Tweet |
Вечер начался размеренно и академично. Ничто не предвещало драматической кульминации. (До взрыва оставалось 90 минут.) Епископ Бронницкий Тихон, председатель Издательского совета Московской Патриархии, зачитал приветственное слово Святейшего Патриарха.
Последующие выступления были посвящены главным образом двум вопросам: что говорят о Церкви средства массовой информации и каков опыт создания православных изданий и программ. Именно эти «зарядные устройства» повлекли за собой... (Впрочем, до взрыва еще 75 минут.)
Декан факультета журналистики МГУ профессор Я.Засурский отметил «давление на прессу коммерческих моментов», которое не дает раскрыть в полноте жизнь Церкви. Нужно, чтобы журналисты больше узнавали о церковных событиях из первых рук, а не гонялись только за скандальными материалами. В мировой практике публикации о Церкви связаны с моральными вопросами. И сейчас, когда назрел вопрос о возврате к традиционным ценностям, по мнению Я.Засурского, особенно важен опыт христианства. Ясен Николаевич пообещал организовать в Союзе журналистов встречу с представителями Церкви, посвященную этой проблеме.
Е.Никифоров, председатель православного общества «Радонеж», подчеркнул, что сегодня церковная журналистика не может ограничиваться «благочестивыми листками».(60 минут до взрыва.) Тенденция недоговаривания, замалчивания собственных недостатков оборачивается резким очернительством в светской прессе. Православная газета «Радонеж» и ежедневная одноименная радиопрограмма призваны, по мнению Е.Никифорова, исправить существующее положение.
Главный редактор журнала «Православная беседа» В.Лебедев основной проблемой церковной печати назвал ее невостребованность обществом. (До взрыва 35 минут.) Виной тому, по мысли В.Лебедева, часто служат сами верующие, не желающие заниматься распространением и рекламой православной периодики.
Другие журналисты и общественные деятели, среди которых — писатель В.Крупин, публицист М.Дунаев, преподаватель риторики А.Волков, редактор газеты «Татьянин День» В.Томачинский — с разных сторон подходили к освещению драматических отношений между Церковью и прессой.
Дьякон Александр Булеков, заведующий сектором информации ОВЦС,отметил, что главная задача — дать как можно более грамотную информацию о положении дел в Церкви. Тогда люди не будут довольствоваться материалами газет типа «Московский комсомолец». («Выходя из троллейбуса, не забывайте свои вещи. О вещах, оставленных без присмотра, немедленно сообщайте водителю.»)
Ведущий, настоятель Университетской церкви, отец Максим Козлов предоставил слово второму священнику Татьянинского храма о.Владимиру Вигилянскому. (Часы отсчитывали последние секунды перед взрывом.) Это выступление было посвящено анализу прокатолических и экуменических изданий, на страницах которых выступают и православные проповедники.
ВЗРЫВ!!!
«Изнаночный мир» российской прессы
Есть анекдот про двух приятелей, встретившихся случайно на вокзале. Один спрашивает: «Куда едешь? В Жмеринку?» А сам думает: «Если он едет в Жмеринку, то наверняка скажет, что — в Одессу; и наоборот». Другой думает: «Если я его обману и скажу, что еду в Одессу, он сразу поймет, что еду в Жмеринку, поэтому скажу правду, чтобы он не догадался об истине».
В этом анекдоте заложен ключ к пониманию действия некоторых коммуникативных принципов современной прессы. Система кодов, шифров и в то же время расшифровки изначально, чаще всего — подсознательно, подразумевается журналистом.<...>
Либеральное обезбоженное сознание с его главным декларируемым принципом относительности Истины, понимая этот принцип относительности как синоним свободы, дает «изнаночному» миру не только полное равноправие, но и постепенно подчиняется его законам, судит обо всем с его колокольни, затем становится его преданнейшим слугой, а в конце концов — рабом. В этой ситуации христианское, «церковное» сознание с его главным принципом абсолютности Истины является существенной помехой на пути к окончательной победе «изнаночного» мира.
Неудивительно, что пресса, выражающая интересы и принципы либерально-демократического сознания и уже окончательно находящаяся в рабской зависимости от «изнаночного» мира, ведет иногда настоящую войну с Православной Церковью, причем в некоторых случаях устами либерально настроенных прихожан и даже представителей духовенства.
Ударной волной стали многочисленные цитаты из газеты «Русская мысль» и журнала «Логос» с комментариями о.Владимира.
На наш взгляд, цитат уже вполне достаточно. Честно говоря, куда направляет свои стопы экуменический журнал «Логос»— в Жмеринку или Одессу, — гадать не хочется, это становится вообще не интересно. Очень быстро и слишком ясно понимаешь, о каком единстве ведется здесь речь, какой диалог подразумевается и какую цель преследует такой экуменизм, для которого слова «ортодокс», «ортодоксальность», «ортодоксальный» — худшие из худших ругательств.
«Изнаночный» мир прессы диктует свои законы: когда он говорит о диалоге, речь идет о монологе; когда провозглашается единство, надо понимать это как «единственность»; когда он бичует гонителей, имеются в виду гонимые; когда пишет о кризисе, значит подразумевает возрождение; рассуждениями о либерализме он прикрывает самый жесткий диктат, связывающий руки чужому мнению; когда он призывает к свободе, значит замысливает разгул анархии и вседозволенности; когда упрекает в «религиозной нетерпимости», значит за этим последует его озлобленный окрик, клевета и улюлюканье...
Эхо этого взрыва еще долго разносилось на «Татьянинском вечере», на страницах газет, на волнах радиостанций.
Tweet |
Вставить в блог
Эффект разорвавшейся бомбы1 января 1997
|
Поддержите нас!