как считает эмбриогенетик Б. В. Конюхов, «высокая гибель ядерных трансплантатов в плодный период развития заставляет сомневаться в том, что все пересаженные в яйцеклетки донорские ядра способны обеспечить нормальное развитие животного. Возможно, авторам сильно повезло, и они в разных клеточных популяциях отобрали за короткий срок малодифференцированные стволовые клетки, которые и были использованы в качестве доноров ядер». (Конюхов Б. В. Клонирование позвоночных: успехи и проблемы.// «Генетика», 1997, N12).
Хрущевы и вильмуты
В целом, учитывая результаты предыдущих исследований, специалисты-скептики не спешат признавать сенсационное открытие Вильмута. Нет никаких оснований заявлять о возможности клонирования позвоночных из дифференцированных клеток взрослых животных и тем более о реставрации давно погибших видов. Крайне низкая результативность этих опытов скорее говорит об обратном. В любом случае делать окончательные научные выводы еще преждевременно.
Следует оговориться, что в отличие от клонирования взрослых животных, клонирование эмбрионов, которое заключается в переносе ядер эмбриональных клеток в «пустые» яйцеклетки, в действительности уже используется в селекции животных — коров, овец, кроликов и свиней. Этот метод применяется в целях получения большего потомства от выдающихся производителей. По своей биологической сути он является искусственным воспроизведением естественного процесса образования однояйцевых близнецов, которые возникают путем разделения зародыша на ранних стадиях его развития. Генотип клонированного эмбриона при этом остается неизвестным. Теоретически эмбриональное клонирование человека в действительности возможно, однако вряд ли перспектива иметь дополнительных искусственных близнецов может заинтересовать какую-нибудь супружескую пару. Тем более, что в этом случае риск рождения больного или мертвого ребенка значительно повышается.
По-видимому, нет никаких реальных оснований опасаться искусственного воспроизведения копий батыев, хрущевых или вильмутов. Не существует научных методов бесполого размножения людей. Существуют лишь околонаучные фантазии на эту тему. А главное — мы знаем, что через гены мы получаем только плоть и кровь наших отцов — то, «что есть в человеке гибнущего; душа же — дыхание Вседержителя Бога, приходя извне, образует персть, как знает сие Соединивший их, Который вдохнул душу первоначального и сочетал образ Свой с землею» (Свят. Григорий Богослов. «Похвала девству»).
Если же попущением Божиим и родится когда-нибудь на свет клонированный человек, зачатый без мужского семени, то чей же дух вселится в него? Не дух ли «сына противления» — антихриста? И не об этом ли предупреждает нас Писание?
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!