rss
    Версия для печати

    1500 лет Крещения Франции

    «Всегда искать большего» — таков был негласный девиз последнего отпрыска салических франков, беспрестанно воевавшего за расширение своих владений. Как бы ни относились к Хлодвигу историки, литераторы, богословы, все они признают его огромное значение для французского государства. Именно с Хлодвига начинается христианская история страны.

    В 486 году Хлодвиг заключил союз с Рагнахаром, королем Камбре, и вместе с ним отправился в поход во главе 5-тысячного войска против последнего представителя римской власти генерала Сиагрия. Недалеко от древнего Ножантского аббатства, на севере Суассона, к Хлодвигу пришла победа. Самого Сиагрия Хлодвиг взял под стражу, а после захвата его владений приказал тайно умертвить. Добыча воинов оказалась весьма значительной, ведь, помимо прочего, было разграблено много церквей. Ремигий, епископ Реймса, который поддерживал дружеские отношения с королем, усердно просил его об одной драгоценной чаше, взятой из храма. Когда все трофеи были собраны вместе, Хлодвиг, прежде чем поделить захваченное, сказал: «Мои верные воины, я прошу вас отдать мне этот сосуд, не бросая о нем жребия». Солдаты согласились с желанием своего короля. Но вдруг, неожиданно для всех, один из них выхватил боевой топор, бросился к чаше и разрубил ее с криком: «Ты получишь только то, что жребий даст тебе!»

    Король, взяв наполовину разбитый сосуд, отдал его епископу.

    Как-то раз через год Хлодвиг делал смотр своего войска. Подойдя к солдату, разбившему чашу, он сказал: «Ни у кого я не видел оружия в столь плохом состоянии, как у тебя,» — и вырвав у него боевой топор, бросил на землю. Когда же тот нагнулся, чтобы поднять оружие, король отрубил ему голову секирой со словами: «Да постигнет тебя тот же жребий, что и чашу, разбитую тобой!»

    Женитьба

    В 493 году Хлодвиг женился на Клотильде, причисленной Церковью к лику святых. Молодая и красивая княжна, дочь бургундского князя Хильперика, она оказала чрезвычайно благотворное влияние на своего мужа. Святая Клотильда, как впоследствии равноапостольная княгиня Ольга, стала первой христианкой королевского рода в языческой стране. Она и привела своего мужа к крещению. Однако это произошло далеко не сразу. Поначалу никакие доводы Клотильды не могли убедить Хлодвига креститься.

    Между тем, у королевы родился сын, и она настояла на том, чтобы крестить его. Ребенок, названный Ингомером, умер, едва выйдя из купели, и его белые крещальные одежды стали погребальными пеленами. Король был вне себя от гнева и резко упрекал Клотильду. «Если бы мальчик, — говорил он, — был освящен именем моих богов, он непременно остался бы жив; теперь же, когда его окрестили во имя твоего Бога, он умер». На что королева отвечала: «Я благодарю Всемогущего Господа за то, что Он не посчитал меня недостойной и захотел взять рожденное из чрева моего в Царство Свое».

    После этого королева родила второго сына. В крещении ему дали имя Хлодомер. Когда и он начал болеть, Хлодвиг сказал: «С ним случится то же, что и с его братом». Когда же по усердным молитвам Клотильды ребенок выздоровел, на короля это не повлияло.

    Крещение

    Христианином Хлодвиг стал во многом благодаря знаменитому сражению в Толбиаке. Эта битва против аллеманнов складывалась неудачно и казалась совершенно проигранной. Хлодвиг и его воины усиленно молились своим богам, языческим идолам, однако те не пришли им на помощь. Тогда Хлодвиг в горячем порыве воззвал к Богу Клотильды: «О, Боже Клотильды, умоляю Тебя, даруй мне победу — и Ты будешь моим Богом; я поверю в Тебя и крещусь во Имя Твое!» Воодушевленные франкские воины удвоили свой пыл, и то, что казалось невозможным, совершилось: внезапно аллеманны, объятые страхом, бежали, даруя Хлодвигу и его солдатам лавры победителей.

    Королева очень обрадовалась тому, что произошло, и тайком пригласила реймсского епископа, святого Ремигия, попросив его наставить короля в законе христианском. Хлодвиг, выслушав епископа, сказал: «Охотно я тебя слушал, святейший отец, но меня смущает вот что: мои подчиненные не потерпят того, чтобы я оставил их богов. Однако я пойду и буду говорить с ними». Когда же король обратился к своим воинам, то они воскликнули: «О король, мы отрекаемся от смертных богов и будем служить Вечному Богу, Которого проповедует Ремигий».

