Tweet |
«Да (говорите Вы), я в глубине души отношусь к Церкви не только с наружной почтительностью, а со страхом и трепетом, но не так, как повелевает нам закон».
Думаю, что недостатки Ваши происходят или от неопытности духовной или принадлежат к тому, что зовется «искушениями». Но без них ни вера сама не утверждается, ни навык к нравственным подвигам «о Христе» не приобретается. (Я прибавил «о Христе» нарочно, чтобы обозначить, что нравственность самочинная, как у честных атеистов, ни малейшей цены для спасенья не имеет; она может быть для житейских сношений очень приятна, но освещения она не имеет. Она хороший белый хлеб, а не вынутая просвирка).
Вы говорите: «Вера моя неровная, иногда только по привычке отчитываю молитвы». И прекрасно делаете.
Один из главных пунктов современных ошибок искать сразу сильного чувства. Не только ровная молитва, но и ровная вера доступны разве великим подвижникам. Поэтому не смущайтесь ни сухостью молитвы Вашей, ни даже временными колебаниями сердечной веры. Храните крепко только веру ума. А что касается сердечных порывов при молитве, то оно само будет приходить как утешение, поддержка и награда от Бога.
Март 1888 года
Из книги «Оптина пустынь. Русская православная духовность». — М., 1997. Рисунок
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!