rss
    Версия для печати

    Кришнаиты угрожают судом газете «Татьянин день»

    В конце октября в редакцию «ТД» пришел представитель «Московского общества сознания Кришны» и передал официальный отклик руководства MOCK на опубликованную в № 15 «ТД» статью «Удобную религию придумали индусы!... « К двум письмам прилагалось «Требование об опровержении « с указанием на готовность кришнаитов возбудить судебный процесс. Приведем наиболее яркие отрывки из этих посланий.

    «Уважаемый г-н главный редактор!

    Искренне удивлен публикацией в Вашей газете статьи А. Егорцева «Удобную религию придумали индусы» (№15). Непонятен уже сам заголовок. Если имеется ввиду благое дело — открытие в МГУ столовой для нуждающихся студентов, то это отрадный факт. К сожалению, мало кто сейчас помогает нуждающимся. Возмущает другое: очень негативный комментарий к этому факту, полный враждебности к кришнаитам и рассчитанный на разжигание межконфессиональной розни.

    Поражает, что автор статьи — аспирант философского факультета такого авторитетного учебного заведения как МГУ, проявляет чудовищное невежество в религиоведении. В статье к вредным сектам отнесена древнейшая монотеистическая традиция в рамках индуизма, религии, имеющей в мире почти миллиард последователей. Статья оскорбляет не только российских кришнаитов, но и всех индусов, в том числе и тех, которые учатся или учились в МГУ. Чего только не внес в свою длинную, стилистически неряшливо написанную статью незадачливый аспирант! <...>

    27.10.97

    Директор пресс-центра MOCK канд. Эконом. наук В. Яковлев»

    Учредителям газеты «Татьянин День»

    «Уважаемые господа!

    К нам попал номер газеты «Татьянин день» со статьей «Удобную религию придумали индусы» (циничный парафраз стихотворения В. Высоцкого «Хорошую религию придумали индусы»). Этот опус явно провоцирует межрелигиозную рознь между великими религиями — христианством и индуизмом. Сознание Кришны — монотеистическое течение в индуизме, насчитывающем около миллиарда последователей, причисляется к сектам, что само по себе некорректно, как бы ни понималось это слово, приобретшее в русском языке пренебрежительный оттенок. Поражает полное невежество автора — аспиранта философского (!) факультета МГУ. Автор оскорбляет не только приверженцев индуизма, но и христиан своей безответственностью, стремлением «стравить» конфессии, а заодно и народы, дружившие многие века.

    Кришнаитам, известным во всем мире проповедью ненасилия и непричастностью к политике, предъявляются абсурдные обвинения в криминальности и намерении захватить власть <...>

    Просим вас разобраться, как могло случиться, что подобная статья появилась в газете, которая именует себя христианской.

    27.10.97

    Председатель исполкома Центра обществ сознания Кришны в России С. Зуев»

    Комментарий редакции газеты «Татьянин День» (МГУ):

    С благодарностью принимаем замечания и скорый отклик на нашу скромную статью. Однако вынуждены обратить внимание на то, что в этих посланиях содержится ряд неточностей и ошибок, в частности, следующие:

    1) Авторы пишут: «возмущает очень негативный комментарий» к открытию в МГУ столовой. Но: в разбираемой статье факт открытия в МГУ «вегетарианской» столовой дается вообще без комментариев.

    2) Голословно обвиняя автора статьи, аспиранта Кафедры религиоведения философского факультета МГУ, в «чудовищном невежестве в религиоведении», «в полном невежестве» — как следует из обоих писем, ни уважаемый г-н Яковлев (экономист), ни уважаемый г-н Зуев (ученая степень не указана) собственно к религиоведческой стороне публикации ни одной претензии не имеют.

    3) Что касается возмущения гг. Яковлева и Зуева тем, что в статье религиозная корпорация «Общество сознания Кришны» «причисляется к сектам», «к вредным сектам», то укажем лишь на тот факт, что именно так классифицируется «ОСК» в многочисленных религиоведческих справочниках и исследованиях. Например, «MOCK» причисляется не к традиционному индуизму, а к «новым религиям», «деструктивным культам» или же «сектам» в следующих книгах:

    Балагушкин Е. Г. Критика идеологии и практики современного кришнаизма. -М., Знание, 1984.

    Дворкин А. Десять вопросов навязчивому незнакомцу, или Пособие для тех, кто не хочет быть завербованным. — М., 1995.

    Макдауэлл Дж., Стюарт Д. Обманщики. — М., Протестант, 1993.

    Мартин Уолтер. Царство культов. -СПб., Логос, 1992.

    Митрохин Л. Н. Религии «нового века». -М., 1985.

    Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справочник / Миссионерский Отдел МП РПЦ. — Белгород, 1997. — 272 с.

    Основы религиоведения: Учебник / под ред. И. Н. Яблокова. — М., Высшая школа, 1994.

    Порублен Н. В. Культы и мировые религии. — М., Благовестник, 1994.

    Привалов К. Секты: досье страха. — М., 1987.

    Современные ереси и секты в России. — Рязань, 1996.

    Современные секты в России // Вестник Всецерковного Православного Молодежного Движения. — М. — СПб., 1995.

