Tweet |
Отношение студентов к наркотикам
Cоциологическая информация по этой проблеме не может быть абсолютно точной и носит относительный характер, однако она позволяет установить масштабы распространения наркотиков среди студентов и основные тенденции. Данные, полученные в результате социологического опроса, показывают степень приобщенности молодых людей к потреблению наркотических веществ, отношение студентов к этой проблеме, а также потенциальную возможность их приобщения к наркотикам. Кроме того, становится понятной интенсивность контактов студентов с наркоманами, их представление о воздействии наркотиков на личностные качества, сознание и здоровье молодых людей. Собранные данные дают возможность сопоставить в этом отношении позицию студентов II и IV курсов.
На прямой вопрос, пробовал ли сам респондент наркотики или их аналоги, получено следующее распределение ответов (в %):
II курс | IV курс | В целом | |
Пробовал наркотики | 21,9 | 75,3 | 2,7 |
Не пробовал | 14,1 | 84,4 | 1,6 |
Не дали ответа | 18,2 | 79,6 | 2,2 |
Как видно из показателей таблицы, второкурсники значительно активнее приобщаются к наркотикам, чем старшекурсники. Наркомания охватывает в большей степени самых молодых. Это подтверждается как официальной статистикой, так и социологическими данными.
Согласно показателям опроса, проведенного подготовительными курсами факультета журналистики МГУ, из 200 учащихся выпускных классов московских и подмосковных школ 26% уже успело приобщиться к наркотическим и токсическим веществам, из них 5% уже признает свою зависимость от наркотиков, но не понимают, что они больны. («Неделя», №14/97).
По данным ЦСИ, приблизительно каждый пятый студент испробовал на себе действие наркотических веществ. Трудно предположить завышенность этого показателя, хотя среди определенного круга студентов потребление наркотиков считается своеобразной «крутостью».
На вопрос о желании попробовать наркотики получены следующие ответы (в %):
II курс | IV курс | В целом | |
Возможно при | 24,6 | 72,6 | 2,8 |
Нет | 7,8 | 82,8 | 9,4 |
Не дали ответа | 16,8 | 77,4 | 5,8 |
В три раза больше второкурсников морально готовы к искусу попробовать наркотик. Такой результат подтверждает «молодость» этой страсти, ее привлекательность для юных. Однако интерес представляет и достаточно высокий показатель не ответивших студентов IV курса — почти каждый десятый. Возможно, многие из них — наркоманы со стажем, не желающие открываться.
Несколько большую ясность дают нам показатели, уточняющие, каким способом молодые люди потребляют наркотики (в %):
II курс | IV курс | В целом | |
Курение наркотиков | 16,4 | 15,6 | 16,1 |
Таблетки | 15,1 | 0 | 8,0 |
Вдыхание веществ | 4,1 | 0 | 2,0 |
Уколы | 1,4 | 3,1 | 2,2 |
Отвары | 0 | 1,6 | 0,8 |
Первое, что бросается в глаза: общий показатель пробовавших наркотики среди четверокурсников — 14,1%, а только одним способом — курением — их потребляют 15,6%. Это говорит о том, что количество потребляющих несколько больше, чем зафиксировано в ответах на прямой вопрос. (Возможно, сюда добавились курильщики сигарет — прим. ред.)
Корреляция позволяет установить, что из числа ответивших, что они пробовали наркотик, 72% его курили. Обращает на себя внимание, что второкурсники активно потребляют специфические таблетки — 36% из общего числа пробовавших. Можно предположить, что на курсе имеется более или менее постоянный и доступный студентам источник их поступления.
Все остальные способы применяет незначительное число студентов, — конечно, из числа решившихся об этом сказать. Однако даже единичные упоминания имеют большое значение. Так, при общении со студентами в процессе опроса выяснилось, что в Университете распространяют марки, на которые нанесен наркотик ЛСД (так называемые «промокашки»).