    И вот наступил праздник Рождества Христова. На улицах Реймса развесили многоцветные полотнища, почистили дороги, украсили здания. Пышно убранный собор блистал светом бесчисленных свечей и был наполнен таким благоуханием, что присутствующим казалось, будто они обоняют запахи рая. Когда при торжественном пении гимнов Хлодвиг вошел в церковь, его охватил страх, и, обращаясь к Ремигию, державшему его за руку, король спросил: «Неужели это и есть Царство Небесное, которое мне обещано?» «Нет, — отвечал епископ, — но это начало пути туда». Во время совершения Таинства святой Ремигий произнес знаменитые слова: «Смиренно нагни твою голову, Сикамбр, поклонись тому, что ты жег; сожги то, чему поклонялся».

    Так епископ Ремигий крестил Хлодвига и 3 тысячи его солдат. Через некоторое время приняла крещение сестра короля Альбофледа, а вскоре обратилась и его вторая сестра Лантехильда, бывшая арианкой.

    Новые победы

    Крещение не изменило боевой дух короля. Однажды, когда епископ Ремигий рассказывал ему о страданиях Спасителя, Хлодвиг воскликнул: «О, если бы я был тогда с моими франками, я отомстил бы за причиненные Ему неправды!»

    В 500 году по Рождестве Христовом, под влиянием главным образом Клотильды (поскольку дело касалось ее семьи), Хлодвиг отправился в поход против бургундцев и разбил при реке Уш, недалеко от Дижона, их армию во главе с Гундобадом — никем иным, как дядей Клотильды. Именно он семь лет назад злодейски убил ее родителей и братьев, чтобы завладеть наследством. Причем сделал это прямо перед свадьбой Клотильды. Теперь же, после своего поражения Гундобад принужден был платить Хлодвигу дань.

    В 507 году Аларих II, будучи арианином, преследовал епископов Аквитании. Они же умоляли Хлодвига защитить их. Тогда король обратился к своим воинам: «Я очень обеспокоен тем, что эти ариане владеют частью Галлии. Пойдемте с Божьей помощью на них и подчиним нашей власти страну». Воинам понравились эти слова, и они выступили в поход против Алариха. Когда часть войска проходила в районе Тура, Хлодвиг из уважения к святому Мартину приказал, чтобы никто ничего не брал из этой области, кроме травы и воды. Но один солдат силой взял сено у какого-то бедняка, сказав: «Разве король не приказал брать только траву и ничего другого? А ведь это трава и есть. Мы не нарушим приказа короля, если возьмем ее». Об этом стало известно Хлодвигу. Король в мгновение ока рассек солдата мечем, сказав при этом: «Как мы можем надеяться на победу, если оскорбляем святого Мартина?»

    Хлодвиг с войском одержал победу над Аларихом в долине Вулье, недалеко от Пуатье, причем Хлодвиг убил еретика своими руками. Этот успех позволил расширить владения короля до Пиренеев.

    В последние годы своего правления Хлодвиг постепенно уничтожал франкских вождей и захватывал их земли, распространив таким образом свою власть над всей Галлией. Он убил многих королей, в том числе ближайших родственников: Харариха, отказавшего Хлодвигу в поддержке против Сиагрия; сына Харариха — только потому, что это был его сын; Рагнахара, хотя он и оказывал помощь в борьбе с Сиагрием; своих братьев Рихара и Ригномера — под разными предлогами. Так же Хлодвиг поступил и с вождями рейнских франков, своими союзниками: Сигибертом, которого погубил, действуя через его сына — Хлодерика; и Хлодериком — за то, что он убил своего отца! Рассказывают, что, собрав однажды своих людей, Хлодвиг сказал о своих родственниках, которых сам же умертвил, следующее: «Горе мне, ибо я остался как странник среди чужестранцев и нет у меня родных, которые могли бы мне помочь в минуту опасности!» Говорят, что эти слова он произнес не из жалости к убитым, а из хитрости: не обнаружит ли он еще кого-нибудь из родни, чтобы и того умертвить.

    Кончина

    Незадолго до смерти, в 511 году, Хлодвиг созвал церковный Собор в Орлеане. Это был первый Франкский Собор, необходимый для реорганизации Церкви в Галлии. Он установил также Салическую правду, или Франко-Салический Закон.

    Именно при Хлодвиге Париж стал столицей Галльского королевства. Здесь, на могиле святой Геновефы, покровительницы Парижа, Хлодвиг построил Собор апостолов Петра и Павла, где и был погребен вместе с Клотильдой. Теперь это церковь святой Женевьевы. Подобным же образом император Константин в IV веке был похоронен в построенной им самим церкви Святых Апостолов в Константинополе.

