Tweet |
Московский университет остается едва ли не самым притягательным учебным заведением для молодежи, жаждущей получить высшее образование, а для большой ее части — недосягаемой мечтой. Попытки дискредитировать «первый ВУЗ страны» не только не увенчались успехом, но привели к прямо противоположному результату. Тем не менее, Университету, как и многим институтам, пришлось пережить трудное время, связанное с периодом распада Советского Союза, в результате которого сократился приток иногородних абитуриентов, в том числе из республик бывшего СССР. Так, в 1989 году 80% студентов МГУ было из Российской Федерации, 20% — из других республик СССР; в 1992 — соответственно 83% и 17%; из них на первом курсе в 1989 из Российской Федерации — 80% студентов, в 1992 — 88% (данные на апрель 1997).
Если взять соотношение москвичей и иногородних, то оно было следующим. Среди студентов первого курса: на естественных факультетах москвичи составляли 40% (1989) и 49% (1992); на гуманитарных — соответственно 47 и 64%. В целом по МГУ — 43 и 55%.
Московскому университету пришлось пережить период падения конкурса, но это продолжалось недолго. Трудности с формированием студенческого контингента особенно испытывали естественные факультеты. К примеру, на ВМиК (вычислительной математики и кибернетики) в 1992 году конкурс был 2,7 человека на место, в 1993 — 1,9. На гуманитарных факультетах конкурс оставался достаточно высоким, особенно на факультете психологии (7,1 и 6) и на недавно созданном факультете иностранных языков (6,7 и 13,7). В целом же, в 1992 году конкурс составил 3,6 чел. на место, в 1993 — 3,5. Затем началось постепенное возрастание конкурса: с 4 человек на место в 1994 году до 4,8 в 1997. В этом свою положительную роль сыграли: практика предварительных экзаменов, поиск абитуриентов в отдаленных уголках страны, реклама.
Какие факультеты являются наиболее притягательными для поступающих? Разобьем их на несколько групп. В 1997 году наиболее высоким был конкурс на факультетах: иностранных языков (14 чел.); ИГУиСИ — Институт государственного управления и социальных исследований (10,9); психологии (10,3); географическом (7); ВКНМ — Высший колледж наук о материалах (7); ВМиК (6,8).
Следующая подгруппа — это факультеты: почвоведения (5,5); механико-математический (5,1); юридический (5); геологический (4,6); экономический (4,6); ИСАА (4,2); журналистики (4); ФФМ — факультет фундаментальной медицины (4). И, наконец, группа факультетов, имеющих конкурс менее 4 человек на место: химический (3,8); биологический (3,8); филологический (3,7); социологический (3,4); физический (3,3); исторический (3,3); философский (3).
Обращает на себя внимание тот факт, что конкурс не во всех случаях коррелирует с рыночным спросом на специальности. В самом деле, степень «рыночности» таких профессий, как юрист и почвовед несопоставимы, а конкурс на факультете почвоведения даже несколько выше в этом году, чем на юридическом. Следовательно, выбор факультета определяется не только соображениями рыночного спроса и престижности той или иной профессии.
Приходят учиться в МГУ, прежде всего, из-за престижности университетского образования. Так, регулярно проводимые Центром социологических исследований опросы показывают, что в 1996 году 60% студентов высоко оценило конкурентоспособность диплома МГУ, в 1997 — 76%. Не для всех абитуриентов выбор факультета определяется склонностью, увлечением. Чем же в таком случае руководствуются молодые люди при выборе конкретного факультета МГУ?
Ответ на этот вопрос мы попытались получить в ходе проведенного опроса среди первокурсников приема 1994 года (именно тогда началось увеличение конкурса в МГУ). 55% опрошенных студентов в качестве мотива выбора МГУ назвало такой: образование, полученное в МГУ, соответствует мировому стандарту.
Далее следуют мотивы: в МГУ сильный профессорско-преподавательской состав (26%); здесь хорошие возможности для развития личности (18%); только в МГУ можно получить интересующую меня специальность (11%); привлекают занятия наукой (9%); следую семейной традиции (5%); МГУ близко от моего дома (4%); поступил случайно (4%).
Что дает, по мнению опрошенных, получение диплома о высшем образовании? Стать высокообразованным, культурным человеком (57%); добиться успеха в жизни (54%); иметь профессию (42%); быть материально обеспеченным (32%); приобрести определенный социальный статус (20%); иметь возможность работать за рубежом (18%); не служить в армии (11%). Один из мотивов получения высшего образования — это «приятно провести время» (11%).
Как и следовало ожидать, «быть материально обеспеченным» и «добиться успеха в жизни» особенно выделяли будущие юристы и экономисты. Корреляционный анализ показал, что имеется определенная связь между мотивами получения высшего образования и выбором МГУ. Так, вариант ответа «только в МГУ можно получить интересующую меня специальность» чаще отмечали те опрошенные, которые впоследствии хотели бы работать за рубежом. Мотив «образование, полученное в МГУ, соответствует мировому стандарту» больше выбирали первокурсники, стремящиеся быть материально обеспеченными и иметь возможность работать за рубежом. Те опрошенные, которые поступили случайно, чаще отмечали в качестве мотива получения высшего образования «приятно провести время».
Изучение мотивов получения высшего образования показывает, что определяющими по-прежнему являются те из них, которые связаны, во-первых, с ориентацией на приобретение соответствующего культурного и образовательного уровня; во-вторых, со стремлением впоследствии занять достаточно высокое социальное положение в обществе. Так, в 1989 году, в первую очередь, значимыми были такие мотивы получения высшего образования, как: повысить интеллектуальный и общекультурный уровень (87%); иметь лучшие перспективы для служебной карьеры (41%); получить возможность добиться хорошей материальной обеспеченности (35%).
Секрет престижности МГУ, как и раньше, довольно прост: окончание Университета позволяет выпускнику быть конкурентоспособным, иметь хорошие шансы для продвижения по социальной лестнице и, соответственно, открывает путь к материальной обеспеченности. Но главное, пожалуй, в том, что Университет по-прежнему дает образование в лучших классических традициях.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!