Важное значение имеют контакты молодых людей с теми, кто потребляет наркотики. Приведем об этом информацию опроса (в %):
II курс | IV курс | В целом | |
Встречал таких людей вне МГУ | 24,7 | 21,9 | 23,4 |
Знаю таких людей в МГУ | 37,0 | 25,0 | 31,4 |
Общаюсь регулярно | 11,0 | 15,6 | 13,3 |
Не встречал такого человека | 23,3 | 37,7 | 29,9 |
В анкете ставился вопрос о желательности общения с наркоманами. Получены следующие результаты по этому вопросу (в %):
II курс | IV курс | В целом | |
Не хотят общаться | 53,4 | 51,6 | 52,6 |
Возможно 1 раз поговорить | 31,5 | 39,1 | 35,0 |
Хотят общаться | 11,0 | 7,8 | 9,5 |
Не дали ответа | 4,1 | 1,6 | 2,9 |
Таким образом, для большинства студентов потребление наркотических средств, угрожающих здоровью, духовному миру и самой жизни перестало быть редкостью и превратилось в обычное явление.
Приблизительно 41% опрошенных не ощущает опасности потребления наркотиков или, в той или иной степени, находит в нем что-то положительное. Социологические данные позволяют это конкретизировать. Из общего числа опрошенных 11% (на обоих курсах) считает, что «с помощью наркотика можно уйти в необычный мир иллюзий». Именно это состояние «кайфа» затягивает молодых людей, тем более, что поначалу отрицательные последствия приема наркотиков не особенно ощущаются.
Около 10% опрошенных на II курсе и 6,3% на IV считает, что наркотики «стимулируют творческие способности». Это мнение относительно малых доз «слабых», «безвредных» наркотиков имеет широкое распространение — особенно в среде художественной и научной интеллигенции. Интересно отметить, что из числа тех, кто ответил, что не пробовал наркотики, 5,5% считает, что они стимулируют творческие способности. Такая оценка говорит о предрасположенности к их принятию.
Употребление спиртных напитков
Понятно, что студенты уже достаточно взрослые люди и пьют по различным поводам. В социологическом опросе лишь выяснялось, насколько регулярно они это делают. Приведем полученные данные (в %).
II курс | IV курс | В целом | |
Совсем не употребляют | 21,9 | 15,6 | 19,0 |
Выпивают в праздники | 23,3 | 23,4 | 23,4 |
Выпивают время от времени в компании | 43,8 | 42,2 | 43,1 |
Не отказываются при возможности | 9,6 | 7,8 | 8,8 |
Употребляют регулярно | 1,4 | 9,4 | 5,1 |
Другие ответы | 30,1 | 11,0 | 20,4 |
Отношение к азартным играм
В последние годы возросло увлечение молодежи азартными играми, которые все чаще рассматриваются не просто как форма занятия свободного времени, но и как источник дохода. В целом, азартные игры остаются проблемой — во-первых, как малопродуктивное проведение времени, во-вторых, как занятие, которое может приводить к некоторым криминальным результатам.
Из общего числа опрошенных всего 6,8% второкурсников и 10,9% студентов IV курса жестко осудило такое времяпрепровождение, сказав, что это «вредное занятие». Еще 16,4% (II курс) и 22% (IV курс) оценило азартные игры как «пустую трату времени». Следовательно, всего чуть менее 1/5 респондентов в них не вовлечены. Остальные 4/5 студентов по-разному, но все же положительно относятся к такому проведению времени. 1/3 опрошенных на обоих курсах считает, что «в них есть интеллектуальный момент, который увлекает».
Всего 5,5% на II курсе, по собственному признанию опрошенных, играет в азартные игры для заработка, а на IV и того меньше — всего 1,6% отвечавших на вопросы анкеты студентов. Своеобразным резервом для этой группы являются те, кто написал, что такие игры «позволяют хорошо отдохнуть», — 23%.
Таким образом, данные социологического опроса свидетельствуют о том, что азартные игры являются массовым явлением среди студентов, что у большинства студентов находится для них время, а у некоторых и деньги. Карточные долги создают сложные отношения, которые в ряде случаев оканчиваются острыми конфликтами. Что же касается пользы азартных игр для интеллектуального развития, физического здоровья и духовного роста, то это тема отдельной статьи.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!