    В 511 году, после смерти Хлодвига королевство было поделено между его четырьмя сыновьями. Святая Клотильда переехала в Тур, где прислуживала при базилике святого Мартина, проводя свои дни в высшей степени скромно и добродетельно и редко посещая Париж.

    ***

    «Cвятая Клотильда дала Франции потомство богобоязненных правителей-христиан; она вооружила своего супруга щитом, украшенным символом Пресвятой Троицы — тремя цветками лилии, которые стали эмблемой монархии. Если Клотильду Церковь канонизировала при Папе Пелагии I в середине VI века, то ее супруг не был причислен к лику святых. В XIV веке Хлодвига ставили наравне с его современником, епископом Ремигием — при этом, однако, бурное воображение народа приписывало ему всевозможные добродетели. Но самое главное, что Хлодвиг за 7 веков до короля Людовика IX, явил собой образец истинного монарха-христианина. Церковь ему обязана многим, Франция ему обязана всем!» — вот как заканчивает свою статью Анник Пелегри, современный французский историк. Так ли это на самом деле? Воплотил ли собой Хлодвиг черты истинно христианского государя?

    Действительно, на протяжении всей дальнейшей истории Франции мы видим, что основной доблестью христианских королей на Западе считаются их завоевательные походы. Начиная от Карла Великого, награжденного папой титулом императора за военные победы (Италия, Испания и проч.), до средневековых крестовых походов и позже — признается заслугой силовое обращение язычников в христианство.

    Совершенно другие добродетели русских православных государей стали основанием для их прославления Церковью в лике святых. Начиная от равноапостольного князя Владимира, который, в прошлом жестокий язычник, после своего крещения хотел отменить на Руси смертную казнь и был остановлен только своими советниками; от его сыновей, святых Бориса и Глеба, предпочетших мученическую смерть междоусобной войне (где справедливость была на их стороне!) с братьями; от святого благоверного князя Александра Невского, защищавшего свою державу, но никого не покорявшего; от его сына, благоверного князя Даниила Московского, не участвовавшего ни в одной войне, — и вплоть до последнего российского государя, Императора Николая II (который, кстати, издал указ о веротерпимости), отказавшегося от престола ради спасения страны, — мы видим иное отношение к власти. Иное отношение к власти, иное отношение к нехристианским народам, иное отношение к свободе человека.

     

    «Великая» французская революция расправилась не только с монархией. Она покончила и со святыми. Мощи св. Клотильды, прежде весьма почитаемые, были сожжены, так же, как и мощи св. Геновефы и многих других французских преподобных. В мире «свободы, равенства, братства» святые стали лишними.

    Но «свято место пусто не бывает». Его заняли французские просветители — Вольтер, Руссо и другие, — чей прах после революции был с величайшими почестями перезахоронен в Парижском Пантеоне. Так сбывались идеи Руссо о «гражданской религии». Но мог ли предположить французский моралист, усердный поборник нравственности, что в 1996 году против христианства первыми восстанут потерявшие всякий нравственный облик?

     

    Празднество 1500-летия Крещения, 19-22 сентября, в самой Франции было встречено волной демонстраций протеста. Их основными участниками стали поборники однополой любви, защитники абортов, всевозможные извращенцы — те, о ком Марсель Пруст писал так: «Эти потомки содомлян, столь многочисленные, что к ним приложим стих тоже из Бытия: «если кто может сосчитать песок морской, то и потомство твое сочтено будет»..». Либеральная французская пресса весь сентябрь выражала свое возмущение по поводу предстоящего торжества. В некоторых городах Франции накануне праздника многие заявляли, что отказываются от своего крещения. Так отмечали французы достославную годовщину.



    Примечания

    1  Сохранилось книга с житием святого Ремигия, где рассказывается, как он воскресил мертвого.
    2 Т.е. последователем еретика Ария, отлученного от Церкви на Первом Вселенском Соборе. Во времена Хлодвига практически все государи Запада были арианами, и лишь сам Хлодвиг исповедовал православную веру. Именно поэтому короли Франции приобрели почетное название «старших сыновей Церкви».
    3 Святой Мартин был епископом в Туре в конце IV века. Он послужил просвещению не только Галлии, но и Ирландии.
    4 Женевьевы во французском произношении.

    Литература

    1.      Annick Pelegry «Bref rapel historique» // «Foi Transmise et Sainte Tradition», n 89, Juillet 1996.

    2.      Джеймс С. Робертсон. «История христианской Церкви от апостолов до наших дней», пер. А.Л.Лопухина. Спб., 1890.

    3.      Григорий Турский. «История франков», пер. В.Д.Савуковой. М., 1987.

    4.       Стефан Лебек. «Происхождение франков», пер. с франц. В.А.Павлова. М., 1993.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru