Tweet |
В сентябре 1898 года святителя Тихона отправляют в Америку в качестве епископа Алеутского. Ему было тогда 33 года. В течение 9 лет молодой Владыка возглавлял епархию Русской Православной Церкви в Америке. В 1900 году, по его ходатайству, епархия была переименована в Алеутскую и Северо-Американскую. Епископ Тихон освятил закладку первого камня собора святителя Николая в Нью-Йорке, куда предположительно в 1905 году была перенесена архиерейская кафедра. 19 мая 1905 года святителя Тихона возвели в сан архиепископа; через два года — перевели в Ярославскую епархию.
В 1906 году произошло землетрясение в Сан-Франциско. Помимо вызванных им сильных разрушений город сильно пострадал от пожаров. 12 мая газета «Живая Церковь», издаваемая Епископальной церковью (одна из протестантских конфессий — прим. ред.), опубликовала письмо настоятеля храма Пришествия Христова Чарльза Латропа с просьбой о помощи. Храм был полностью разрушен, нужны были деньги, священные сосуды и необходимая церковная утварь для совершения служб.
На это письмо откликнулся святитель Тихон, бывший тогда архиепископом в Нью-Йорке. В тот же день святитель послал в дар Епископальной церкви святой Потир (чашу) и Дискос: именно они стояли первыми в списке самых необходимых предметов. Дар сопровождался следующим письмом с подписью святителя:
Русский кафедральный собор в Нью-Йорке
Русский собор свт. Николая
15E 97Sf, NY
Его преподобию Чарльзу К. Латропу
Сан-Франциско, Калифорния
Ваше преподобие, дорогой отец,
Прочитав в «Живой Церкви» Ваше письмо об ужасном бедствии, случившемся в Сан-Франциско и разрушившем вашу прекрасную и достопамятную нашему сердцу церковь, посылаю Вам в знак моей скорби и сочувствия священный Потир и Дискос, которые Вы, возможно, сочтете пригодными для своих служб.
Да подаст Господь Вам и Вашему приходу силы и энергию на восстановление вашего великолепного дома молитвы таким, каким он был прежде, и на продолжение Ваших замечательных трудов проповедания истинного Евангелия Христова.
С наилучшими пожеланиями и благословениями, искренне Ваш,
архиепископ Тихон.
12 мая 1906 года
Из текста письма видно, что святитель Тихон знал этот храм и, возможно, посещал его, хотя, к сожалению, не сохранилось никаких документов или сведений, позволивших бы узнать подробнее о его связях с этим приходом.
Потир и Дискос до сих пор хранятся в восстановленной церкви Пришествия Христова. Дважды они вместе с письмом святителя Тихона демонстрировались на выставках: в 1992 году — на выставке «Русская Америка» в Окланде (штат Калифорния), в 1994 году — на выставке «Небо и земля» в Энкорадже (Аляска), посвященной 200-летию Православия в Америке.
Перевод с английского Анны СТОПОЧЕВОЙ,
аспирантки филфака МГУ
Комментарий священника Максима КОЗЛОВА, преподавателя сравнительного богословия Московской Духовной Академии:
Публикуемое в настоящем номере «ТД» письмо святителя Тихона представляет интерес с нескольких сторон. Во-первых, оно еще раз свидетельствует о том, что на Соборе 1917-18 годов Первосвятителем Русской Церкви стал, по словам одного из участников Собора, самый добрый из ее иерархов. Христианская любовь ко всякому, находящемуся в беде, без различия своих и чужих, единит святителя Тихона с сонмом архипастырей Божиих, воссиявших святостью в Церкви Христовой за две тысячи лет ее исторического бытия. Вспомним хотя бы священномученика Киприана Карфагенского, который во время чумы, приключившейся в северной Африке, учил христиан карфагенской Церкви идти и служить больным, не различая своих и чужих, христиан и язычников, — более того, вперед поспешая к болящим, еще не просвещенным светом Христовой истины.
Этот же дух всепобеждающей любви Христовой веет из поступка святителя Тихона. Кроме того, настоящее письмо интересно как свидетельство позиции Русской Православной Церкви по отношению к христианам других конфессий, в частности, к Англиканской церкви. Взаимоотношения Православия с англиканством имеют долгую историю, хотя нельзя не отметить, что из-за нежелания англикан отказываться от своих заблуждений эти контакты не имели значительных положительных результатов.
В начале XX века возобновились переговоры с Епископальной церковью в США, как раз при участии святителя Тихона, тогдашнего епископа Северной Америки. Важно отметить, что межконфессиональные контакты XIX — начала XX века отличались от практики экуменического движения, сформировавшегося в середине нынешнего столетия во Всемирном совете церквей и других организациях. Единственной целью богословских диалогов Русской Православной Церкви с инославными было восстановление полного церковного общения, достижение которого считалось возможным только на основании полного согласия в вере. А в экуменическом движении единство в вере мыслилось лишь одной из целей, притом не всегда доминирующей. Русская же богословская мысль представляла восстановление церковного единства только как воссоединение инославных со всей полнотой Церкви. Естественно, что такой подход был чужд протестантскому большинству экуменического движения с середины века, которое вдохновлялось идеями интерконфессионализма или так называемой теории ветвей.
Англикане или, скажем, старокатолики были тогда наиболее близкими к нам инославными, к тому же они очень интересовались Православием и размышляли о воссоединении. Так, глава Англиканской церкви епископ Графтон, на хиротонии которого присутствовал святитель Тихон, призвал в 1904 году всех англиканских епископов принять во всей полноте православное вероучение. Можно ли предположить, чтобы с подобным обращением выступил кто-либо из современных протестантов? Отметим также, что в начале века не было ни женского священства, ни тем более рукоположения извращенцев.
Хотя святитель Тихон посылает приходу Епископальной церкви, оказавшемуся в беде, Потир и Дискос, выказывая тем уважение к богослужению и благочестию членов англиканского сообщества, но никакого намека на совместную молитву из письма, конечно же, вывести нельзя. Это жертва — знак христианской любви, но она совсем не предполагает религиозного всеядства. В эти же годы, заметим, святителю удалось добиться присоединения к Православию значительного числа американских греко-католиков, для которых были сохранены местные обычаи и обряды. Вся деятельность будущего Патриарха всероссийского находилась в русле тогдашней официальной позиции Российской Православной Церкви, сформулированной, в частности, в послании Святейшего Синода в 1903 году: «Что касается нашего отношения к двум великим ответвлениям христианства: латинянам и протестантам, — то Российская Церковь вместе со всеми Автокефальными Православными Церквями молится, ждет и пламенно желает, чтобы эти некогда чада Матери-Церкви, овцы единого стада Христова, а теперь ревностью вражию отторгнутые и заблудшие, покаялись и пришли в познание истины, чтобы они снова возвратились в лоно Святой, Соборной и Апостольской Церкви к своему единому Пастырю».
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!