Tweet |
В газете «Татьянин День» была опубликована обширная статья о рок-музыке («Все это рок-н-ролл» №№ 4 и 5, 1995). Как нам кажется, в ней предложено искаженное представление об этой музыке и ее слушателях. Вероятно, именно по этой причине не все нашли убедительным ответ на вопрос, может ли слушать такую музыку христианин. Сомнения остались, поэтому мы продолжаем начатый автором статьи разговор.
Рок-музыка столь разнообразна, что очень сложно говорить о ней в целом. Поэтому давайте посмотрим, найдется ли то, что можно принять и что совсем неприемлемо.
Попытаемся рассказать о том, что из себя представляла рок-музыка в разные периоды своего существования. Рок-н-ролл появился в 50-х годах как чисто развлекательная, танцевальная музыка. Тогда в среде западной молодежи нарастало неприятие внешне благополучного буржуазного образа жизни. На фоне существовавшей тогда массовой культуры — слащавых голливудских историй и приторных эстрадных песенок и в условиях духовного оскудения рок-н-ролл подкупал своей искренностью. Он был принят молодежью с большим энтузиазмом, и спустя несколько лет качественно изменился. Во-первых, он стал более содержательным, стал выражать настроение социального протеста и первые, робкие представления о настоящей жизни. Во-вторых, преобразилась сама музыка: стали сложнее музыкальный язык, средства выразительности, появились гениальные мелодии The Beatles: К рубежу 60-х — 70-х годов окончательно сформировался новый музыкальный жанр — рок-композиция. Рок-музыка переросла в самостоятельное, уже чисто художественное явление. Именно в это время создаются величайшие произведения в этом жанре. Свои совершенно фантастические концерты дают Deep Purple, Led Zeppelin, Jethro Tull, лучшие эпические произведения создают Yes, Genesis, уникальный прорыв в представлениях о музыке совершили King Crimson. Здесь не осталось и тени протеста эпохи становления жанра.
К сожалению, со временем рок-музыка выродилась в коммерческие и экстремальные формы, где творчеству почти не осталось места. Поэтому рок-музыка навсегда осталась в семидесятых годах.
В упомянутой выше статье автор отождествил рок-музыку с субкультурой, а ее слушателя обозвал «рок-человеком». Рок был элементом молодежной субкультуры лишь на начальном этапе своего формирования, оставаясь всегда прежде всего музыкой. Едва ли каждый слушающий ее подтвердит, что влияние этого увлечения на его личность столь велико, что его можно было бы назвать «рок-человеком» — одни скажут, что слушают ее для отдыха, другие — что испытывают чисто эстетические чувства, некоторая часть вспомнит об этом «первом переживании свободы», и лишь немногие признаются, что находятся в полной «отключке» — подобно медитирующим или наркоманам.
Как пример богоборческих влияний рок-музыки С. Чапнин приводит тенденциозное толкование песни Леннона «Imagine». Буквальное понимание слов привело к ошибочным выводам. Справедливости ради скажем, что, в основном, в рок-музыке (мы не имеем в виду так называемый «русский рок») текстам отводится второстепенная роль. При этом есть и серьезные стихи, и концептуальная поэзия (Питер Синфилд, Ян Андерсон, Роджер Уотерс, Питер Габриэл).
Типичным примером предвзятого отношения к рок-музыке являются следующие слова господина Чапнина: «Любовь преподносится как доступность, мужество как грубость, бесстыдство как свобода, смирение как закомплексованность <...> грех «становится» добродетелью».
У рок-музыки есть отличительная черта, присущая также и джазу, — «драйв». В цитируемых Чапниным словах Ивана Соколовского справедливо подмечено, что это воздействие в значительной степени физиологическое и апеллирует к подсознанию, однако не стоит видеть в нем «недочеловеческий, природно-звериный аспект».
Нельзя также противопоставлять рок-музыку классической. Сольные работы классика тяжелого рока
Джона Лорда можно смело отнести к классической музыке. Один студент попытался сыграть по нотам типично хард-роковый фрагмент композиции «I Am a Viking» самого «быстрого» гитариста Ингви Малмстина. Каково же было его удивление тому, как при медленном воспроизведении на акустической гитаре совершенно «металлический саунд» превратился в дивную, как бы средневековую и поразительно глубокую музыку — и глубину эту очень сложно разглядеть при небрежном, брезгливом прослушивании оригинала.
Можно утверждать, что рок-музыка может вызывать в человеке те же переживания, что и классическая музыка. И поэтому, строго говоря, нужно решить для себя, можно ли слушать музыку вообще. И когда священник Максим Козлов в газете «Татьянин День» (№ 6, 1995) отвечает на вопрос о классической музыке, мы вправе отнести его ответ и к року, разумеется, условно. С другой стороны, надо всегда помнить и о страстях и прелестях, частенько присутствующих в рок-произведениях. Особенно хорошо видно разрушающее влияние рок-музыки на личность на рок-концерте — очень трудно себе представить благочестивого православного студента, находящегося среди толпы объятых экстазом (в современном смысле этого слова) людей. Некоторые музыканты эпатируют публику игрой в сатанизм (Alice Cooper, Black Sabbath). Вряд ли православный человек заинтересуется их творчеством.
В статье «Все это рок-н-ролл» автор описывает состояние молодого человека, слушающего рок-музыку после Литургии. Не желая подвергнуть обсуждению это конкретное переживание, мы должны сказать следующее. Во всяком случае, слушая светскую музыку, человек получает удовольствие. Православный аскетизм не есть полный отказ от земных удовольствий. Удовольствие есть благо и дано человеку для прославления Бога. Важно лишь правильно выбирать, в какое время чем занимать свое внимание. Например, Великий Пост — не лучшее время для праздничных застолий.
Большинство современных православных студентов стали верующими в сознательном возрасте. Хорошо, если им в «прошлой жизни» не довелось приобщиться к этой спорной культуре. Мы же адресуем эти строки скорее тем, в ком живо воспоминание об искренности того, что они слышат в своих любимых рок-произведениях, и в то же время больше всего эти люди дорожат памятью о присутствии Божием, которую Сам Христос вселил в их сердца.
Итак, сомневающийся должен спросить у своей души, что с ней происходит при рок-откровениях, и получить ответ: может ли он, не нанося ей вреда, в самом деле возможного от некоторых рок-произведений, созерцать красоту в других, в шедеврах этой весьма своеобразной музыки. И ответить надо честно.
«Кто ест, для Господа ест: ибо благодарит Бога. И кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога» (Рим.14:6).
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!