Tweet |
Из выступления ректора Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии, епископа КОНСТАНТИНА:
Вы будете жить и творить в новой России, где будет и то новое, что уже пришло, и то, что еще осталось — довольно многое — от советской эпохи. И там было не только плохое. Например, в условиях, когда внешняя общественная, в том числе церковная, активность была запрещена, люди учились дорожить теплом человеческого общения, теплом семейного очага, учились мудрому умению — жить миром своей души. Люди — в том числе и я, когда приходил к Церкви, готовился к поступлению в семинарию, — в те годы боялись открываться всем, но зато до конца раскрывались перед немногими друзьями и близкими; и общения, искренности тогда было, пожалуй, гораздо больше, чем сейчас. Люди испытывали голод по истине и нехватку информации, но зато всей глубиной души переживали каждую крупицу правды. Как я хотел бы, чтобы и сегодня наша молодежь была честна сама перед собой, чтобы она наполнялась душевной теплотой, которой в обществе становиться все меньше и меньше.
Маммона — дух накопительства, сребролюбия — жестокий и эгоистичный дух, он готов полностью забрать всего человека, он не терпит другого Бога, не терпит в душе истины. Но если вы, молодые люди, почувствуете, что в глубине души остается место, которого не может заполнить то, что бурлит и хлещет в этом мире; что все привычное вокруг не дает вам полного удовлетворения, и вы еще чего-то ищете, если вы ощущаете голод по истине — знайте, что это невидимо в ваше сердце стучится Бог. И вы должны тогда вспомнить, что есть Христос и есть Церковь, которая свидетельствует о себе словами апостола Павла:
«Нас почитают обманщиками — но мы верны, мы не известны — но нас узнают, нас почитают умершими — но вот, мы живы, нас наказывают — но мы не умираем, нас огорчают — но мы всегда радуемся, мы ничего не имеем — но всех обогащаем, уста наши открыты к вам, сердце расширено». Да благословит вас всех Господь!
Из выступления председателя Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга Виктора Егоровича РОМАНОВА:
Дорогой Владыка! Дорогие друзья! Приятно видеть, что этот зал почти полон... И то, что вы собрались в этом зале, внушает мне надежду, что, дай Бог (может быть, и я до этого времени доживу) мы сможем когда-нибудь и Татьянин день, и другие праздники встретить в нашем первом православном соборе — Исаакиевском, и службу там отстоять, и в обществе побыть — родном, близком и понятном; и порадоваться за Россию, за будущие поколения.
Из выступления председателя Молодежного отдела епархии игумена АЛЕКСАНДРА (Федорова):
Наша сегодняшняя встреча — уже не первая встреча, посвященная празднику святой Татианы, и не первое дело, связанное с движением молодежных, в частности студенческих, общин в нашем городе.
Сейчас полнокровно действующие вузовские храмы существуют в Академии художеств (этот домовой храм был открыт первым) и при Политехническом университете. Есть и другие, которые начинают свою деятельность. Но есть и такие вузы, где есть общины и нет храмов, и ребята не знают даже как приступить к тому, чтобы занять то помещение, которое исторически, по справедливости должно принадлежать общине верующих студентов.
Первая проблема — юридическая — часто возникает самым главным препятствием для появления в вузе прихода. Между тем, это главным образом проблема психологическая. Зарегистрированная община не является частью структуры вуза, поэтому формально никаких юридических препятствий существованию в вузе общины нет, — повторяю, они чисто психологические, связанные со старой закалкой некоторых представителей администрации. Даже в Соединенных Штатах, где имеет место гораздо большее разделение государственных и религиозных учреждений, в университетских студенческих городках существуют молитвенные дома представителей разных религиозных конфессий, считающиеся «университетскими» (хотя они не находятся на государственной дотации университету). Поэтому можно представить себе, что в наших условиях существование домовых храмов в вузах, безусловно, возможно.
Второй вопрос — материальный — сложен тем, что приход не имеет ни финансового обеспечения от своей деятельности, ни дотаций со стороны государства и вуза — эта традиция утрачена. Мы должны думать, как выходить из этого положения. Господь творит чудеса. На примере нашего храма в Академии художеств я могу сказать, что почти на нуле существует экономическая база нашего прихода, а он живет, развивается, восстанавливается храм. Это просто чудо, которое можно прийти и увидеть. Тем не менее, проблема есть.
А третий вопрос — православная и культурная миссия в стенах вузов — достаточно тонкий. Казалось бы, естественно, — в вузе находится храм, люди, которые считают себя его прихожанами, должны вести миссионерскую работу. Но им это оказывается сделать труднее, чем человеку, пришедшему со стороны, потому что в этом случае следует заявление, что если это позволено Церкви, то должно быть позволено и представителям других конфессий, кому угодно... Такое утверждение, имеющее основание в государственном законодательстве, при определенной психологии администрации оказывается как будто логичным. И поэтому проявлять активность студентам оказывается очень трудно. Что несколько противоречит самой задаче существования прихода. Опытом в разрешении этой проблемы мы тоже могли бы делиться.
Из выступления председателя исполкома Молодежного земского союза Сергея ПРОКОФЬЕВА:
Последние два момента, о которых я хотел бы сказать, и которые мы предлагаем вам для совместного обсуждения и участия. Первый — это уже традиционное пасхальное паломничество, которое проходило в прошлом году, и, будем надеяться, пройдет и в этом. Это могло быть более общим, более церковным делом. Маршрут уже проложен — это Петергоф, Стрельна, ознакомление с храмами, с местами, связанными с Царской семьей. И второе общее дело, которое могло бы состояться, связано с днем памяти новомученицы Татьяны Романовой. 1998 год — день столетия ее рождения, а в нашем городе есть храм во имя святой мученицы Татианы, посвященный этому событию, — причем он находится в учебном заведении, в колледже на Васильевском острове. Этим храмом можно было бы заняться; летом, в день рождения Татьяны, отслужить там панихиду по новомученице и всей Царской семье. А в день памяти, 16 июля, мы предлагаем организовать выезд на несколько дней — может быть, на неделю — в один из монастырей.
Из выступления Алексея КОЛЬЦОВА, петергофская община СПбГУ:
Вы все знаете, что в наш Петергоф в целях политической безопасности были вынесены естественнонаучные факультеты. Самые
бунтующие студенты, которые всегда делали всякие революции и перевороты, сейчас занимаются переворотами в Петергофе. Но так как мы оказались оторваны от остального народа, все наши перевороты не приводят к большим потрясениям, и про нас даже как-то и не знают. Вот, например, наши старшие братья из города уже имеют храм, структурированную общину и какие-то исторические вехи, — они про нас даже не знают, и удивляются, когда мы к ним приходим. Вот чтобы вы знали, кто мы есть — мы из Петергофа, мы студенты.
Я хочу сказать, что это место уникальное. Там студенты четырех факультетов поселены в общежитиях, и на небольшом пятачке сконцентрировано гигантское количество молодежи. И сейчас идеология молодежи определяется только средствами массовой информации, студенческой курилкой и несколькими сектами, которые у нас действуют. Во время моей учебы там сформировалась группка людей, которая стала потом центром общинки. Мы собирались для совместных молитвы, трапезы, чтения акафистов, и в это же время промыслом Божиим в наш университет добрался иерей Кирилл Борисов. Он читал там лекции и, познакомившись с нами, сформировал из нашей просто группки общинку. В итоге сейчас там человек 20 людей активных, которые могут откликнуться на ваши предложения, и много сочувствующих. Я не буду рассказывать, как это все происходит, потому что это везде одинаково: те же акафисты, молитвенные собрания, работа среди студентов. В праздники мы устраиваем молебны, которые возглавляет о. Кирилл; у нас существует стенд, где мы вывешиваем информацию; мы ведем лекции среди студентов, просто встречаемся: есть такая удобная форма общения — на студенческом обеде (по-моему, это самый эффективный способ). Наша общая проблема в том, что состав наших общинок периодически меняется и традиция оказывается прерванной. И вторая проблема — в том, что многие общины не имеют даже угла, чтобы решить свои внутренние и внешние проблемы. Мы на подпольном положении, как в первые века христианства, собираемся тайно от администрации, она нас иногда отслеживает — бывают проблемы.
Из выступления Кирилла МЕЛКОНЯНА, Финансово-экономический университет:
В нашем университете милостью Божией произошло знакомство православных студентов, и со временем мы узнали, что в нем до революции был храм в честь Александра Невского. (Ныне там находиться актовый зал, и о существовании храма многие в университете даже, наверное, и не знают.) По этой причине мы решили регулярно, раз в неделю, собираться в любой пустой аудитории и читать акафист Александру Невскому. Максимум нас встречалось восемь человек, но еще, слава Богу, меньше трех нас не было; и с сентября 1997 года мы каждую неделю собираемся на акафист. И мы приложим все наши усилия, чтобы это дело продолжалось и развивалось.
Из выступления Владимира ПЕТРОВА, молодежное движение «Агрокультура»:
Наше движение объединяет активную молодежь, которая учится в сельскохозяйственных учебных заведениях города и области, большей частью — в средних учебных-заведениях. Как мы появились. Приблизительно два с половиной года назад у меня дома собрались несколько делегаций из разных учебных заведений, просто молодые фермеры, с которыми мы в течении лет семи активно сотрудничали, и сказали, давайте что-то делать. Дело в том, что особенно в сельской местности студенты этих техникумов находились, практически, на положении рабов: летом вкалывали на полях, не получали за свой тяжкий труд ни копейки, жили в неотапливаемых корпусах и т.д., не могли влиять ни на учебный процесс, ни на что другое.
Мы зарегистрировали наше молодежное общественное движение. Что удалось сделать за это время. Мы научили студентов — которые находятся в гораздо более бесправном положении, чем те, кто учится в городе — защищать себя, отстаивать свои интересы перед администрацией. Создали специализированные сельские хозяйства с отдельным корреспондентским счетом. Добились, чтобы наши студенты отчитывались не тем, что они вырастили, — потому что у них раньше все забиралось и продавалось, — а курсовыми работами и дипломами, теперь они ставят научные опыты. В городе мы собрали целую серию молодежных бригад из трудных подростков, а также тех, кто закончил вузы и остался без работы. Мы обрабатываем сады против вредителей, в пяти совхозах выращиваем овощи...
Из выступления БЛОКАДНИЦЫ — выпускницы школы, находившейся до войны в стенах Публичной библиотеки:
Поздравляю вас всех с праздником — именинами Татьяны. Я ваше время долго не займу. В сорок первом году, перед самой войной, я окончила школу, которая находилась в здании этой библиотеки до войны. (Во время войны здесь был госпиталь.) Напротив актового зала нашей школы — где сейчас читальный зал — было помещение этой домовой церкви, и я, ученица шестого-седьмого класса, бегая по коридору, заглядывала в замочную скважину, как и все дети; видела здесь позолоту, окраску небесного, голубого цвета. Много ли в замочную скважину увидишь, и нам никто не рассказывал, что здесь за помещение... не принято было даже спрашивать, что здесь такое: заперта дверь — и заперта.
Вы знаете, что здесь до революции был Екатерининский институт благородных девиц, потом была 213 школа, которую я и закончила. Я сегодня в первый раз с тех пор пришла в это здание, и благодарю Господа, что мне довелось все-таки зайти в эту дверь, закрытую для меня тогда, и хотела поделиться с вами этой радостью. Благодарю вас!
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!