    Тоталитарные секты: свобода от совести. — М, 1997.

    Хвыля-Олинтер А. И., Лукьянов С. А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. — М., 1996.

    Hubner John, Gruson Lindsey. Monkey on a Stick. Murder, madness, and the Hare Krishnas. — San Diego, New York, London, 1988.

    Les sectes en France. Rapport fait au nom de la commission d'enquete (1) sur les sectes... // Assemblee nationale. Les Documents d'information. Rapport № 2468. — 1995.

    Ritchie, Jean. The Secret World of Cults. Inside the sects that take over lives. — London, 1991.

    Исходя из логики гг. кришнаитов Яковлева и Зуева, всех авторов вышеперечисленных исследований (заметим, разного времени, разных стран, разной религиозной / атеистической принадлежности) следовало бы обвинить в «чудовищном невежестве» — что само по себе является уже абсурдом.

    С другой стороны, ни для кого не секрет, что «Общество сознания Кришны» (основанное Прабхупадой в 1966 году в США) так же может представлять «древнейшую традицию индуизма», как секта «Богородичный центр» — Православие. Например, известный российский индолог Ирина Глушкова, сотрудник Центра индийских исследований Института

    востоковедения РАН, так оценивает соответствие «ОСК» традиционному индуизму: «Между Индией наших кришнаитов и реальной Индией такая же разница, как между порошком «Зуко» и соком живого плода» (Независимая газета, 6.07.96).

    4) Вопреки утверждениям уважаемых гг. Яковлева и Зуева, на самом деле статья не направлена на «разжигание межконфессиональной розни» и не провоцирует «межрелигиозную рознь между великими религиями — христианством и индуизмом». В статье практически не дается никакой оценки традиционному индуизму. Весь материал посвящен анализу экспансионной деятельности нетрадиционного ответвления индуизма — культа «ОСК», вызывающего обоснованную тревогу российской общественности, правозащитных организаций, правоохранительных органов РФ. Подчеркнем также, что автор, напротив, с глубоким уважением относится к великому индийскому народу и древней индийской культуре.

    5) Если председателю исполкома Центра ОСК г-ну Зуаву «обвинения в криминальности» представляются «абсурдными», то ряд сообщений СМИ о неблаговидных поступках некоторых кришнаитов (как за рубежом, так и в СНГ) в действительности рисуют менее оптимистическую картину т.н. кришнаитской «проповеди ненасилия».

    В частности, сообщение РИА «Новости» об убийстве «на религиозной почве» приверженцем кришнаизма продавца торгового киоска в армянском городе Арзни в августе 1996 года. Также подробному анализу преступлений, совершенных в разных странах мира лицами, относившими себя к кришнаизму, посвящена книга «Обезьянка на шесте» («Monkey on a Stick. Murder, madness, and the Hare Krishnas»). Имеются и другие источники.

    6) Заявления о т.н. кришнаитской «проповеди ненасилия» как-то странно согласуются с рядом высказываний основателя «MOCK» в основных вероучебных книгах кришнаитов, как то:

    «Шримад Бхагаватам»: «Насилие, совершаемое в соответствии с принципами религии, намного выше так называемого «ненасилия» (песнь 1, ч. 1,2. Гл.7, комм, к тексту 36).

    «Бхагавад-Гита как она есть»: «Любой человек, действующий в сознании Кришны..., даже убивая, не совершает убийства, как и не затрагивается он последствиями такого поступка « (Гл.18, комм, к тексту 17). « Насилие имеет свое назначение, а его правильное применение зависит от знания... Когда Кришна призывает сражаться, следует считать, что это насилие направлено на установление высшей справедливости» (Тл. 2, комм, к тексту 21). Эти и другие высказывания свидетельствуют о наличии в учении кришнаитов «двойной морали».

    7) И наконец, г-н Зуев укоряет автора в «циничном парафразе» стихотворения В. Высоцкого «Хорошую религию придумали индусы». Что ж, действительно, в начале известной шуточной песни «О переселении душ» стоит выражение «хорошую религию». Однако, смеем указать председателю Центра ОСК на концовку песни:

    Пускай живешь ты дворником— родишься вновь прорабом,

    А после из прораба до министра дорастешь, —

    Но если туп, как дерево — родишься баобабом

    И будешь баобабом тыщу лет, пока помрешь.

    Я от восторга прыгаю,

    Я обхожу искусы, -

    Удобную религию

    Придумали индусы!

     

    (Высоцкий B.C. Сочинения. В 2-х т. ТЛ. — М.: Худож. лит., 1991. — С.245.)

    В свою очередь редакция газеты «Татьянин День» готова подарить «Московскому обществу сознания Кришны» аудиокассету с записями этой и других песен Владимира Семеновича Высоцкого для более полного ознакомления российских кришнаитов с творчеством известного русского барда.

    8) Что касается просьбы разобраться, по каким причинам вышеназванная статья «появилась в газете, которая именует себя христианской», сообщаем, что основанием для этого послужили публикуемые постановления.

    Редакция газеты «Татьянин День»

     

    Вставить в блог

    Кришнаиты угрожают судом газете «Татьянин день»

    1 декабря 1997
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru