Tweet |
Мастер-классы бывают разные
Чаще они больше похожи на публичные лекции: студенты слушают, мастер вещает. И никакой тебе дискуссии или даже ответов на записки. Не так уж велик наш опыт их посещения, чтобы привередничать. Но даже впервые попавший на мероприятие подобного рода понял бы, что ему повезло, если бы оказался во ВГИКе 17 февраля. В этот день там проводил свой мастер-класс польский режиссер Кшиштоф Занусси, который приехал в Москву на церемонию присвоения ему звания почетного доктора ВГИКа, а заодно привез свой новый фильм.
Пан Кшиштоф на удивление хорошо говорил по-русски, и даже его акцентные ошибки были не просто трогательны или лингвистически интересны, но обаятельно-дружественны: «И потом, я еще не знаю, как у вас тут террор с курящими»...
На этот раз состоялся и спонтанный диалог, и блиц-обсуждение студенческих фильмов — вроде бы по полной программе, но главным оказался все-таки его монолог, не похожий на официальную лекцию мэтра, уважительный, философский, но при этом очень простой и иногда веселый. Он говорил, учитывая аудиторию, о кино, а получилось, что о жизни, — как всегда, если разговор ведется всерьез.
Например, о том, что «если раньше люди учились, чтобы получить какую-то специальность, то сейчас мы учимся для того, чтобы учиться дальше: надо все время приобретать новые навыки, иначе в нас не будет надобности, потому что техника уйдет далеко вперед». Но прежде всего надо привыкнуть к тому, что мир нас не хочет. Мы должны пробиться через равнодушие нашего зрителя, которому другой человек неинтересен, который, за исключением половины процента, не смотрит европейское кино, но все-таки ходит в кинотеатры — не ради широкого экрана, а «ради соседа», то есть чувства приобщенности к коллективу.
И о том, что надо учиться не у тех, кто все разрешает (потому что они скорее всего просто равнодушны ко всему), а у тех, кто ревниво относится к тому, что ты делаешь, спорит с тобой, ругает, чего-то не принимает. Но в то же время не стоит забывать, что мы учимся только на удачах, а на ошибках лишь теряем веру в себя. Ибо мир полон огорченных идеалистов.
Когда после лекции жалеешь, что у тебя с собой не оказалось диктофона, это, наверное, значит, что ты не потерял времени даром.
Польский дуэт не оправдал ожиданий
Когда нынешний папа Римский был еще просто ксендзом Каролем Войтылой в Польше, он написал пьесу религиозного содержания. Прошло много-много лет, и польский режиссер Кшиштоф Занусси сделал по ней фильм.
Трудно сказать, насколько «Брат нашего Бога» (1997) представляет собой художественный фильм. Обилие разговоров, отсутствие действия, персонажи-проблемы — все это больше роднит фильм с продуктами пропаганды, чем с бескорыстным художественным творчеством. Тем более, что пьеса специально не адаптировалась для кино, а была взята в чистом виде — вероятно, из уважения к авторитету самого папы Римского. Художник становится священником — вот и все, что происходит в фильме. Каков должен быть путь служения человечеству —религиозный, художнический или революционный — вот и все, что обсуждается в фильме. По мнению некоторых зрителей, фильм был похож на религиозную листовку.
Однако он не прошел незамеченным среди религиозной общественности. Сказали свои речи представители Ватикана в Москве, выступил перед показом фильма в ЦДК протоиерей Иоанн Свиридов, среди зрителей были священники Всеволод Чаплин и Георгий Чистяков.
Ничье религиозное чувство не было оскорблено. Неизвестно, было ли оскорблено чье-то эстетическое чувство — об этом не спрашивают, это не обсуждают. Ведь современное искусство — образец терпимости. Оно ничего не пропагандирует, а скромно пытается доставить человеку радость. Цветочек фантазии среди льдов идеологии.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!