Tweet |
ИЗВЕСТНО, какое большое значение придавал Гоголь композиции «Выбранных мест из переписки с друзьями». Между тем, установилось мнение о хаотичности, непродуманности структуры книги. Вот что пишет профессор И. М. Андреев: «Главный формальный недостаток «Переписки» — это ее недоработанность, нецельность, смешение в одно механическое целое разнородных и разновременно написанных писем, и помещение глубоко продуманных писем рядом с незрелыми. «Переписка» — это черновик собранных в одну кучу ясных и неясных самому автору тем, законченных трактатов и обрывков неправильных мыслей, важных жизненных проблем и мелких ничтожных мимолетных впечатлений».
Примерно то же самое говорит Андрей Синявский: «Впечатление кощунства <...> проистекало большей частью в результате смешения жанров, законных в разрозненном виде и стыкнувшихся тут в нечто противоестественное: Библии и поваренной книги, молитвы и газеты, земных и небесных забот». В этих высказываниях есть доля правды, но в целом с ними нельзя согласиться.
БЫЛО БЫ странным и глубоко ошибочным полагать, что такой великий мастер слова как Гоголь вдруг отказался от своего таланта и начал писать кое-как, без всякой обработки и без размышлений. Так, Ю. Барабаш подчеркивает, что «Переписка» — это «определенным образом организованное идейно-эстетическое единство, целостное произведение». И далее, подробно проанализировав работу Гоголя над книгой, критик делает вывод, что «подход автора «Выбранных мест...» не назовешь иначе, как подходом системным».
Все творчество Гоголя убеждает нас в том, что в его произведениях за видимым, внешним содержанием всегда скрывается внутреннее, глубинное. Об этом пишет, например, известный исследователь гоголевского творчества протоиерей Василий Зеньковский: «...все исследования застревают во внешней стороне творчества Гоголя, как бы и не замечая, что за внешней оболочкой есть иные «слои»... У Гоголя за внешним сюжетом постоянно проступают иные темы, в которых скрыта художественная острота и сила данного произведения».
По мысли академика С. С. Аверинцева, «смысл символа не существует в качестве некой рациональной формулы, которую можно «вложить» в образ и затем извлечь из образа». Говоря языком Вяч. Иванова, символ подобен солнечному лучу, пронизывающему разные слои. В зависимости от того, какой слой мы изучаем, для нас по-разному открывается содержание образа. Так, П. Г. Паламарчук видит ключ к «Ревизору» в идее города, восходящей к блаженному Августину и переосмысленной Гоголем.
В Священном Писании многое также следует понимать символически. Так, в Новом Завете чудо умножения пяти хлебов помимо своего прямого смысла имело и символическое значение. «Пять тысяч народа означают пять чувств поврежденных, кои врачуются пятью же хлебами...»' Подобного рода символизм мы находим и в «Выбранных местах...»
КОМПОЗИЦИЯ «Переписки» следует схеме Великого поста. Многие идеи книги Гоголя можно найти в его выписке «О посте» из «Христианского чтения». Гоголь любил четкие, красивые построения: достаточно вспомнить поэму «Мертвые души», которая, по замыслу Гоголя, должна была состоять из трех частей, подобно «Божественной комедии» Данте, оказавшей несомненное влияние на Николая Васильевича (поэма Данте, кстати, выстроена с чрезвычайной стройностью). Их сюжетное сходство не раз отмечалось исследователями.
В. А. Воропаев пишет: «В «Предисловии» автор объявляет о своем намерении отправиться Великим Постом во Святую Землю и испрашивает у всех прощения, подобно тому как в преддверии Поста, в Прощеное воскресенье, все христиане просят прощения друг у друга». Итак, уже в первых строках своего сочинения Гоголь, говоря о «наступающем Великом Посте», дает читателю ключ к пониманию второго, сокровенного уровня произведения. Это как бы сигнал, указание — «ищи здесь». Гоголь говорит, что «сколь
бы ни была моя книга незначительна и ничтожна, но я... прошу моих соотечественников прочитать ее несколько раз», — настолько непросто докопаться до ее внутреннего смысла. «Предисловие» является как бы эпиграфом к «Выбранным местам...», призванным правильно ориентировать читателя.
САМАЯ ПЕРВАЯ ФРАЗА — «Я был тяжело болен; смерть уже была близко, « — содержит как бы два уровня. С одной стороны, когда писалась книга, весной-летом 1845 года Гоголь действительно был тяжело болен. С другой стороны, Николай Васильевич, по мысли Воропаева, «напоминает каждому о важнейшей христианской добродетели — памяти смертной». То же и с путешествием в Иерусалим. Действительно, Гоголь давно мечтал посетить Святую Землю, получил на эту поездку благословение от епископа Харьковского Иннокентия еще в начале 1842 года, много готовился к ней, рассказывал об этом друзьям. Однако свое паломничество он совершил только в 1848 году.
В книге же «поездка в Иерусалим» имеет символический смысл. Дело в том, что долгое постное странствование (этот образ Гоголь мог часто встречать как в писаниях Святых отцов, так и в церковных песнопениях) служит образом скитания Израильского народа в пустыне, описанном в Книге Исход. Этот сорокалетний путь привел евреев к своему Отечеству, Иерусалиму. Теперь же, когда богоизбранным народом являются все, находящиеся внутри ограды церковной, они, подобно древним израильтянам, совершают во время сорокадневного Великого поста свой путь в Горний Иерусалим, к Светлому Христову Воскресению — Пасхе (главой «Светлое Воскресенье» заканчивается книга Гоголя).
ВЕЛИКИЙ ПОСТ — это время познания себя и своего места в мире, а цель — встреча со Христом в Его Воскресении. Именно об этом и рассказывают «Выбранные места...». П. Г. Паламарчук в книге «Ключ к Гоголю» говорит, что для писателя поездка в Иерусалим была «путешествием к первообразу Нового града», о котором говорится в Откровении св. Иоанна Богослова: «И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» (Откр., 21:2). От «города со всем вихрем сплетней — преобразования бездельности жизни всего человечества в массе» — ко Граду Божьему: вот путь Великого поста. Паламарчук подробно разбирает эволюцию «города» у Гоголя и убедительно доказывает важность этого образа в его творчестве. Таким образом, «путешествие в Иерусалим» есть путь христианской души во время Великого поста. Следует отметить, что в последнюю пятницу перед постом на службе в церкви читается отрывок из Книги пророка Захария. Вот несколько выбранных мест из него, где говорится об Иерусалиме как о цели и о спасении:
Так говорит Господь Саваоф: вот, Я спасу народ Мой из страны востока и из страны захождения солнца;
и приведу их, и будут они жить в Иерусалиме, и будут Моим народом, и Я буду их Богом, в истине и правде. И будут приходить многие племена и сильные народы, чтобы взыскать Господа Саваофа в Иерусалиме и помолиться лицу Господа (Зах. 8:7-8,22).
В этом же отрывке звучит наставление: «Вот дела, которые вы должны делать: говорите истину друг другу; по истине и миролюбно судите у ворот ваших» (Зах. 8:16). Несомненно, что слова «говорите истину друг другу» Гоголь воспринял как руководство к действию, как свой долг, как основу своей книги. Мочульский справедливо замечает, что «свой путь» для Гоголя — «поучение и нравственное влияние». «Бог повелел, — утверждает Гоголь, — чтобы мы ежеминутно учили друг друга». Перед путешествием Гоголь испрашивает у своих соотечественников прощения по евангельской заповеди:
Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5:23-24).
Накануне Великого поста, в Прощеное воскресенье в церкви читается отрывок из Евангелия, где говорится: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф, 6:14). Таким образом, путешествие, которое Гоголь «хотел бы совершить как добрый христианин» и потому испрашивал прощения, есть великопостное странствование. В примечании к девятитомному собранию сочинений писателя приводится рассказ из записной книжки Гоголя о том, как прощаются перед Великим постом. Конечно, вышеизложенное не зачеркивает и прямой смысл «Предисловия», то есть намерение Гоголя отправиться в Иерусалим.
Великий пост, по мысли Святых Отцов, есть образ нашей жизни. Гоголевская книга также охватывает почти все области человеческой деятельности: недаром ее сравнивали с «Домостроем».
Итак, дав нам в руки ключ к своему произведению, Гоголь начинает собственно «Выбранные места...». Следует заметить, что как Великий пост имеет продуманную структуру, части которой расположены в определенной последовательности, так и «Выбранные места...» повторяют эту схему, хотя и не в таком гармоническом и стройном виде.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!