rss
    Версия для печати

    Рок-музыка: круглый стол

    Чуть больше года назад на презентации «Татьяниного Дня » в Московском университете было высказано предложение о создании при газете пресс-клуба для обсуждения наиболее острых проблем нашего времени. Первым опытом такого «круглого стола» явился разговор, состоявшийся в редакции минувшей весной. Он был посвящен теме, вызвавшей бурную дискуссию на презентации газеты, — теме рок-музыки. Началось с того, что нам в редакцию позвонили музыканты и предложили провести концерт в пользу «Татьяниного Дня» . Мы ответили, что для начала неплохо бы познакомиться...
    В разговоре приняли участие музыканты, журналисты, студенты и преподаватели различных ВУЗов. Предлагаем вам небольшой отрывок из этой беседы.

    Сергей Иванов (самодеятельный музыкант). — Мы играем песни, которые я сочинил. Нельзя сказать, что они однозначно православные, ведь это искусство...

    Владислав Томачинский (аспирант МГУ). — Что представляет собой ваша группа?

    С.Иванов. — Когда я пришел в Церковь, я вообще не играл года два-три. А потом понял, что мне это нужно, и мы начали собираться дома, репетировать. У меня уже были свои песни — они крутятся около московских ощущений, в стиле группы «Воскресенье».

    В.Томачинский. — Вы творчеством занимаетесь для себя или для других?

    С.Иванов. — Для себя, конечно.

    В.Томачинский. — То есть проповедь не была вашей целью?

    С.Иванов. — Нет, это тяжело. Мы на себя апостольских трудов не берем.

    Дмитрий Яковлев(аспирант Московского Архитектурного института, музыкант). — Я когда-то в группе играл трэш, death-метал и прочую совсем «предельную» музыку. Так что знаю все это изнутри: кожа, заклепки, фанаты, концерты разных страшных команд. Потом пел в нашем хоре (мы прихожане храма Благовещения в Петровском парке), но сейчас не пою — работы много.

    ***

    Сергей Чапнин (главный редактор агенства «Метафразис»). — Мне кажется, что православный человек никогда не будет равнодушен к явлениям культуры. Прежде всего потому, что культура, согласно Павлу Флоренскому, есть производное от культа. Рок-культура, как оформившееся явление, будет привлекать наше внимание не только в силу ее распространенности, но и потому, что мы переживаем за культуру, такова наша вера.

    Алексей Саган (студент Литературного института). — Рок — это народная музыка. Каков народ, такая и музыка. В свое время, когда вся страна была православной, у нас и были калики перехожие, духовные стихи. Сейчас другая ситуация.

    В.Томачинский. — Что мы называем роком?

    С.Иванов. — Прежде всего, это революция внутри человека и вечная борьба, какое-то недовольство. И тут же находит музыка, созвучная этому настроению.

    В.Томачинский. — Вы себя причисляете к року?

    С.Иванов. — Может, меня причислят, но я бы сам не хотел этого.

    Д.Яковлев. — Мне кажется, главное в роке как музыкальном явлении — это его доступность большому количеству людей.

    В.Томачинский. — Я думаю, что основной вопрос нашего разговора можно сформулировать так: насколько приемлем язык рок-музыки как явления культуры для православного человека?

    Глеб Печенкин (аспирант Московской консерватории, регент правого хора Татьянинской церкви). — Прежде, чем выяснять, что это за язык, надо обратиться к истокам — что такое музыка и для чего она существует на земле.

    А.Саган. — По Мартынову...

