rss
    Версия для печати

    Средневековое кладбище

    Село Верхоречье (бывшее Бия-Сала) расположено в устье Марты при ее впадении в реку Кача. Средневековым жителям этого района принадлежал ряд поселений в долине Качи, близ которых остались многочисленные средневековые кладбища с интереснейшими надгробными памятниками.

    Одно из самых больших средневековых кладбищ расположено на холме к востоку от Бия-Салы. Его историческим продолжением является современное действующее кладбище поселка, находящееся вокруг развалин средневековой церкви.

    Надгробья средневекового кладбища Бия-Салы разнообразны по своей форме. Наиболее древние из них относятся к IX-X вв. и представляют собой массивные прямоугольные плиты без рисунков или с изображениями орудий крестьянского труда. Поздние надгробья относятся к XIV—XVвв. и имеют форму «однорогих» и «двурогих» продолговатых саркофагов с двускатным верхом. На одном конце саркофага расположена своеобразная «башенка» и маленькая ниша, имитирующая вход. В эти ниши в день поминовения усопших ставили свечи.

    Церковь поселка Бия-Сала, руины которой сохранились внутри ныне действующего кладбища, носила имя Иоанна Предтечи (об этом еще помнят Верхореченские старожилы), и была построена в XIV в. (самое позднее — начале XV в.). Как сказано в ныне утраченной надписи на греческом языке: «Воздвигнут от основания и покрыт святой и чтимый Храм честнейшего и славнейшего Пророка Предтечи и Крестителя Ионна, (моею) смиренной рукой Константия Архиерея и Настоятеля Готии, старанием, помощью и иждивением Господина Бимата Темирского на память его и его родителей лета 7096 в ноябре месяце» (Кеппен, Крымский сборник).

    В 1848 году церковь вновь была восстановлена. Об этом говорит надпись на камне, находящемся в апсиде ныне разрушенного храма: «Сооружен своими трудами Биясалинским поселянином Карпом Яковлевым сыном Савельевым и женою его Елпиною Никитичной Савельевой 1848 года марта 1 дня». Храм простоял до конца Великой Отечественной войны, когда оккупанты, уходя из Крыма, сожгли церковь. Разрушение храма завершилось в 50-е годы нашего века, когда кто-то надумал снести стены для получения ничтожной выгоды — камня, которого и так много вокруг. Вмешательством руководства района удалось сохранить только древний алтарь с его уникальной фресковой росписью XIV—XV веков. Сейчас эта роспись, пропитанная закрепляющими растворами, экспонируется в музейных условиях.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru