Tweet |
Когда до нас донеслось известие об убийстве в пасхальную ночь церковнослужителя, первой мыслью было предположение, что это сделано сатанистами. Действительно, стечение обстоятельств невольно заставляло вспомнить трагедию в Оптиной пустыни в ночь на Пасху 18 апреля 1993 года, когда в 6 часов утра после ранней Литургии произошло ритуальное убийство иеромонаха Василия (Рослякова) и двух иноков, Трофима и Ферапонта. На месте преступления тогда был обнаружен окровавленный меч с надписью “сатана 666”. После этого, ровно через год, накануне Пасхи, там же было совершено ритуальное убийство одного из паломников, на теле которого судебно-медицинская экспертиза установила 13 проколов в области сердца. В последние годы в прессе нередко сообщалось об осквернениях кладбищ, храмов, поломанных крестах и других “приметах” сатанистов. Для выяснения подробностей случившейся трагедии мы отправились в Крылатское.
Церковь Рождества Пресвятой Богордицы расположена в удивительно красивом месте: она возвышается на вершине одного из холмов, с которых как на ладони, как “с крыльца” (отсюда, кстати, и название “Крылецкое”, данное этому селу при Иване Грозном) видна Москва. У подножья горы бьет источник, прозванный в народе “Святым колодцем”, на месте которого, по преданию, была явлена Рудненская икона Божией Матери.
Из рассказов прихожан мы узнали, что алтарника убили под утро, после ночной службы. По некоторым сведениям, когда его нашли, у него были “синяки на лице, разбиты почки, переломаны пальцы и рука, лицо было сильно изуродовано, нос перебит ногой всмятку — прямо отпечаток ботинка был виден, — ножиком по лбу прошлись”. А главное, по словам нескольких человек, у мальчика были выколоты глаза. И, действительно, Алексея отпевали и хоронили с закрытым лицом, вернее, была закрыта материей верхняя часть лица.
И поползли по Москве слухи о ритуальном убийстве. Кто-то из прихожан вспомнил, что за месяц до Пасхи в храм заходили двое молодых людей, начавших плевать на икону. Смерть 14-летнего алтарника стремительно стала обрастать все новыми “подробностями”...
Чтобы уточнить обстоятельства трагедии, мы решили встретиться с сотрудниками милиции, расследующими это убийство. Вот что удалось нам узнать от оперуполномоченного УВД Западного округа И.А.Орлова, ведущего следствие по этому делу:
— Где и в котором часу произошло убийство?
— Это могло произойти в промежуток от 4 до 6.30 утра, предположительно в пятом часу. Алексея нашли в лесном массиве рядом с Рублевским шоссе. Первый раз на него обратили внимание примерно в 6.30, но поначалу принимали за пьяного. Алексей еще был жив. Потом последовали звонки в скорую и в милицию, правда, анонимные, так как граждане боялись разбирательств. Около 10 утра приехала скорая помощь. В 15.00 в I-ой Градской больнице пострадавший скончался.
— Какие повреждения на теле были обнаружены?
— По результатам судебной медицинской экспертизы, следы побоев говорят о том, что Алексея жестоко избивали руками и ногами. Это 111 ст. УК, ч. 4: умышленное нанесение тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом.
— Это правда, что глаза были выколоты?
— Черепно-лицевая травма. Никто глаза не выкалывал. Но повреждения облика были такими, что похороны из соображений эстетических, а также в связи с тем, что у семьи не хватило финансовых средств на реставрацию лица, проводились с закрытым лицом.
— Каковы мотивы? И можно ли говорить о ритуальном убийстве?
— Он был избит из чисто хулиганских побуждений. Предположительно, группой, скорее всего, молодежи. Тем более, что в ночь на Пасху народ гуляет и под утро возможно всякое. Может быть, кому-то не хватило на выпивку, либо еще что-то — хотя брать у него было нечего. Но каких-либо особенных фактов и обстоятельств, которые указывали бы на другие мотивы преступления, у нас нет.
— Вы сказали, что, когда приехала скорая, он был еще жив. Он что-нибудь говорил?
— Он был жив, но находился без сознания. Повреждения такого рода, которые не дают возможности прийти в сознание.
— За последние годы число преступлений среди молодежи, наверное, резко возросло?
— В среде молодежи сейчас наибольшее распространение приобрела наркомания. Даже два года назад все было иначе: если раньше у нас были наркотики более мягкие: анаша, наркотики на основе конопли, самодельный опий, — то теперь идет в основном героин, причем в весьма немалых дозах. Не исключено, что и здесь мог участвовать наркоман.
— Жестокость молодежных преступлений усилилась?
— Усилилась. Правда, молодежь всегда отличалась жестокостью. Так, в прошлом году был случай, когда одиннадцатилетние забили мужчину камнями. Старшей из них, девчонке-наркоманке — 15 лет.
— Бывали ли ранее в Крылатском случаи ритуальных убийств?
— На территории, обслуживаемой УВД Западного округа такие случаи в настоящее время не известны. Ничего скандального и сенсационнного здесь вообще и близко нет — это обычный в наши дни случай, роковое стечение обстоятельств.
Да , с точки зрения, сторонних наблюдателй, пожалуй, это можно расценивать как “обычное” преступление. Правда, на наш взгляд, сам факт убийства на Пасху, да еще церковнослужителя, не может быть “обычным” и является событием для всей Церкви. Поэтому нас интересовало мнение священнослужителей.
— Некоторым истерично настроенным людям, конечно, очень бы хотелось видеть в этом ритуальное убийство, — говорит отец Андрей Смирнов, священник храма в Крылатском. — Однако утверждать такие серьезные вещи можно только тогда, когда есть конкретные факты и доказательства. Фактов, что это сатанисты, у нас нет. Однозначно можно сказать, что Господь не дает человеку пострадать случайно: независимо от того, от чьей руки погиб Алексей, в этом есть Промысел Божий.
— Не могли бы Вы немного рассказать об Алеше?
— Я его знаю в этом храме уже лет шесть. Когда только еще открылась воскресная школа, он был одним из первых учеников. У нас есть даже фотография, где стоит он, совсем маленький мальчишечка. Вспоминается один случай, который показывает, что человек уже определился. Это было прошлой осенью: Алеша сидел около дома с приятелем, подошла компания — может, металисты, может, еще кто-то — и потребовали, чтобы те сняли кресты. Его товарищ снял, Алеша отказался. И их побили (кстати, тому, который снял крест, попало еще больше, чем Алексею).
— У людей нецерковных сразу может возникнуть вопрос: Алеша верил в Бога — почему же Бог его не защитил, нет ли в этом несправедливости?
— Читайте Евангелие: “Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною”, — говорит Господь. Христос его принял...
— Но ведь, как кажется, Бог должен хранить верующих, тем более церковнослужителей, от всяких неприятностей и опасностей?
— Душевный человек желает сохранить свое здоровье, свою жизнь. Но христианин старается стать духовным человеком. А духовный человек прежде всего стремится возлюбить Христа, прийти ко Христу. Бесполезно пытаться переубедить неверующего, что и в страданиях есть свой смысл. И потом, что значит “защитить”? Вспомните, сколько было тысяч христианских мучеников, и никто не был “защищен”! А преподобный Серафим Саровский — как его там избили, изуродовали! Никто же его не “защитил”. А тысячи новомучеников и исповедников российских?! “И будете ненавидимы всеми за имя Мое”.
Наоборот, попустил Господь — значит это, видимо, нужно. Почему после службы Алеша сразу убежал из алтаря? Обычно у нас сначала уходит настоятель, потом расходятся все остальные, идут на трапезу. В этот раз, помню, еще настоятель был в храме, освящал куличи, а он перекрестился, помолился на Престол и сразу куда-то пошел. Видимо, Господь его уже вел...
— Кто-то сказал “в раю не распятых нет”. Выходит, путь христианства отнюдь не исключает перспективы страданий?
— Путь христианства, если христианин живет правильной жизнью, неизбежно приведет человека к несению какого-то креста, более или менее тяжкого. Другого не может быть, потому что это следование за Христом. Вот два пути: или тебя будут гнать извне, или сам себя будешь гнать — или мученик, или преподобный. Кстати, на следующий же день после похорон Алексея, в субботу, в нашем храме произошло удивительное событие: одна из певчих случайно нашла старинную икону Успения Божией Матери и частицы мощей семерых Киево-Печерских святых.
Как рассказывают прихожане храма, они не помнят, чтобы когда-либо еще бывало такое стечение народа, как на этих похоронах. Отпевание — праздничным пасхальным чином — совершали пятеро священников. И, как говорят, горечь трагедии тогда смешивалась с радостным чувством Воскресения Христа.
А рядом с гробом стояли мать Алеши, его братик и сестра. Стояли молча, без истерики и рыданий, только тихо молились и подпевали детскому хору из Алешиной воскресной школы. Глядя на эту исхудавшую женщину, изредка бросавшую скорбную улыбку на недвижно покоившегося в стихаре Алексея, мы невольно вспоминали евангельское пророчество, обращенное к Богородице: “И Тебе Самой оружие пройдет душу”. Посмотрев на Распятие, мы обратили внимание на то, как изображена Богоматерь: слегка преклонившись у ног распятого Сына, стоит Она с тихой печалью на светлом лике. А детский хор все пел и пел: “Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав”...
Потом, встретившись случайно с Людмилой в Троице-Сергиевой Лавре, когда она подводила к мощам преподобного Сергия братика и сестренку Алеши, нам стало ясно, что только сильная вера помогла ей пережить эту страшную смерть сына. “Алеше сейчас там ничего не надо. Ему нужны только наши молитвы”, — произнесла она тогда.
ЛЮБИТЕЛЕЙ дешевых сенсаций мы, пожалуй, будем вынуждены разочаровать: здесь мало “жареного”, беспристрастное рассмотрение всех обстоятельств этой трагедии не дает оснований к разжиганию очередной истерии вокруг ритуальных убийств и других происков сатанистов.
Да, действительно, по некоторым данным, на территории Москвы действует ряд подпольных “церквей сатаны”; да, действительно, не раз бывали зафиксированы преступления, совершаемые сатанистами. Но все это выглядит лишь детскими играми в сравнении с грандиозной волной сатанизма общественного. Мы ведь каждый день сталкиваемся с проявлением этого сатанизма — и ничего, как-то не обращаем уже внимания. Так, например, оказавшись на Лубянке, напротив “Детского мира”, понаблюдайте за другим, тоже “детским” миром, миром несовершеннолетних наркоманов. Разве это не сатанизм? Проходя по Тверской, возле известного казино напротив Государственной Думы РФ, поглядите на ежевечернюю демонстрацию юных проституток — это не сатанизм? А когда, проезжая в метро, будете рассеянно разглядывать рекламные афишки российской водки, домов фотомоделей и презервативов из Франции, тоже задумайтесь — не сатанизм ли это? А то, что в некоторых роддомах по ночам мамаши выкидывают своих детей и в тех же роддомах у некоторых новорожденных вдруг наблюдается абстиненция, то есть наркотическая ломка — разве все это не сатанизм? А когда сексуально озабоченное Министерство образования РФ предпринимает попытки ввести в школах половое воспитание, даже для малолеток, — это не сатанизм? И, наконец, когда “сатанист Якунин в черном маск-халате” (выражение одного из депутатов), возглавляющий Комитет защиты свободы совести, выступает от лица тоталитарных сект истцом к Русской Православной Церкви — это тоже не сатанизм? А ведь список можно еще ох как долго продолжать...
Начиная писать эту статью, мы воспринимали случившееся как кошмарную трагедию, но со временем весь ужас подробностей смерти мальчика как-то стал отступать на второй план, а душа исполнялась каким-то мистическим благоговением перед свершившимся таинством смерти юного церковнослужителя. Смерть Алеши была необычайно светлой и не только от того, что Господь призвал его на Пасху, в утренней тишине Своего Светлого Воскресения. Сам образ 14-летнего алтарника, человека в Церкви не случайного, уже сделавшего в жизни самый важный свой выбор — следовать за Христом несмотря ни на что — наводит на мысль, что у Бога случайностей не бывает. Да, иногда и таким образом Он избирает достойных. Как говорят в народе, тот, кто умирает на Пасху, сразу, минуя мытарства, идет ко Христу.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!