Проблема православного отношения к культуре стоит в современном мире очень остро. Предлагаемые тезисы не являются окончательным и бесспорным разрешением этого вопроса, и мы публикуем их для обсуждения, а не для обязательного усвоения. Тезисы были составлены священником Максимом Козловым, настоятелем Университетской церкви, и Михаилом Дунаевым, преподавателем Московской Духовной Академии.
Tweet |
- Православие отвергает две крайности по отношению к культуре. Оно не приемлет культурного минимализма, то есть умаления роли культуры в жизни православного народа. Но оно также не допускает и культурного максимализма, абсолютизации культуры, превращения ее в самодавлеющую ценность.
- Православие декларирует генетическую зависимость культуры от культа. Всякая культура имеет религиозную основу. Поскольку любая культура представляет из себя систему жизненных ценностей человека и общества, а ценности определяются пониманием смысла жизни, места человека в мире, и, в конечном итоге, верою, то подобная зависимость очевидна.
- В мировоззрении церковного человека культура не может быть конечной целью и высшей ценностью, поскольку земной мир не вечен, и в то же время культура является необходимым этапом в духовном развитии человека, но лишь в той степени, в какой она опирается на христианскую веру.
- Исторически известные и утвердившиеся типы культур восходят к крупнейшим мировым религиям. Фундаментом христианской культуры является Божественное Откровение, запечатленное в Священном Писании.
- Не меньшее значение в формировании христианской культуры Православие придает Священному Преданию в его литургическом, учительном и каноническом аспектах, а также святоотеческой мудрости.
- Православие с уважением относится к нехристианским культурам, исторически неоднократно ассимилировало их достижения, прямо не связанные с вероучительными моментами и духовно-молитвенной практикой.
- Исходя из того, что Православие проходит свое историческое бытие как общество Поместных Автокефальных Церквей, оно постулирует непреходящую значимость национального своеобразия культуры каждого народа.
- Признавая как объективную реальность возникающие время от времени и в разных странах кризисы культурного развития, Православие видит выход из создавшегося положения прежде всего в укреплении веры, религиозных устоев народа, а не в исправлении периферийных повреждений в культуре.
- Православие оценивает состояние культуры по нравственному состоянию человека, а не по материальным проявлениям этой культуры, ее внешнему блеску.
- Исповедуя, что дух христианской культуры есть дух любви, Православие видит высшее достижение культуры в установлении соборного единства людей, на любви основанного. Это соборное единство — единство многообразия, которое не допускает нивелирования личности, но, напротив, содействует ее укреплению и развитию.
- В православной культуре антиномически сочетаются дух внутренней свободы человека, не понимаемой при этом как произвол, и дух послушания авторитету Церкви (без слепого следования канону), проистекающего из свободного духовного устремления человека.
- Православие отвергает гуманистичское превознесение человека как меры всех вещей и утверждает непреходящую ценность личности в том, что человек сотворен по образу и подобию Божию.
- Культура, с точки зрения православного мировоззрения, есть живая, развивающаяся система, а не застывшая форма. И поэтому формализация и механизация культуры — противоречит христианскому духу и свидетельствут о ее вырождении.
- Прогресс культуры сознается Православием не как количественное умножение ее внешних материальных форм, но с точки зрения соответствия культуры ее служению единому на потребу, спасению души человека.
Tweet |
Вставить в блог
Православие и культура: январские тезисы1 января 1997
|
Поддержи «Татьянин день»
Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.
Поддержите нас!
Поддержите нас!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.