rss
    Версия для печати

    Солнце в Крыму

    Крым... Какие ассоциации связаны с этим словом у современного студента? Солнце, море, горы... А для кого-то Крым — это работа. В нынешнем году исполняется 40 лет со дня открытия Крымской учебной базы геологического факультета МГУ. Но полуостров имеет также особое значение для истории и культуры России.

    В своей книге «Благословенный лик Тавриды» протоиерей Алексий Медведев пишет: «Через этот край проходил путь «из варяг в греки». Отсюда начинался «великий шелковый путь» в страны Востока. Здесь была провинция Римской, а затем Византийской империй. Генуя имела здесь крепости и фактории. Земля эта, еще задолго до Рождества Христова знаменитая природой, климатом и ресурсами, привлекала и привлекает сердца многих. Достаточно перечислить имена великих деятелей российского искусства: поэтов Пушкина, Волошина, Ахматовой, писателей Куприна, Чехова, Телешова, Бунина, композитора Спендиандрова, художников Маковского и Айвазовского и других бывавших здесь.

    ... Князь Олег, прибивший свой щит на вратах Царьграда, считал Тавриду своей землей... Еще в I веке в Инкермане было до 75 храмов! Ученик апостола Петра, святитель Климент, отбывал здесь ссылку и был потоплен язычниками в казачьей бухте. Мощи учеников апостола Андрея Инны, Пинны и Риммы были перенесены в Алушту и там положены. Здесь прошли равноапостольные братья Кирилл и Мефодий (около 860 г.), благовествуя скифам и таврам...»

    И, наконец, самое важное событие тех лет, произошедшее в Крыму, — Крещение в Херсонесе в 988 году святого равноапостольного князя Владимира. Вместе с ним крестилась и вся Русь.

    2 декабря Церковь отмечает память святителя Филарета, митрополита Московского. В Татьянинской церкви, где хранится частица его мощей, особенно почитают этого выдающегося иерарха XIX века, знаменитого проповедника, посвятившего немало Слов Московскому университету. Именно святитель Филарет освящал Домовую университетскую церковь св. Татианы. Именно его перу принадлежит Катехизис, отрывок из которого мы публикуем в этом номере.

    Вера и знание

    — Что есть вера?

    — По изъяснению святого Павла, «вера есть уповаемых извещение, вещей обличение невидимых» (Евр. 11:1). То есть уверенность в невидимом, как бы в видимом, в желаемом и ожидаемом, как бы в настоящем.

    — Какое различие между знанием и верой?

    — Знание имеет предметом видимое и постигаемое, а вера — невидимое и даже непостижимое.

    Знание основывается на опыте или на исследовании предмета, а вера — на доверии к свидетельству истины.

    Знание принадлежит собственно уму, хотя может действовать и на сердце; вера принадлежит преимущественно сердцу, хотя начинается в мыслях.

    — Почему в учении благочестия требуется не только знание, но и вера?

    — Потому что главный предмет сего учения есть Бог, невидимый и непостижимый, и премудрость Божия, в тайне сокровенная. Посему многие части сего учения не могут быть объяты знанием разума, но могут быть приняты верою. «Вера, — говорит святой Кирилл Иерусалимский, — есть око, озаряющее всякую совесть, она сообщает человеку ведение». Ибо, говорит Пророк, «аще не уверите, не имате уразумети» (Ис., 7:9).

    — Как можно изъяснить необходимость веры?

    — Святой Кирилл изъясняет сие так: «Не только у нас, которые носят имя Христово, за великое почитается вера, но и все то, что совершается в мире, даже людьми, чуждыми Церкви, совершается верою. — На вере утверждается земледелие, ибо кто не верит тому, что соберет плоды, не станет сносить трудов. Верою водятся мореплаватели, когда, вверив судьбу свою малому древу, непостоянное стремление волн предпочитают твердевшей стихии, земле, предают самих себя неизвестным надеждам и имеют перед собой только веру, которая для них надежнее всякого якоря».

     

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru