rss
    Версия для печати

    В чем секрет престижа МГУ?

    В № 14 и №15 «ТД» мы публиковали материалы, специально подготовленные для газеты Центром социологических исследований МГУ. Статья Нины Дмитриевны Сорокиной продолжает это сотрудничество.

    Московский университет остается едва ли не самым притягательным учебным заведением для молодежи, жаждущей получить высшее образование, а для большой ее части — недосягаемой мечтой. Попытки дискредитировать «первый ВУЗ страны» не только не увенчались успехом, но привели к прямо противоположному результату. Тем не менее, Университету, как и многим институтам, пришлось пережить трудное время, связанное с периодом распада Советского Союза, в результате которого сократился приток иногородних абитуриентов, в том числе из республик бывшего СССР. Так, в 1989 году 80% студентов МГУ было из Российской Федерации, 20% — из других республик СССР; в 1992 — соответственно 83% и 17%; из них на первом курсе в 1989 из Российской Федерации — 80% студентов, в 1992 — 88% (данные на апрель 1997).

    Если взять соотношение москвичей и иногородних, то оно было следующим. Среди студентов первого курса: на естественных факультетах москвичи составляли 40% (1989) и 49% (1992); на гуманитарных — соответственно 47 и 64%. В целом по МГУ — 43 и 55%.

    Московскому университету пришлось пережить период падения конкурса, но это продолжалось недолго. Трудности с формированием студенческого контингента особенно испытывали естественные факультеты. К примеру, на ВМиК (вычислительной математики и кибернетики) в 1992 году конкурс был 2,7 человека на место, в 1993 — 1,9. На гуманитарных факультетах конкурс оставался достаточно высоким, особенно на факультете психологии (7,1 и 6) и на недавно созданном факультете иностранных языков (6,7 и 13,7). В целом же, в 1992 году конкурс составил 3,6 чел. на место, в 1993 — 3,5. Затем началось постепенное возрастание конкурса: с 4 человек на место в 1994 году до 4,8 в 1997. В этом свою положительную роль сыграли: практика предварительных экзаменов, поиск абитуриентов в отдаленных уголках страны, реклама.

    Какие факультеты являются наиболее притягательными для поступающих? Разобьем их на несколько групп. В 1997 году наиболее высоким был конкурс на факультетах: иностранных языков (14 чел.); ИГУиСИ — Институт государственного управления и социальных исследований (10,9); психологии (10,3); географическом (7); ВКНМ — Высший колледж наук о материалах (7); ВМиК (6,8).

    Следующая подгруппа — это факультеты: почвоведения (5,5); механико-математический (5,1); юридический (5); геологический (4,6); экономический (4,6); ИСАА (4,2); журналистики (4); ФФМ — факультет фундаментальной медицины (4). И, наконец, группа факультетов, имеющих конкурс менее 4 человек на место: химический (3,8); биологический (3,8); филологический (3,7); социологический (3,4); физический (3,3); исторический (3,3); философский (3).

    Обращает на себя внимание тот факт, что конкурс не во всех случаях коррелирует с рыночным спросом на специальности. В самом деле, степень «рыночности» таких профессий, как юрист и почвовед несопоставимы, а конкурс на факультете почвоведения даже несколько выше в этом году, чем на юридическом. Следовательно, выбор факультета определяется не только соображениями рыночного спроса и престижности той или иной профессии.

    Приходят учиться в МГУ, прежде всего, из-за престижности университетского образования. Так, регулярно проводимые Центром социологических исследований опросы показывают, что в 1996 году 60% студентов высоко оценило конкурентоспособность диплома МГУ, в 1997 — 76%. Не для всех абитуриентов выбор факультета определяется склонностью, увлечением. Чем же в таком случае руководствуются молодые люди при выборе конкретного факультета МГУ?

    Ответ на этот вопрос мы попытались получить в ходе проведенного опроса среди первокурсников приема 1994 года (именно тогда началось увеличение конкурса в МГУ). 55% опрошенных студентов в качестве мотива выбора МГУ назвало такой: образование, полученное в МГУ, соответствует мировому стандарту.

    Далее следуют мотивы: в МГУ сильный профессорско-преподавательской состав (26%); здесь хорошие возможности для развития личности (18%); только в МГУ можно получить интересующую меня специальность (11%); привлекают занятия наукой (9%); следую семейной традиции (5%); МГУ близко от моего дома (4%); поступил случайно (4%).

    Что дает, по мнению опрошенных, получение диплома о высшем образовании? Стать высокообразованным, культурным человеком (57%); добиться успеха в жизни (54%); иметь профессию (42%); быть материально обеспеченным (32%); приобрести определенный социальный статус (20%); иметь возможность работать за рубежом (18%); не служить в армии (11%). Один из мотивов получения высшего образования — это «приятно провести время» (11%).

    Как и следовало ожидать, «быть материально обеспеченным» и «добиться успеха в жизни» особенно выделяли будущие юристы и экономисты. Корреляционный анализ показал, что имеется определенная связь между мотивами получения высшего образования и выбором МГУ. Так, вариант ответа «только в МГУ можно получить интересующую меня специальность» чаще отмечали те опрошенные, которые впоследствии хотели бы работать за рубежом. Мотив «образование, полученное в МГУ, соответствует мировому стандарту» больше выбирали первокурсники, стремящиеся быть материально обеспеченными и иметь возможность работать за рубежом. Те опрошенные, которые поступили случайно, чаще отмечали в качестве мотива получения высшего образования «приятно провести время».

    Изучение мотивов получения высшего образования показывает, что определяющими по-прежнему являются те из них, которые связаны, во-первых, с ориентацией на приобретение соответствующего культурного и образовательного уровня; во-вторых, со стремлением впоследствии занять достаточно высокое социальное положение в обществе. Так, в 1989 году, в первую очередь, значимыми были такие мотивы получения высшего образования, как: повысить интеллектуальный и общекультурный уровень (87%); иметь лучшие перспективы для служебной карьеры (41%); получить возможность добиться хорошей материальной обеспеченности (35%).

    Секрет престижности МГУ, как и раньше, довольно прост: окончание Университета позволяет выпускнику быть конкурентоспособным, иметь хорошие шансы для продвижения по социальной лестнице и, соответственно, открывает путь к материальной обеспеченности. Но главное, пожалуй, в том, что Университет по-прежнему дает образование в лучших классических традициях.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru