Tweet |
Многие хорошо знают — по выступлениям и проповедям — митрополита Антония Сурожского (Блюма), который несет слово о Христе западноевропейскому миру. Но в Англии есть и другие, менее известные хранители Православия. Об одном из них, священнике в небольшом городе Бат, рассказывается в этой статье.
Бат — маленький, но удивительно красивый старинный городок, расположенный на реке Эйвон, недалеко от Бристоля. Именно здесь я проходила стажировку в местном университете. Каково же было мое удивление, когда я узнала, что в Бате есть православный храм, да еще в честь святого праведного Иоанна Кронштадского. «Откуда же взяться здесь православной общине?» — думалось мне (ведь официальной церковью в стране считается Англиканская). В первое же воскресенье я пошла туда на литургию. После службы был организован чай, где мне удалось познакомиться со многими прихожанами и с отцом Ивом — настоятелем храма. За месяц своего пребывания в Бате я много узнала о жизни этого удивительного прихода и вообще об истории Православия в Англии.
Второе рождение в Рождество
«Христианство пришло на территорию Англии с римлянами. После того, как завоеватели покинули страну, следы их культурного влияния начали быстро исчезать. В итоге христианство сохранилось лишь у кельтов, на северных и западных окраинах страны, да и там его приспособили к местным языческим верованиям. Подлинное же крещение Англии связано с именами двух людей — св. Григория и св. Августина.
В 596 году исполнилась давняя мечта св. Григория Папы Римского: на далекий остров из Рима были посланы миссионеры — 40 монахов во главе со св. Августином. Пристав к берегам Англии Августин послал переводчиков к королю Кента, Эдельберту I, который в те времена считался самым могущественным и влиятельным правителем, а его королевство — наиболее развитым. Сам Эдельберт был язычником, а его жена, французская принцесса Берта, — христианкой. Тем не менее, как только король узнал о прибытии миссионеров из Рима, он немедленно пожелал видеть их. Встреча, согласно традиции, состоялась «под Святым дубом», посреди острова Тэйнет.
Проповедь святого о христианской вере и Царствии Небесном, сама личность Августина, его могучее сложение (по преданию он был на голову выше обычного человека), необычное одеяние монахов произвели на короля неизгладимое впечатление. Эдельберт разместил их в своей столице, Кентербери, разрешив проповедовать среди своих подданных. При единственном условии — добровольности принятия новой веры.
Сам Эдельберт принял крещение в июне 597 года. Простота и праведность жизни монахов привлекала многих. Большое значение имело и то, что все подданные короля были свободны в принятии христианства. Многие крестились, последовав примеру самого Эдельберта.
В том же 597 году, в праздник Рождества Христова (25 декабря по ст. ст.) около 10 000 англичан приняли новую веру. Крещение происходило на реке Суэйль, напротив о. Шеппи. Несмотря на холодную, погоду, германцы, англы и саксы заходили в воду, где по молитвам св. Августина совершалось рождение целого народа к жизни во Христе. Это событие сопровождалось многими чудесами и исцелениями. Тот день Рождества Христова стал днем крещения, или второго рождения, Англии.
Конец «Старой Англии»
В Западной Европе широко бытует мнение о том, что до нормандского завоевания Англия была отсталой, неразвитой страной, а Церковь ее находилась в упадке. Но из этой эпохи старой Англии (которая продолжалась примерно 500 лет со времени крещения страны до нормандского завоевания) до нас дошли жития около 300 святых, не считая сотен мучеников, чьи имена не сохранились. Именно в те времена началась духовная история этой страны. С христианством на Британские острова пришла первая литература, музыка, архитектура, искусство управления государством, медицина — все, что современный мир называет цивилизацией. Начали строиться церкви; монастыри, возникавшие по всей стране, становились центрами учености.
Последним правителем «Старой Англии» был король Эдуард Исповедник (1042-1066), известный своим благочестием. Во славу Божию он построил Вестминстерское аббатство. Год смерти короля, 1066, ознаменовался появлением кометы Галлея, которая прочертила на небе огненный крест. Многие сочли это недобрым предзнаменованием. В октябре 1066 Вильгельм Нормандский (Завоеватель) заявил свои права на английский престол и высадился на Суссекском побережье. Вскоре после его победы в Англию хлынули нормандские бароны. Так закончилась эпоха «Старой Англии», почти неизвестная современному поколению. Позже духовный путь этой страны изменился, православная традиция пресеклась на несколько столетий.
Свое среди чужих
В 1534 г. Генрих VIII отказался признать власть римского папы и провозгласил себя главой Англиканской церкви — государственной церкви Великобритании.
Православие же возвратилось в Англию с иммигрантами лишь через несколько столетий в XVII веке, но так и не получило распространения. В 40-е годы XX века в Англии насчитывалось только три греческих православных храма и один русский. Однако Вторая мировая война изменила эту ситуацию.
Во время войны произошло несколько удивительных случаев. Так, святой Кутберт Чудотворец, чьи мощи находятся в Дареме, спас город от разрушения. В ночь, когда его должны были бомбить, опустился плотный туман, и город оказался недоступным для военно-воздушных сил. А в июне 1942 года, когда в результате налета на Кентербери треть центра города была разрушена нацистскими бомбами, по общему мнению, только благодаря заступничеству св. Августина главный кентерберийский собор остался невредим. Так в момент смертельной опасности Господь через своих святых явил помощь и спасение.
После Второй мировой войны в Великобританию иммигрировало много сербов, поляков, греков, украинцев, белоруссов и русских. Число православных приходов и церквей резко возросло. Сейчас в Англии более 120 православных храмов и 7 монастырей. Большинство православных составляют греки-киприоты. Когда они иммигрировали на Британские острова, то постарались воссоздать здесь свой традиционный уклад жизни. Они основали небольшие общины, где продолжали жить в рамках православной культуры, не оставляя надежду однажды вернуться на родину. В итоге, почти для всех иммигрантов церковь стала местом, где прежде всего можно встретиться и пообщаться с соотечественниками. А любой человек с улицы, к сожалению, воспринимается ими как чужак. В такой национальной корпоративности во многом кроется причина того, что до сих пор англичане считают Православие иностранной, чисто восточной традицией, преимущественно греческой и русской. Хотя оно имеет вековые корни в Англии. Тем не менее, когда англичане попадают в православные храмы, то видят лишь подтверждение своим предположениям: ведь службы ведутся, в основном, на греческом и славянском языках.
Лучшее лекарство
Желая сделать Православие доступным для англичан, в 1981 году отец Ив (кстати, бывший католик) со своей семьей и монахиней Саррой переехал из Лондона в Бат. Здесь он основал православный приход и женский монастырь, который пока состоит из одной монахини. Начинать пришлось с нуля — не было и до сих пор нет отдельного здания для храма. Для проведения богослужений в доме настоятеля была устроена домовая церковь.
Много сил и терпения потребовалось в первые годы. А сейчас приход представляет собой довольно обширную «семью» — около 45 человек, большинство из которых англичане, жители Бата и его окрестностей. Здесь все друг друга знают, вместе молятся, делят горести и радости друг друга. В этом большая заслуга отца Ива, который в своем служении следует заветам святого Иоанна Кронштадского, учившего, в первую очередь, любви к ближнему.
Отец Ив часто говорит, что человека можно излечить, воспитать, помочь и ободрить только любовью, что любовь — главное лекарство, особенно в современном мире, где так много злобы, нетерпения, насилия. Поэтому жизнь прихода не ограничивается общей молитвой на службах, воскресными ланчами (которые, кстати, очень помогают людям освоиться, влиться в эту православную семью, стать ближе друг к другу), небольшими «семейными концертами детей», паломничеством по святым местам. Прихожане также посещают больницы и тюрьмы, для них заключенные и больные — те же братья и сестры, которые нуждаются в элементарной человечности, любви, в слове утешения, во Христе. Каждый месяц выходит приходской листок, повествующий о жизни прихода, общих проблемах, достижениях, радостях. Но больше всего поражает отношение к самой вере, учению Православной Церкви. Как правило, проходит достаточно много времени, прежде чем о. Ив благословляет креститься новопришедшего или сменить вероисповедание. Человек может в течение целого года читать о Православии, изучать его основы. И здесь опять же помогает о. Ив, проводя регулярные занятия, встречаясь, если необходимо, с каждым индивидуально.
Принимая Православие, каждый новообращенный отдает себе отчет в выборе, который он делает, осознает, что новая вера требует изменения уклада жизни, отношения к окружающим, а зачастую и подвига. Наверное, современный англичанин решается на этот шаг, испытывая такие же по силе сомнения, что и его предки 1400 лет назад.
Tweet |
Вставить в блог
Православная Англия? Со дня Крещения Англии прошло 1400 лет1 декабря 1997
|
Поддержите нас!