Tweet |
В ходе двух войн 1768-1774 и 1787-1791 годов к России был присоединен Крым, Северное Причерноморье, открылись выгодные для страны перспективы. Славные подвиги русской армии и флота остались запечатленными в названии дворянских усадеб, владельцы которых имели самое прямое отношение к одержанным победам. Так появились необычные для русского слуха названия подмосковных усадеб: Кагул и Троицкое-Кайнарджи. Под Петербургом возникло аналогичное турецкое название — Чесма.
24-26 июня 1770 года турецкий флот был блокирован русской эскадрой под командованием графа А. Г. Орлова, фаворита Екатерины II. Несмотря на значительный перевес противника — 70 турецких кораблей против 30 русских — его флот был полностью уничтожен. Это дало России возможность беспрепятственно господствовать в Эгейском море и осуществлять блокаду Дарданелл. В память об этой победе императрица повелела воздвигнуть на острове колонну (посреди Большого пруда Екатерининского парка в Царском Селе), построить дворец и возвести при нем церковь.
Повеление государыни было исполнено. На седьмой версте от Петербурга на мызе Кекерексинен в 1774-1777 годах построили дворец в восточном стиле по образцу укрепленных замков, стоящих на берегах проливов Босфор и Дарданеллы. Рядом с дворцом в 1777 году в день сражения, 24 июня, Екатерина II вместе со своим двоюродным братом Густавом III, королем Швеции, заложила камень в основание церкви Рождества Иоанна Предтечи. Через три года выстроенную в псевдоготическом стиле церковь освящали. На церемонии снова присутствовали царственные особы: Екатерина II и Иосиф II, император «Священной Римской империи».
Сочетание белого и красного цветов в наружном декоре церкви на мрачном фоне свинцового питерского неба придавали ей неповторимый, величественный и таинственный облик: словно корабль русской славы плывет по бурному морю Истории. Поразительно, что эти великолепные постройки в память подвигов русского флота малоизвестны даже в самом Питере, хотя их автора, Ю. М. Фельтена, творца решетки Летнего сада, хорошо знают. Возможно, одна из причин кроется в их непростой судьбе.
В годы царствования Екатерины II во дворце проходили собрания кавалерской думы военного ордена св. Георгия. За три месяца до Отечественной войны 1812 года в нижнем этаже Чесменского дворца была устроена церковь Рождества Христова; вскоре в нее перенесли из Зимнего дворца утварь бывшей походной церкви царя Алексея Михайловича и его сына, императора Петра I. В дворцовом храме отпевали императора Александра I, а затем и его супругу, императрицу Елизавету Алексеевну. В 1830 году указом Николая I дворец был обращен в богадельню для престарелых и увечных воинов, продолжая служить и прославлением русских побед, и кровом для тех, кто их добывал...
С победой пролетарской революции все переменилось. Вместо богадельни в бывшем дворце в 1919 году разместился Первый концентрационный лагерь для принудительных работ. Затем здесь последовательно сменялись: сельскохозяйственная колония, общежитие для инвалидов труда, Автодорожный, потом Авиационный институт, который и занимает здание дворца до настоящего времени. Что касается церкви Рождества Иоанна Предтечи, то в 1919 году она была закрыта, а в 1930 в ней устроили столярную мастерскую. Почти сразу после этого здесь произошел пожар. Реставрация началась только в 1970 году, и в конце 1977 в храме был открыт музей «Чесменская победа» — филиал Центрального военно-морского музея Ленинграда. Это обеспечило определенную защиту памятнику русской воинской славы. Но только в новогоднюю ночь — 31 декабря 1990 года — храм стал использоваться по своему прямому предназначению — служить домом молитвы во славу Божию и славу России.
Д.З.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!