    Г.Печенкин. — Мартынов не Мартынов, а вопрос действительно стоит так. Я уже 20 лет профессионально занимаюсь музыкой и даже в какой-то мере ее создаю (я закончил консерваторию по классу композиции). В детстве и юности я не задавался вопросом, что такое музыка и для чего она нужна, а просто упивался и наслаждался ею. Впервые этот вопрос появился у меня после крещения. Спустя некоторое время я пришел на клирос, сначала просто пел, потом управлял небольшим коллективом и постепенно стал писать для богослужений. Иногда получались поразительные результаты — ведь музыка действительно существует для того, чтобы опьянить, она воздействует как алкоголь. Этому можно противопоставить пение христианское в его идеале, то, что считается традиционным для Руси. В нем мы имеем дело с интонацией слова, то есть с распевающимся словом, а не просто с соединенными музыкой и текстом, как в вокале. В нем напев раскрывает сущность слова. Это церковное пение, тогда как любая музыка: и классическая, и рок — воздействует одинаково, в явном или завуалированном виде.

    В.Томачинский. — Получается, что вся музыка, кроме богослужебной, влияет отрицательно?

    Г.Печенкин. — Да, может быть, это несколько категорично. Музыка абстрактна по своей сути: один ее понимает так, другой — эдак, композитор мог думать о третьем. Я не согласен с мнением, будто существует некая музыка, которая может настроить на молитву, на созерцание — у каждого субъективное восприятие.

    С.Чапнин. — Меня испугали слова, что всякая музыка пьянит. Вино в небольших дозах является лекарственным средством, и апостол Павел советует апостолу Тимофею употреблять его понемногу из-за больного желудка. Если бы музыка была опасна для души, то ангелы бы не пели при рождении Христа «Слава в вышних Богу».

    Г.Печенкин. — Мы говорим на разных языках. Правомерно ли к пению ангелов применять термин «музыка»?

    С.Чапнин. — Пение связано со словом.

    Г.Печенкин. — Не всегда. Например, есть медитативное шаманское пение с закрытым ртом. Музыка, инстументальная она или нет, имеет определенные задачи — вводить человека в какое-то состояние. Бого-служебное пение имеет другое значение — «пойте разумно», как говорится в псалмах.

    В.Томачинский. — Но вот Иоанн Златоуст пишет: «...музыка, пение, слово в богослужении не такая простая вещь, а соприкосновение с ангельским поющим миром».

    Г.Печенкин. — Надо посмотреть эти слова в их контексте. Что касается рок-музыки, могу сказать по своему опыту — когда я слушал ее в юности, то приходил в состояние расслабления.

    А.Саган. — Рок — это искусство невоспитанных детей.

    Д.Яковлев. — Рок-музыка является ремеслом. Для многих людей это становится смыслом жизни и путем, ведущим ко Христу.

    С.Чапнин. — Но не кажется ли тебе, что у рокеров даже покупка инструментов превращается в особое действо? Это целый ритуал, который является оформлением культа. Человек будет крутить палочки каким-то особенным способом, выносить барабан на сцену как некую святыню. Если этот культ развивается, и человек делается его служителем, то он начинает связывать чувство сакрального, живущее в каждом, с теми предметами, в данном случае инструментами, которые его окружают. На место Бога поставлена музыка...

    Д.Яковлев. — Нет, здесь чисто профессиональный момент. Например, человек играет на скрипке советского завода и мечтает об инструменте, сделанном на заказ. Все профессиональные музыканты играют на западных инструментах. Хотя, безусловно, в названиях фирм — Marshall, Fender Stratocaster и т.д. — существует некая мифологичность.

    С.Чапнин. — Рокеры — это среда с четким ритуалом, слэнгом. Если начать с ними говорить нашим языком, то все слова будут для них штампами. Как с рокерами беседовать о вере?

    Д.Яковлев. — Нельзя говорить человеку: «Знаешь, ты должен бросить этим заниматься, рок-музыка — от сатаны». Он скажет, что есть такие группы, а есть и другие. Я тоже, когда играл металл, считал себя христианином. Лучше выяснить, знает ли он другую музыку, например средневековую, имеющую христианские черты. Ему надо открыть и классику- тогда он будет готов к слушанию богослужебной музыки.

    Г.Печенкин. — Я считаю, что на музыкальном уровне идеологии устарели. Проповедь не должна быть связана с музыкой.

    Д.Яковлев. — Может быть, это верно в отношении тех, кто слушает рок, но не тех, кто его играет, — они только и говорят о музыке. С другой стороны, никакого христианского рока быть не может. При попытке его создать получается что-то дикое, этакий протестантизм американского типа. На Западе оно к тому давно скатилось.

    Г.Печенкин. — Безусловно, поиск ведется, но надо отдавать себе отчет в том, что мы делаем. Прежде, чем что-то писать, я долго думаю, какое воздействие это окажет на слушателей.

    А.Саган. — Рок — это некоторая дикость, но с другой стороны это культура одиноких людей. Рок выражает чувства одинокого человека.

    С.Чапнин. — Тогда получается, что рок-музыка органически противна православию и христианству.

    А.Саган. — Но ведь она и родилась в недрах языческой культуры...

    Г.Печенкин. — Всякая музыка, как и речь, имеет свою интонацию. Серьезно анализируя рок-музыку, я пришел к выводу, что она воплощает собой древнее церковное пение в перевернутом виде. Древнее пение (до XVII века) строилось не на какой-то музыкальной системе, а на других понятиях. Рок-музыка их перевернула и стала богослужебным пением наоборот. Это очень ощутимо.

    А.Саган. — Я против разделения музыки на богоугодную и богопротивную.

    Г.Печенкин. — Я могу слушать рок-музыку, но не стану ей проникаться: она будет для меня набором звуков. Если же входить в то состояние, которое она предлагает, то неизбежно придешь к печальным для себя последствиям.

    Кирилл Фролов (журналист). — Безусловно, рок-музыка относится к «душевному человеку». Ее надо рассматривать в контексте всей культуры — литературы, живописи и т.д. Посмотрите, к примеру, на современное кино: Пазолини, Антониони и другие — это же неоязычество, сознательный отказ от Христа.

    С.Чапнин. — Если говорить о рок-культуре, то в ней очень сильны языческие пласты, подпитанные оккультизмом. Например, возьмем ««Rolling Stones», чьи участники дружили с учениками известного сатаниста А.Кроули. Или Джимми Пэйдж из «Led Zeppelin», который жил в замке А.Кроули в Шотландии.

    К.Фролов. — А рок-инструменты сами по себе нейтральны...

    С.Чапнин. — Нет, ритм очень важен в жизни человека. Биение сердца, дыхание — все это ритм.

    В.Томачинский. — Есть ли ритм в богослужебном пении?

    Г.Печенкин. — Нет, там все подчинено слову. Ритм нас связывает с какими-то физическими параметрами.

    Марина Антюхова (студентка Музыкальной Академии им. Гнесиных, певица левого хора Татьянинской церкви). — В определенные моменты моего душевного состояния я могу слушать определенную музыку. Это как наркотик. Но существует четкая грань между ангельской природой богослужебного пения и человеческой природой нашего музицирования. Сравните икону и картину.

    Г.Печенкин. — Участие в богослужении дает некую духовную крепость, которую я ощущаю. А музыка душу расслабляет, мешает чувствовать.

    Виктор Мазурик (преподаватель японской филологии ИСАА при МГУ). — Что касается меня, то я тоже был страстным поклонником рок-музыки. Помню 60-е годы, какое электричество было в воздухе. Но постепенно я стал понимать, что рок манит лишь призраком свободы, протеста, вызова, однако на самом деле это очень тоталитарный стиль музыки. Жесткий, очень жесткий ритм, из которого вырваться сложнее, чем в джазе допустим; императивные, авторитарные словесные формулы; тоталитарная символика, политическая или псевдорелигиозная.

    С.Чапнин. — Рок-музыка — это порождение постиндустриального общества.

    В.Мазурик. — Совершенно верно. Подростки, молодежь 60-х ясно ощущали, что создаются какие-то новые глобальные структуры, что их тихо, аккуратно, но властно куда-то ведут. И тут они начали отчаянно дрыгаться, даже на каком-то бессознательном уровне. На самом деле, подсунутый им «протест» — всего лишь эстетика гневного топанья ножками, протест против манной каши, сидя при этом на горшке. В ребенке это даже мило, в тинэйджере — хлопотно, но объяснимо, во взрослом человеке — просто уродливо. Такой искусственный, театральный инфатилизм.

    С.Чапнин. — Характерно, что это разъединяет людей.

    В.Мазурик. — Да, классическая музыка, например, может объединить в одной семье несколько поколений. А вот найти семью, где все любят один стиль рок-музыки, почти невозможно. Мне кажется, что это проблема не музыкальная, а проблема цивилизации. Цивилизации, которая построена на самоотрицании.

    С.Чапнин. — Я бы попробовал обобщить то, к чему мы пришли. Все мы, примериваясь через молчание, через фразу, через разговор вышли на тему, которая не вызывает смущения у большинства. И на этом уровне мы остановились. Как раз перед нами интересный пример того, что христианское сознание проблем в рок-музыке не видит. А видит одну из форм выражения в культуре прометеевских, богоборческих идей. Видимо, так?

    От редакции: Однако расставлять точки над i мы все же не будем. Этот разговор не предполагал «соответствующих выводов», обращений к общественности и правительству, раздачи проклятий и индульгенций. Мы надеемся, что эта беседа положит начало более серьезному обсуждению проблем культуры и ее роли в современном мире. Вот для чего при газете «Татьянин День» создается пресс-клуб. Ждем ваших предложений.

    Чуть больше года назад на презентации ⌠Татьяниного Дня■ в Московском университете было высказано предложение о создании при газете пресс-клуба для обсуждения наиболее острых проблем нашего времени. Первым опытом такого ⌠круглого стола■ явился разговор, состоявшийся в редакции минувшей весной. Он был посвящен теме, вызвавшей бурную дискуссию на презентации газеты, - теме рок-музыки. Началось с того, что нам в редакцию позвонили музыканты и предложили провести концерт в пользу ⌠Татьяниного Дня■. Мы ответили, что для начала неплохо бы познакомиться...
    В разговоре приняли участие музыканты, журналисты, студенты и преподаватели различных ВУЗов. Предлагаем вам небольшой отрывок из этой беседы.

    Сергей Иванов (самодеятельный музыкант). - Мы играем песни, которые я сочинил. Нельзя сказать, что они однозначно православные, ведь это искусство...

    Владислав Томачинский (аспирант МГУ). - Что представляет собой ваша группа?

    С.Иванов. - Когда я пришел в Церковь, я вообще не играл года два-три. А потом понял, что мне это нужно, и мы начали собираться дома, репетировать. У меня уже были свои песни - они крутятся около московских ощущений, в стиле группы ⌠Воскресенье■.

    В.Томачинский. - Вы творчеством занимаетесь для себя или для других?

    С.Иванов. - Для себя, конечно.

    В.Томачинский. - То есть проповедь не была вашей целью?

    С.Иванов. - Нет, это тяжело. Мы на себя апостольских трудов не берем.

    Дмитрий Яковлев(аспирант Московского Архитектурного института, музыкант). - Я когда-то в группе играл трэш, death-метал и прочую совсем ⌠предельную■ музыку. Так что знаю все это изнутри: кожа, заклепки, фанаты, концерты разных страшных команд. Потом пел в нашем хоре (мы прихожане храма Благовещения в Петровском парке), но сейчас не пою - работы много.


    Сергей Чапнин (главный редактор агенства ⌠Метафразис■). - Мне кажется, что православный человек никогда не будет равнодушен к явлениям культуры. Прежде всего потому, что культура, согласно Павлу Флоренскому, есть производное от культа. Рок-культура, как оформившееся явление, будет привлекать наше внимание не только в силу ее распространенности, но и потому, что мы переживаем за культуру, такова наша вера.

    Алексей Саган (студент Литературного института). - Рок - это народная музыка. Каков народ, такая и музыка. В свое время, когда вся страна была православной, у нас и были калики перехожие, духовные стихи. Сейчас другая ситуация.

    В.Томачинский. - Что мы называем роком?

    С.Иванов. - Прежде всего, это революция внутри человека и вечная борьба, какое-то недовольство. И тут же находит музыка, созвучная этому настроению.

    В.Томачинский. - Вы себя причисляете к року?

    С.Иванов. - Может, меня причислят, но я бы сам не хотел этого.

    Д.Яковлев. - Мне кажется, главное в роке как музыкальном явлении - это его доступность большому количеству людей.

    В.Томачинский. - Я думаю, что основной вопрос нашего разговора можно сформулировать так: насколько приемлем язык рок-музыки как явления культуры для православного человека?

    Глеб Печенкин (аспирант Московской консерватории, регент правого хора Татьянинской церкви). - Прежде, чем выяснять, что это за язык, надо обратиться к истокам - что такое музыка и для чего она существует на земле.

    А.Саган. - По Мартынову...

    Г.Печенкин. - Мартынов не Мартынов, а вопрос действительно стоит так. Я уже 20 лет профессионально занимаюсь музыкой и даже в какой-то мере ее создаю (я закончил консерваторию по классу композиции). В детстве и юности я не задавался вопросом, что такое музыка и для чего она нужна, а просто упивался и наслаждался ею. Впервые этот вопрос появился у меня после крещения. Спустя некоторое время я пришел на клирос, сначала просто пел, потом управлял небольшим коллективом и постепенно стал писать для богослужений. Иногда получались поразительные результаты - ведь музыка действительно существует для того, чтобы опьянить, она воздействует как алкоголь. Этому можно противопоставить пение христианское в его идеале, то, что считается традиционным для Руси. В нем мы имеем дело с интонацией слова, то есть с распевающимся словом, а не просто с соединенными музыкой и текстом, как в вокале. В нем напев раскрывает сущность слова. Это церковное пение, тогда как любая музыка: и классическая, и рок - воздействует одинаково, в явном или завуалированном виде.

    В.Томачинский. - Получается, что вся музыка, кроме богослужебной, влияет отрицательно?

    Г.Печенкин. - Да, может быть, это несколько категорично. Музыка абстрактна по своей сути: один ее понимает так, другой - эдак, композитор мог думать о третьем. Я не согласен с мнением, будто существует некая музыка, которая может настроить на молитву, на созерцание - у каждого субъективное восприятие.

    С.Чапнин. - Меня испугали слова, что всякая музыка пьянит. Вино в небольших дозах является лекарственным средством, и апостол Павел советует апостолу Тимофею употреблять его понемногу из-за больного желудка. Если бы музыка была опасна для души, то ангелы бы не пели при рождении Христа ⌠Слава в вышних Богу■.

    Г.Печенкин. - Мы говорим на разных языках. Правомерно ли к пению ангелов применять термин ⌠музыка■?

    С.Чапнин. - Пение связано со словом.

    Г.Печенкин. - Не всегда. Например, есть медитативное шаманское пение с закрытым ртом. Музыка, инстументальная она или нет, имеет определенные задачи - вводить человека в какое-то состояние. Бого-служебное пение имеет другое значение - ⌠пойте разумно■, как говорится в псалмах.

    В.Томачинский. - Но вот Иоанн Златоуст пишет: ⌠...музыка, пение, слово в богослужении не такая простая вещь, а соприкосновение с ангельским поющим миром■.

    Г.Печенкин. - Надо посмотреть эти слова в их контексте. Что касается рок-музыки, могу сказать по своему опыту - когда я слушал ее в юности, то приходил в состояние расслабления.

    А.Саган. - Рок - это искусство невоспитанных детей.

    Д.Яковлев. - Рок-музыка является ремеслом. Для многих людей это становится смыслом жизни и путем, ведущим ко Христу.

    С.Чапнин. - Но не кажется ли тебе, что у рокеров даже покупка инструментов превращается в особое действо? Это целый ритуал, который является оформлением культа. Человек будет крутить палочки каким-то особенным способом, выносить барабан на сцену как некую святыню. Если этот культ развивается, и человек делается его служителем, то он начинает связывать чувство сакрального, живущее в каждом, с теми предметами, в данном случае инструментами, которые его окружают. На место Бога поставлена музыка...

    Д.Яковлев. - Нет, здесь чисто профессиональный момент. Например, человек играет на скрипке советского завода и мечтает об инструменте, сделанном на заказ. Все профессиональные музыканты играют на западных инструментах. Хотя, безусловно, в названиях фирм - Marshall, Fender Stratocaster и т.д. - существует некая мифологичность.

    С.Чапнин. - Рокеры - это среда с четким ритуалом, слэнгом. Если начать с ними говорить нашим языком, то все слова будут для них штампами. Как с рокерами беседовать о вере?

    Д.Яковлев. - Нельзя говорить человеку: ⌠Знаешь, ты должен бросить этим заниматься, рок-музыка - от сатаны■. Он скажет, что есть такие группы, а есть и другие. Я тоже, когда играл металл, считал себя христианином. Лучше выяснить, знает ли он другую музыку, например средневековую, имеющую христианские черты. Ему надо открыть и классику- тогда он будет готов к слушанию богослужебной музыки.

    Г.Печенкин. - Я считаю, что на музыкальном уровне идеологии устарели. Проповедь не должна быть связана с музыкой.

    Д.Яковлев. - Может быть, это верно в отношении тех, кто слушает рок, но не тех, кто его играет, - они только и говорят о музыке. С другой стороны, никакого христианского рока быть не может. При попытке его создать получается что-то дикое, этакий протестантизм американского типа. На Западе оно к тому давно скатилось.

    Г.Печенкин. - Безусловно, поиск ведется, но надо отдавать себе отчет в том, что мы делаем. Прежде, чем что-то писать, я долго думаю, какое воздействие это окажет на слушателей.

    А.Саган. - Рок - это некоторая дикость, но с другой стороны это культура одиноких людей. Рок выражает чувства одинокого человека.

    С.Чапнин. - Тогда получается, что рок-музыка органически противна православию и христианству.

    А.Саган. - Но ведь она и родилась в недрах языческой культуры...

    Г.Печенкин. - Всякая музыка, как и речь, имеет свою интонацию. Серьезно анализируя рок-музыку, я пришел к выводу, что она воплощает собой древнее церковное пение в перевернутом виде. Древнее пение (до XVII века) строилось не на какой-то музыкальной системе, а на других понятиях. Рок-музыка их перевернула и стала богослужебным пением наоборот. Это очень ощутимо.

    А.Саган. - Я против разделения музыки на богоугодную и богопротивную.

    Г.Печенкин. - Я могу слушать рок-музыку, но не стану ей проникаться: она будет для меня набором звуков. Если же входить в то состояние, которое она предлагает, то неизбежно придешь к печальным для себя последствиям.

    Кирилл Фролов (журналист). - Безусловно, рок-музыка относится к ⌠душевному человеку■. Ее надо рассматривать в контексте всей культуры - литературы, живописи и т.д. Посмотрите, к примеру, на современное кино: Пазолини, Антониони и другие - это же неоязычество, сознательный отказ от Христа.

    С.Чапнин. - Если говорить о рок-культуре, то в ней очень сильны языческие пласты, подпитанные оккультизмом. Например, возьмем ⌠■Rolling Stones■, чьи участники дружили с учениками известного сатаниста А.Кроули. Или Джимми Пэйдж из ⌠Led Zeppelin■, который жил в замке А.Кроули в Шотландии.

    К.Фролов. - А рок-инструменты сами по себе нейтральны...

    С.Чапнин. - Нет, ритм очень важен в жизни человека. Биение сердца, дыхание - все это ритм.

    В.Томачинский. - Есть ли ритм в богослужебном пении?

    Г.Печенкин. - Нет, там все подчинено слову. Ритм нас связывает с какими-то физическими параметрами.

    Марина Антюхова (студентка Музыкальной Академии им. Гнесиных, певица левого хора Татьянинской церкви). - В определенные моменты моего душевного состояния я могу слушать определенную музыку. Это как наркотик. Но существует четкая грань между ангельской природой богослужебного пения и человеческой природой нашего музицирования. Сравните икону и картину.

    Г.Печенкин. - Участие в богослужении дает некую духовную крепость, которую я ощущаю. А музыка душу расслабляет, мешает чувствовать.

    Виктор Мазурик (преподаватель японской филологии ИСАА при МГУ). - Что касается меня, то я тоже был страстным поклонником рок-музыки. Помню 60-е годы, какое электричество было в воздухе. Но постепенно я стал понимать, что рок манит лишь призраком свободы, протеста, вызова, однако на самом деле это очень тоталитарный стиль музыки. Жесткий, очень жесткий ритм, из которого вырваться сложнее, чем в джазе допустим; императивные, авторитарные словесные формулы; тоталитарная символика, политическая или псевдорелигиозная.

    С.Чапнин. - Рок-музыка - это порождение постиндустриального общества.

    В.Мазурик. - Совершенно верно. Подростки, молодежь 60-х ясно ощущали, что создаются какие-то новые глобальные структуры, что их тихо, аккуратно, но властно куда-то ведут. И тут они начали отчаянно дрыгаться, даже на каком-то бессознательном уровне. На самом деле, подсунутый им ⌠протест■ - всего лишь эстетика гневного топанья ножками, протест против манной каши, сидя при этом на горшке. В ребенке это даже мило, в тинэйджере - хлопотно, но объяснимо, во взрослом человеке - просто уродливо. Такой искусственный, театральный инфатилизм.

    С.Чапнин. - Характерно, что это разъединяет людей.

    В.Мазурик. - Да, классическая музыка, например, может объединить в одной семье несколько поколений. А вот найти семью, где все любят один стиль рок-музыки, почти невозможно. Мне кажется, что это проблема не музыкальная, а проблема цивилизации. Цивилизации, которая построена на самоотрицании.

    С.Чапнин. - Я бы попробовал обобщить то, к чему мы пришли. Все мы, примериваясь через молчание, через фразу, через разговор вышли на тему, которая не вызывает смущения у большинства. И на этом уровне мы остановились. Как раз перед нами интересный пример того, что христианское сознание проблем в рок-музыке не видит. А видит одну из форм выражения в культуре прометеевских, богоборческих идей. Видимо, так?

    От редакции: Однако расставлять точки над i мы все же не будем. Этот разговор не предполагал ⌠соответствующих выводов■, обращений к общественности и правительству, раздачи проклятий и индульгенций. Мы надеемся, что эта беседа положит начало более серьезному обсуждению проблем культуры и ее роли в современном мире. Вот для чего при газете ⌠Татьянин День■ создается пресс-клуб. Ждем ваших предложений.

    Вставить в блог

    Рок-музыка: круглый стол

    1 января 1997
    Чуть больше года назад на презентации «Татьяниного Дня » в Московском университете было высказано предложение о создании при газете пресс-клуба для обсуждения наиболее острых проблем нашего времени. Первым опытом такого «круглого стола» явился разговор, состоявшийся в редакции минувшей весной. Он был посвящен теме, вызвавшей бурную дискуссию на презентации газеты, — теме рок-музыки. Началось с того, что нам в редакцию позвонили музыканты и предложили провести концерт в пользу «Татьяниного Дня» . Мы ответили, что для начала неплохо бы познакомиться... В разговоре приняли участие музыканты, журналисты, студенты и преподаватели различных ВУЗов. Предлагаем вам небольшой отрывок из этой беседы.
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru