rss
    Версия для печати

    Как читать лекции по свободным искусствам. Постановление факультета искусств Парижского университета

    Среди пыльных бумаг и манускриптов прошлого редакция «ТД» нашла прелюбопытный документ XIV века. Его содержание наталкивает на раздумья, однако представляется, что введение подобной системы в Московском университете было бы слишком жестоким актом.

    1355 год

    Были испробованы два метода чтения книг (лекций) по свободным искусствам.

    При первом методе магистры философии быстро говорят со своих кафедр, так что ум слушателей может воспринять эти речи, но рука не может записать их. При втором методе магистры говорят медленно, так что слушатели могут записать эти речи в присутствии говорящих. При тщательной проверке и при взаимном сравнении этих двух способов первый из них был признан лучшим, потому что способность обыкновенного ума, выражающаяся в образовании понятий, заранее указывает на желательность подражания ему в наших чтениях. Поэтому, мы все, как один, магистры искусств, как читающие лекции, так и не читающие их, будучи специально созваны для этой цели, вынесли следующее постановление:

    Все лекторы, как магистры, так и схолары, на одном и том же факультете, где бы им не пришлось читать регулярно какую-либо книгу или какой-либо курс на этом факультете или обсуждать какой-либо вопрос в соответствии с тем или другим методом изложения, должны следовать первому методу чтения в целях наиболее полного развития их способностей, т.е. излагая лекции указанным способом, хотя бы никто не мог записать за ним в их присутствии. В соответствии с этим методом должны происходить беседы и обсуждения в университете, и ему должны следовать лекторы и на остальных факультетах.

    Нарушителей этого постановления, будут ли это магистры или схолары, мы лишаем на один год их положения как лекторов, а также лишаем их почестей и должностей и всего, чем их поддерживает наш факультет. Но если кто-либо повторит такой проступок, то мы за первое повторение удваиваем наказание, за второе повторение — учетверяем и т.д. И слушателей, вмешивающихся в исполнение этого постановления и прибегающих с этой целью к крику, свисту или шуму или к бросанию камней, лично или при содействии своих товарищей или споспешников, или каким-либо другим путем, мы лишаем своего общения и устраняем из своей среды на один год; и за каждое повторение мы увеличиваем наказание в два или четыре раза в соответствии со сказанным выше.

    Из книги «Антология педагогической мысли христианского Средневековья»

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru