rss
    Версия для печати

    Ученость и полуобразованность. Из работы И.А.Ильина «Путь духовного обновления»

    Достоевский писал: «Полунаука самый страшный бич человечества... Полунаука — это деспот, каких еще не приходило до сих пор никогда. Деспот, имеющий своих жрецов и рабов, деспот, перед которым все приклонилось... с суеверием, до сих пор немыслимым».

    Но если полуобразованные люди склонны переоценивать науку и ее силы, то сущность истинной веры остается для них совсем непонятной. И как же не противопоставить им тех многих, умных и научно образованных людей, которые верно постигли сущность науки и границы человеческой мысли и тем освободили в своей душе место для искренной и чистой веры в Бога!

    Вот суждение знаменитого Бойля (1626-1691): «Истинный естествоиспытатель нигде не может проникнуть в познание тайн творения без того, чтобы не воспринять перст Божий».

    Заслуженный физик Эрстед (1777-1851) отметил: «Всякое основательное знание природы ведет к познанию Бога».

    Анатом фон Халлер (1708-1777) высказал следующее признание: «Меня познание природы научило мыслить более возвышенно о Боге, пред которым наша земля есть одна из маленьких пылинок, лежащих в бесчисленном множестве у подножия его трона»... Лаконическую формулу оставил нам астроном Мэдлер (1794-1874): «Настоящий естествоиспытатель не может быть отрицателем Бога»...

    Знаменитый геолог Лайэлль (1797-1875) записал следующее: «В каком бы направлении мы не повели наши исследования, всюду мы открываем самые ясные доказательства творческого Разума или его провидения, силы и мудрости».

    Следующие два замечания мы находим у прославленного химика Либиха (1803-1875): «Это все мнения дилетантов, которые из своих прогулок у пограничных областей естествознания выводят свое право разъяснять незнающей и легковерной публике, как это, собственно говоря, возник мир и жизнь, и сколь далеко зашел человек в исследовании высших предметов». «Не забывайте,-говорил он своим студентам,-что мы при всех наших знаниях и исследованиях остаемся близорукими людьми, сила которых коренится в том, что мы имеем опору в высшем Существе».

    Зоолог Агассиц (1807-1873) устанавливает: «Из изучения природы каждый должен вынести убеждение, что все упорядочено неким возвышенным Духом».

    Ботаник Шлейден (1804-1881) высказывается в том же самом направлении: «Именно настоящий и точный естествоиспытатель никогда не может стать материалистом в современном смысле слова, отрицателем духа свободы и Божества».

    Весьма интересное признание мы находим у Чарльза Дарвина (1809-1882): «В состоянии самого крайнего колебания я никогда не был атеистом в том смысле, чтобы я отрицал существование Бога».

    Известный ученый фон Майер (1814-1878), открывший закон сохранения энергии, пишет: «Если поверхностные головы, охотно выдающие себя за героев дня, не хотят признавать вообще ничего иного и высшего, кроме материального, чувственно воспринимаемого мира, то такую смешную претензию отдельных лиц нельзя ставить в укор науке; еще менее пользы и чести будет самой науке от этой претензии». «Из целостного полного сердца восклицаю я: истинная философия не может и не смеет быть не чем иным, кроме как пропедевтикой для христианской религии».

    Приведем, наконец, суждение знаменитого французского ученого Дюбуа-Реймона (1818-1896): «Только божественному всемогуществу можем мы достойно приписать, что оно до всякого представимого времени создало все материю посредством творческого акта»...

    Приведенного достаточно. Желающие пусть обратятся еще к Ньютону, Лейбницу, Фехнеру и к философам всех времен и народов, исходившим непосредственно из духовного опыта...

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru