Beautiful friend.
This is the end,
My only friend,
The end.
I 'II never look into your eyes
Again. («The End», Дж. Моррисон)
Tweet |
Маленький подмосковный храм. Идет отпевание. В гробу лежит совсем молодой парень. Наркоман. Смерть от передозировки. Через несколько дней в этом же городке найдут труп другого наркомана — с простреленным затылком. Как предполагает следствие, второй снабжал наркотиками первого и знался с более высокими звеньями цепочки. Чтоб не вывел «оперов» на «пахана» — убрали...
***
Как сообщается в статистическом сборнике «Преступность и правонарушения» (М.: 1996), с 1995 г. «заметно расширился спрос на наркотики, к их употреблению приобщились сотни тысяч людей, прежде всего — молодежь».
Указывается на то, что Москва является «одним из крупных перевалочных пунктов и привлекательным регионом сбыта наркотиков». Наркотическое «воспитание» русской молодежи — весьма доходное дело для граждан соседних государств.
В мировой истории и литературе можно найти немало упоминаний о наркотиках. С древнейших времен человечество использовало наркотические средства в ритуальных целях: по мнению некоторых исследователей, наркотики употреблялись в древнегреческих Элевсинских мистериях, а о том, что в вино и масло для галлюцинаций можно добавлять «каннабис», знал еще Демокрит. Знакомы с наркотиками Гиппократ, Гален, Парацельс. Опиум был известен древним ассирийцам, шумерам и китайцам. Индейцы использовали психотропные вещества еще в X в. до Р. Х. Миссионеры в Южной Америке среди прочих препятствий для христианизации местных народов называли зафиксированный в тех местах культ грибов-галлюциногенов. Распространенный среди северо-американских индейцев культ Ловофоры (кактуса, из которого вырабатывается наркотическое вещество «мескалин») в 1930 г. получил законный статус в лице секты «Native American Church» с четвертью миллиона последователей.
В 1821 г. была опубликована знаменитая «Исповедь англичанина, употребляющего опиум» Томаса де Квинси. В книге подробно описывается процесс перехода от экстаза и приливов счастья и блаженства после кокаиновых инъекций, к непредотвратимым пыткам, достойным разве узников ада.
В 1844 г. в Париже был основан Клуб любителей гашиша, расположившийся в отеле Пинодан. Его члены практиковали ежемесячные, почти религиозные встречи-церемонии с употреблением пасты гашиша; после банкета господа обычно предавались галлюцинациям.
Несколько раз наркотическую тематику затрагивает в своих детективных историях Артур Конан Дойл. В рассказе «Пять зернышек апельсина», в частности, упоминается о том, что Шерлок Холмс иногда «отравляет себя кокаином». А характер «реалистических» зарисовок Лондонского притона и их посетителей в «Человеке с рассеченной губой» дали некоторым исследователям возможность выдвинуть мнение, будто и сам автор знаменитых детективов не был чужд употребления наркотика, — что, впрочем, из названных произведений никак не выводится.
Многочисленными описаниями экспериментов с наркотиками полны книги Олдоса Хаксли (например, «Двери восприятия», «Рай и Ад» и др.), в которых галлюцинациям придается мистическое значение. В новелле «Остров» при помощи наркотических средств создается целый образ авторской Утопии.
Обширный материал по наркомании представляют сочинения Карлоса Кастанеды, например, «Учение дона Хуана (Путь знания индейцев яки)», «Путешествие в Икстлан» и другие. Кастанеда описывает, как индеец дон Хуан научил его постигать «необычную реальность» и достигать «магической силы» и «могущества» с помощью галлюциногенных растений: «пейота», «дурмана» и «гриба». После первой пробы растения, содержащего мескалин, автор признается: «Я забыл, что я человек!». Позднее, в одном из интервью, Кастанеда пояснит: «Я никогда не употреблял LSD, но из обучения у дона Хуана я вынес убеждение, что психотропные средства используются лишь для того, чтобы остановить поток обычных интерпретаций, преодолеть противоречия и поколебать при: зычную уверенность в адекватности восприятий». По некоторым сведениям, в Москве уже полуподпольно действует некое Общество Карлоса Кастанеды.
Книга другого автора, Станислава Грофа, «Области человеческого бессознательного: опыт исследований с помощью LSD» посвящена подробному рассмотрению экспериментов с LSD. А в его книге «За пределами мозга: рождение, смерть и трансценденции в психотерапии» в качестве иллюстраций приведены специфические изображения «кошмарных видений», зарисованных пациентами, употреблявшими «кислоту».
***
Сегодня западными специалистами выделяются три основные зоны стран-поставщиков сельскохозяйственных наркотиков: I — «Золотой полумесяц» (Иран, Афганистан, Пакистан, а также Индия и Непал); II — «Золотой треугольник» (Бирма, Лаос, Таиланд); III — «Золотая звезда» (Южная Америка, Колумбия, Перу, Боливия, Эквадор).
В 1988 г. в Соединенных Штатах было употреблено от 15 до 21 тыс. тонн марихуаны. По сообщению журнала «Economist», «самым выгодным товаром в мире» является кокаин. Статистические данные показывают, что человечество тратит на наркотики астрономические суммы денег. К примеру, подсчитано, что в 1988 г. в США на незаконные наркотики было истрачено $ 200 млрд. Для сравнения: по данным Департамента коммерции США, в том же году американцы потратили на: табак — $ 37 млрд., алкоголь — $ 62 млрд., новые автомобили — $ 101 млрд., еду — $ 497 (Interdisciplinary Science Reviews, V. 15, № 2, 1990).
«Прости меня Отче, ибо я знаю, что творю...» (Дж. Моррисон)
Парень расстегнул куртку — так, чтобы другие не видели — и показал мне изображенный на черной футболке с надписью «Metallica» скелет, который тянется костлявой пятерней к какой-то развернутой таинственной книге. «Вот наш идеал, — с жаром говорит мне Валентин (имя изменено), — Это Фауст, настоящий ученый, сильный естествоиспытатель».
— Валентин, а когда ты впервые попробовал?
— Начал в 16 лет — нынче мне 22 — все курили и я; потом кололся.
— Что ты употреблял и употребляешь?
— Все, кроме кокаина и «грибов». Марихуану каждый день. Опиум, стимуляторы, психоделические. Собираюсь заняться опиатами. Героин — за последние три недели — три-четыре раза. Дорого, нет денег.
— Кстати, почем?
— Доза героина — «дорожка» — 10 долларов. Но, если захочу заняться серьезно, достану.
— А ты не боишься, что «крыша поедет»?
— Боюсь, но думаю не поедет.
— Приходилось сталкиваться с наркомафией?
— Наркомафия появилась в Москве в последние 3 года, сейчас она усиливается. Раньше можно было купить сразу много, 2-3 кг, теперь все монополизировано и идет из одного источника. Мафия, деньги, убийства.
— А как милиция?
— В милиции план: посадить 5 человек; остальных 10 — берут деньги и отпускают. Прямо в машине, пока везут, предлагают: по миллиончику — и все нормально! Выходят, не доезжая.
— Отчего обычно гибли твои знакомые?
— Передозировка или «грязь». Многие умирают от того, что покупают порошок в разных местах, не зная разницы в дозировке. В Европе это лучше поставлено.
— Знают ли наркоманы о последствиях, о том, что у них могут родиться больные дети, уроды?
— По-моему, об этом почти никто не задумывается. Многие детей не могут иметь. Многие заводят семьи, рождаются дети, а потом смотрят, что получилось.
— В плане социальном, из кого состоит наркотическая молодежь?
— Там люди из всех групп населения. Часто из неблагополучных семей. Любой человек — даже сын президента — может попасть к ним и на равных общаться.
— Но кого больше?
— Преобладают более низкие слои. Но это люди определенного склада: духовные искатели. Студенты тоже делятся на несколько ступеней: больше посредственных, но есть и интеллектуалы.
— Искатели чего, приключений? Одни духовно ищущие приходят в Церковь, к Богу...
— Другие приходят туда... Это как два полюса: белое и черное. Они не должны враждовать. Существует контркультура, подпольная, альтернативная культура, underground — назови как хочешь.
— При взгляде на наркоманию со стороны у многих может возникнуть чувство, что ребята просто с жиру бесятся?
— Нет. Раньше это называлось «мажоры». С жиру бесятся те, у кого много денег; они побесятся и уйдут.
— Вот вы говорите о проблеме поиска, протеста, прорыва к свободе, а кто-то может просто возразить: ребята, вас в детстве мало пороли!
— Всех достаточно пороли. Там люди из таких семей, где не то что пороли — бошки отшибали.
— А может быть, то, что пороть-пороли, а человеческого воспитания не смогли дать — это и подтолкнуло к наркоте?
— Порка — тоже воспитание. Вот именно, что люди приходят туда из семей неблагополучных, бедных. Есть люди и из богатых семей, но это уже элита...
— А не есть ли это срывание запретного плода?
— Есть, это запретный плод.
— Это и привлекает?
— Дурака может привлечь, а человека, который ищет, заставляет задуматься. Это все люди риска. Умный человек понимает, что «срывание» — это риск, грозящий ему смертью.
— Смертью физической?
— Смертью вообще — и духовной; смертью, небытием, темнотой ада.
— Пугает физическая смерть или то, что потом придется держать ответ перед Богом?
— Физическая смерть многих вообще не пугает. Именно духовная смерть пугает — там верующие люди, молодежь, «божественная элита» — они живо верят.
— В кого?
— В Бога, в идеалы добра. В Христа верят все.
— Сознают ли они, что перед Богом наркомания — пристрастие недопустимое?
— Недопустимое? Они спрашивают у Бога разрешение на это, и Он им дает его.
— А вдруг это духовная подделка?
— Это не подделка! Наркотики пробуждают сильное религиозное чувство. В прошлой вашей статье девчонка изрекла, что для них это была религия.
— Согласись, это самоубийство. Как это сочетается с христианством?
— Самоубийство — это сознательное разрушение. А если я употребляю наркотики как средство, чтобы расслабиться, как водку? Водку я не пью. Со времен апостола Павла многое изменилось. Если он для желудка советовал употреблять немножко вина, то сейчас для снятия стресса можно употреблять немножко водки. Стрессы возрастают, и я не могу жить, если не колюсь. Тогда у меня едет крыша, я не могу сосредоточиться. Такая скорость жизни, такое напряжение, что, ничего не употребляя, жить невозможно — отчасти я колюсь именно ради этого. И другие тоже.
— Разве это не саморазрушение?
— Как-то не знаю, раньше я этого боялся. Сейчас не боюсь: на смерть мне наплевать, честно говоря; на физическую...
— А на духовную?
— Если мы будем говорить об этом сейчас, мы перепугаем весь народ. Есть высшее самоубийство, я попробую выразиться богословски. Например, то, что сделал Христос.
— Христос пошел на крест, чтобы спасти других. А наркоман? Ради кого и чего он убивает себя и близких ему людей, нанося им неизлечимую боль?
— [Молчание] Не знаю... Там своя психология, понимаешь, там целый внутренний духовный мир. Если ростоман освящает коноплю как божественное растение, то значит он принесет жертву этой конопле. Я хочу сначала узнать, что такое наркотики. Я больше ученый, чем кто-либо.
— Узнал?
— Нет, но для меня это стало целой наукой.
— Тебя не тянет обратно, в Церковь?
— На самом деле, хотел бы, но сейчас уже есть такие вещи... Я не буду каяться ни в наркотиках, ни в женщинах. И я не хочу никого смущать своим видом и образом жизни, причинять им боль. Я знаю, в Церкви есть много очень хороших людей — им будет больно это видеть.
— То есть пока ты не собираешься бросать наркотики?
— Нет. Наоборот, даже собираюсь изучить их очень серьезно.
— Допускаешь ли ты, что твои убеждения могут впоследствии измениться?
— Сейчас уже не допускаю. Я хочу их, не знаю, я хочу быть их адвокатом. Я хочу оправдать наркотики.
— А если путем изучения ты все же придешь к выводу, что христианство с наркотиками не совместимо?
— Уже не приду. Потому что на данном этапе выбор уже сделан.
— В сторону чего?
— Того, что я их уже оправдал в собственной душе. Сейчас я не говорю о Христе. Но наркотики я оправдал с той точки зрения, что они могут быть поставлены на службу добру и тому, о чем говорит христианство.
— А ты сам веришь в Христа?
— Да, но только Бог для меня — понятие относительное. Я могу сказать, что я атеист, а могу так не говорить. Бабушке я могу это сказать, если захочу ее позлить. Каждый человек, я думаю, атеист.
«Why the desire for death...»
(«Откуда желание смерти?»
«The Doors»)
У Адама с Евой, казалось, ни в чем не было недостатка. Бог разрешил им вкушать плоды со всех деревьев, кроме древа познания. «От дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:17). Но даже страх смерти не смог остановить их от преступления этой заповеди. «И увидела жена, что... оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт. 3:6). А до этого Еву искушал змей, намекая ей на так называемое «расширение сознания»: «Нет, не умрете, но... в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:4). Отведав «запретный плод», наши прародители богами все же не стали. А обещанное «расширение сознания» в конечном итоге привело лишь к сознанию собственной наготы.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!