Tweet |
Постройка «Башни»
«Общество Сторожевой Башни» основано в 1884 году американским владельцем галантерейных магазинов Чарльзом Тейзом Расселом (1852-1916). Еще в юности Рассел увлекся учением Адвентистов Седьмого дня о скором конце света, который первоначально назначался ими на 22 октября 1874 года. После непродолжительных упражнений в толковании Священного Писания, Рассел созрел для выдачи собственных «откровений». Первым «наитием» явилось уточнение, что «День скорби» настанет в 1872 году. Потом последовал уже упомянутый 1874, затем 1878, 1914, 1915... Чтобы своевременно оповестить население земного шара о приближающемся конце света, Рассел основал собственную типографию и начал издавать журнал «Сторожевая Башня». После смерти Рассела «Сторожевая Башня», созывая всех под свой «гостеприимный кров», продолжает пугать концом света то в 1918 г., то в 1920-м.
1975 год. Пророчество об этой дате вызвало бурный приток членов в организацию. «Согласно достойной доверия библейской хронологии — 6000 лет, считая от творения человека, окончатся в 1975 году, и седьмой период — 1000 лет человеческой истории начнет свой отсчет с 1975 года» («Вечная жизнь в свободе сынов Божиих», 1966. С.29). В 1969 году «Сторожевая башня» призывала молодежь отказаться от высшего образования: «Не давайте им промывать вам мозги сатанинской пропагандой о желании чего-то достичь в этом мире. У этого мира осталось очень мало времени!» Кроме того, за год до намеченного конца «Общество» советовало продавать свои дома ради «Сторожевой Башни»...
В 1980-х годах «Сторожевая башня» начала указывать на новое время конца света — 1999 год. Впрочем, сейчас «Общество Сторожевой Башни» вообще не уверено в какой-либо дате, ибо в согласии с «достойной доверия библейской хронологией» не исполнилось ни одно из вышеперечисленных «пророчеств». Напомним, что сыны «Башни» упорно не обращают внимания на слова Христа в Евангелии: »О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф, 24:36).
Штрихи к портрету «строителя»
Хотя Рассел называл себя «рупором Бога», через который людям возвещается воля Божия, галантерейное прошлое библейского истолкователя давало себя знать. Рассел непоправимо подмочил собственную репутацию, начав судиться с пастором Дж.Дж.Россом, который опубликовал памфлет с критикой в его адрес. Как утверждал Росс, Рассел «никогда не учился в высших учебных заведениях, практически ничего не знает о философии, историческом или систематическом богословии и абсолютно невежествен в [библейских] языках. Росс пришел к выводу, что изыскания Рассела «противоречат логике, противоречат науке, противоречат Библии, [и] противоречат христианству». Обвинив Росса в клевете, Рассел подал на него в суд и... проиграл. Солгав под клятвой, что знает греческий язык, Рассел в конце судебного разбирательства вынужден был признать, что все, сказанное о нем в публикации Росса, — правда.
В 1906 г. жена Рассела подала на развод, поставив мужу в вину «самомнение, эгоизм, властолюбие и неприличное поведение в отношении других женщин». Она выиграла дело, и ей была присуждена компенсация в 6036 долларов.
В 1913 г. Рассел подал в суд на «Brooklyn Daily Eagle», обвинив газету в клевете. Однако «строитель» был разоблачен в мошеннической попытке продавать обычную пшеницу по беспримерной цене в 60 долларов за бушель (32,5 литра), называя ее «чудо-пшеницей».
После смерти Рассела, президентом «Общества Сторожевой башни» становится Джозеф Франклин Рутерфорд. В 1931 г. он дает «Обществу Сторожевой Башни» новое название — «Свидетели Иеговы». Сегодня штаб-квартира иеговистов «Вефиль» находится в Бруклине (США), откуда и поныне руководство корпорации «Свидетелей Иеговы» осуществляет свое влияние и контроль по всему миру.
«Башня» до небес
Информ-центр «Сектор» в числе других документов секты получил схему построения иеговистской организации: [Иегова Бог]=>[Иисус Христос]=>[Руководящая корпорация («Верный и благоразумный раб»)]=>[6-7 комитетов (Председательский, Издательский, по персоналу, по финансам и т.д.)]. Руководящая корпорация, называемая «верным и благоразумным рабом», имеет непререкаемый авторитет: «Мы должны признавать не только Бога Иегову как нашего Отца, но и организацию — как нашу Мать» («Сторожевая башня», 01.05.57. С.274). На каких же догматах строится учение «Сторожевой Башни»?
Это основные положения «Башни». Остальные же теории частенько меняются иеговистами.
Крайняя близость конца света, несмотря на ложность предыдущих предсказаний, остается наиболее важной частью учения. Что, впрочем, неудивительно в мрачной обстановке «Башни». Точная дата Второго Пришествия, правда, больше не называется. Изнурительное «проповедование по домам», экстатический характер собраний, страх перед Армагеддоном и карающим Иеговой, — все это сказывается на психике «свидетелей». По словам доктора Джерри Бергмана, «многие «свидетели Иеговы» страдают шизофренией, тяжелой депрессией, алкоголизмом и другими болезнями. Уровень заболевания психики среди «свидетелей Иеговы» превышает средний».
Для закрывшихся в «Башне» участие в общественной и политической жизни — пустая суета. Членам секты категорически запрещено: служить в армии, участвовать в спортивных играх, вступать в политические и религиозные организации, голосовать на выборах, чтить государственный флаг и гимн, отмечать дни рождения и христианские праздники, иметь дома иконы, принимать донорскую кровь, читать критические статьи об «Обществе», заходить в христианские храмы. Главная задача иеговиста — вносить пожертвования и постоянно вербовать новых и новых членов.
«Свидетели Иеговы» называют себя «новыми истинными христианами». Оставляя за собой монополию на истину и святость, иеговисты объявляют традиционную Церковь «отступницей». По всем основным вопросам — теологии, антропологии и сотериологии — догматы «Сторожевой Башни» принципиально противоречат Библии.
Учение о Боге
— Иеговисты ненавидят христианское учение о Св. Троице, заявляя, что его «породил сатана». Настаивают на одном наименовании Бога — Иегова (См. Мф.28:19).
— Непризнание Христа Богом. «Иисус — первое творение Бога» («Что от нас требует Бог», 1996. С.6). Библия свидетельствует о том, что Христос — Сын Божий, вечный несотворенный Бог, единосущный Отцу (Лк. 3:21-22).
— Отрицание физического воскресения Христа. Иеговисты полагают, что Христос воскрес лишь духом и затем «материализовался в другое тело» («Make Sure of All Things», 1953. С. 314). Евангелие, напротив, свидетельствует об обратном: Иисус Христос восстал в том же теле, которое было положено во гроб. Это доказывают Его раны (Ин. 20:20-27), пустой гроб и пустые погребальные пелены (Лк.24:39; Ин.20:1-9).
Учение о человеке
— Отрицание бессмертия души. В брошюре «Свидетели Иеговы в XX веке» (1994. С.13) читаем: «Душа перестает существовать, когда человек умирает». Это противоречит Св. Писанию: жизнь человеческой души продолжается после смерти (Лк. 16:19-31 — притча о богаче и Лазаре; Лк. 23:39-43 — обетование распятому разбойнику; Филип. 1:19-24).
Учение о спасении
— «Сторожевая Башня» учит, что жертва Христа — это не более, как «выкуп», уплаченный Богу Иегове в соответствии с «требованиями небесной справедливости». Христос пролил кровь только за 144 000 избранных, — разумеется, из числа «Свидетелей Иеговы» («Aid to Bible Understanding», с.389). Библейское учение совсем иное: Христос умер за всех, исцелив человеческую природу, поврежденную грехом.
— По учению «свидетелей» спасение достигается исключительно человеческими усилиями, добрыми делами и строгим выполнением предписаний «Башни». Эта доктрина отличается от православного понимания спасения как «синергии» («со-действия» Бога и человека) (I Кор. 15:10).
— Хилиазм. Из иудаизма «Свидетели Иеговы» позаимствовали еретическую идею тысячелетнего царствования Мессии на земле.
В Россию «Свидетели Иеговы» проникли еще в первые десятилетия советской власти. В годы Второй мировой войны иеговисты поддержали фашистов, поэтому после окончания войны им было поставлено в вину сотрудничество с гестапо, их стали отправлять в ссылки. Однако в последние годы отношение государства к «Свидетелям Иеговы» резко изменилось. Их регистрирует Минюст, деятельность секты приобретает легальный характер. Сейчас главный центр иеговистов находится под Петербургом, в поселке Солнечное. Там же расположен филиал издательской штаб-квартиры «Вефиль», распространяющий литературу секты по всем городам России.
Тайные инструкции для сотрудников «Башни»
Периодически «Сторожевая Башня» проводит рекрутские наборы в «Вефиль»: «Священное служение в Вефиле включает также задания, требующие физических сил <...> молодых, крепких братьев, обладающих хорошим здоровьем... Не думай, что Ты сможешь поступать всегда по своей воле или так же независимо, как теперь<...> Ты научишься, что значит служить как часть организации<...> Религиозная организация оставляет за собой право решать, прекратится ли Твоя принадлежность и когда она прекратится» (из инструкции для кандидатов в «Вефиль»). Помимо беспрекословного послушания вступающие в «Вефиль» дают «обет об отказе от всякого самостоятельного заработка» — что в свою очередь ставит их в положение рабов.
Другой долг служителей «Сторожевой Башни» — непрерывное проповедование. В Информ-центр «Сектор» поступили внутренние материалы секты «Свидетели Иеговы», о которых «непосвященные» даже не подозревают. Так, в журнале внутреннего употребления «Наше царственное служение» (сентябрь 1996 г.) на пяти страницах излагаются подробные инструкции по вербовке на все случаи жизни: «Старайся проповедовать везде», «быть всегда начеку, чтобы поговорить...», «Когда встречается человек, проявляющий интерес, старайтесь узнать его имя, адрес и номер телефона».
Отдельного внимания достойно секретное руководство «Как завести и продолжить разговор на библейскую тему» (1994 г.), в котором предлагаются примеры, как завязать беседу с жильцами, а также варианты ответов на следующие возражения: «Мы уже христиане», «Я — буддист», «Я — еврей», «Я — индуист», «Я — мусульманин», «Меня не интересуют Свидетели Иеговы», «Зачем вы постоянно приходите?», «У нас нет денег» и т.п. В предисловии к этому справочнику вербовщика помещено примечание: «Мы, конечно, никого не собираемся заставлять. Однако, проявив находчивость, мы нередко можем обернуть какое-нибудь возражение, обрывающее разговор, в дальнейшую беседу. Твоему вниманию предлагается несколько примеров ответов опытных Свидетелей». Вот, например, некоторые варианты начальных слов «свидетеля»:
а) «Здравствуйте. Меня зовут... Я пришел к вам, чтобы сообщить о благословениях Царства Бога... Но я вижу, вы заняты (или «...собираетесь уходить»). Поэтому разрешите...»
б) «Меня зовут... Я живу в этом микрорайоне. Сегодня утром люди только и делают, что говорят о... (назови последнее преступление в этом микрорайоне или другую местную проблему). Что, по-вашему, могло бы сделать нашу жизнь более безопасной?...»
в) «Добрый вечер. Меня зовут... Я живу здесь рядом, на... (назови улицу или район). Вы, случайно, не смотрели вчера вечером новости? Помните сообщение о... (назови какую-нибудь текущую проблему) — Что вы думаете? [...] (Дальнейшую беседу строй на основании того, что больше всего беспокоит жильца квартиры.).»
Для пользы «дела Царства» иеговисты запросто могут солгать. Так, на опасение жильцов: «У нас нет денег», положено возразить: «Нам не нужны ваши деньги — мы пришли поговорить с вами о Библии» (или «Мы не проводим никаких денежных сборов... Вам не придется за это платить ни копейки.»). Однако в другой брошюре подробно описывается, как лучше заняться вымогательством: «Предложи книгу и упомяни, как делаются пожертвования»; «Объясни, что, хотя мы распространяем эту литературу бесплатно, мы принимаем скромные пожертвования на дело Царства» и т.п. Постройка «Башни» требует расходов.
Весьма настораживают карточки «Записи служения по домам» — своеобразные отчеты иеговистов об их проповеднических рейдах по московским квартирам. Помимо указания номера дома, квартиры, фамилий граждан и подаренной литературы, в этих отчетах-анкетах в графе «Примечания» записывалась реакция жильцов на проповедь «свидетелей», отношение каждого к секте. Нетрудно догадаться, какой мощной базой данных располагает корпорация «Свидетелей Иеговы» в отношении москвичей. Отдельная тема — отношение «Свидетелей Иеговы» к медицине. В «Сторожевой Башне» существует строгий запрет на переливание крови — даже в случае смертельной опасности. Комитет по спасению молодежи сообщил о смерти 17-летней девушки, погибшей из-за запрета на переливание крови.
Для тех, кто попал в «Башню», выход из нее становится чрезвычайно трудным, а подчас и невозможным делом... Это и многое другое, наконец, перевело отношене к «Обществу Сторожевой Башни» в новую плоскость. В июне 1996 г. против религиозной корпорации «Свидетели Иеговы» Моспрокуратурой возбуждено уголовное дело.
Мы приводим отрывки из писем, адресованных в Комитет по спасению молодежи. В первом письме, из опасения за жизнь автора и ее близких, все имена и фамилии изменены.
«Очень прошу вас, спасите моих милых внуков от секты «Свидетели Иеговы». Сереже 14 лет. Ване 9. Секту посещают три года. Втянула их родная мать — это моя дочь Ростова Вера. Все свободное время она отдает секте. Питается вся семья всухомятку. Дома ничего не делает, не успевает. Таскает из дома деньги в секту тысячами. Руководитель секты выжимает из нее все. Ее организм не выдержал. Неделю лежала в постели, было сильное нервное потрясение. Боюсь, что это только начало, она может сойти с ума. Семья дочери распалась, муж ее не выдержал, терпел он 4 года. Он спросил: «Секта или я?» Она ответила — секта. Вот и остались мои внуки без отца. Развод оба переносят очень трудно, но Иегова превыше всего. Да, дочь на веру имеет право. Но она не имеет права губить несовершеннолетних детей.
Я уже извелась, плачу все время, жалко внуков. Сил моих больше нет от этого непоправимого горя. Может, быстрей умру, жить больше не могу, да и зачем. Самое дорогое потеряла. Милые внуки загублены. Больно сердцу, что я, бабушка, прожила 64 года, не могу защитить несовершеннолетних моих милых Сережу и Ваню.
Все говорят, что нет нужного закона...
С уважением к вам, бабушка Сережи и Вани»
Молодова Н.И. (май 1996 года)
«Бывшая жена в присутствии детей разрубила топором крестики, с которыми вскоре после рождения дети проходили обряд крещения в нашей христианской церкви!!! И это один из кощунственных обрядов изуверской секты «Свидетелей Иеговы».»
(из письма А.Ж., 01.06.96)
«Я, мама Саши Горобцова, который был вовлечен в секту «Свидетелей Иеговы» соседкой в 1992 г. и покончил свою жизнь через повешение в апреле 1996 г., обращаюсь к вам за помощью — издать закон о наказании за привлечение в секту несовершеннолетних детей <...> Мне сына уже не вернуть, но я не могу без боли наблюдать, как втягивают в свои путы сектанты других детей. Россия может остаться без будущего.
Моему сыну было 15 лет, когда он был вовлечен в секту «Свидетели Иеговы» <...> С принятием этой «веры» он утратил интерес ко всему, что прежде любил, стал скрытным, замкнутым, до изнурения занимался изучением Библии, книг и журналов по вере <...> Не дай Бог такой судьбы, какую испытал мой сын, попав к «иеговистам». Не все сектанты заканчивают свой путь трагически, но все они потеряны для России.
Саша был с сильным характером, о чем свидетельствуют дважды предпринятые им попытки выйти из секты <...> Но уйти ему не дали. Я уверена, что Сашина смерть не случайна. Никто не может разубедить меня, что его принудили повеситься и даже подсказали, где именно. После прихода трех сектантов (лидеров) Саша жил и действовал практически бессознательно, как во сне, будто выполнял чью-то программу, но целую неделю не мог выполнить (видно, сознательное боролось с бессознательным). К сожалению, силы зла победили.
Вот мое материнское слово (кому как ни матери знать и чувствовать своего ребенка) <...> Прежде послушный сын, любящий и уважающий свою семью, на наших глазах превратился в послушное орудие своих «единоверцев». Саша вел собрания, мог очень хорошо говорить. Он им нужен был как оратор, как реклама и, возможно, много знал. Когда Саша ушел из секты, ему не дали возможности начать новую жизнь, они хотели либо вернуть его, либо...
В январе 1996 г. Саша мне сказал, что едет к бабушке в село Рудное и чтобы я никому не говорила об этом. Сектанты стали его искать. Нашли. Я перевезла Сашу с бабушкой в другое место, село Светлово. Снова нашли. Потом приехали трое мужчин. Всех этих людей я знаю. Через неделю после посещения Саши не стало, он повесился. В смерти просит никого не винить. Но я-то знаю... Идет следствие.
За год до смерти я сказала Саше, что буду подавать в суд на секту «Свидетели Иеговы», но Саша сказал: «Мама, над тобой смеяться будут — законов нет». Так и получилось. Сына живого не смогла вырвать из секты, а когда сам понял, решил от них уйти, нашли его...
Я, мать ребенка, который оказался жертвой иностранной секты, бессильна. Кто защитит российских детей? Это крик души. Помогите!!!»
С уважением, Горобцова Л.В. (Омск, 18 июля 1996 г.)
Вместо послесловия
В июле 1996 г. тогдашний секретарь Совета безопасности РФ Александр Лебедь так охарактеризовал деятельность нетрадиционных культов: «Действия всех этих сект — это прямая угроза национальной безопасности. Это — мразь, которая внедряется к нам с целью разложить страну». К сожалению, никаких выводов из этого восклицания не последовало. Более того, намерение Лебедя разобраться с засильем в России западных культов почему-то крайне взволновало президента США и его сенаторов. Секретарю СБ РФ недвусмысленно дали понять, что выдворение из России сект может сильно огорчить и даже обидеть наших заокеанских друзей. Со стороны же российских деятелей культистам подыгрывают такие знаменитости, как Глеб Якунин, Яков Кротов, Сергей Бычков, Юрий Савенко, Лев Левинсон, отчасти Сергей Иваненко и многие, многие другие. Так, Глеб Якунин, в документах упорно продолжающий именовать себя «священником», в июле прошлого года защищал интересы «Свидетелей Иеговы» (см. письмо-донос Лужкову в «ТД» ╧ 5. С.31). А в июле нынешнего года он уже предпринимает попытки выгородить другую секту — «Сайентологическую церковь» Хаббарда, медицинская деятельность которой запрещена в России приказом Минздрава РФ.
Свобода совести, разумеется, остается неотъемлемым правом каждого человека. Но что ответить тем десяткам и сотням родителей из Комитета по спасению молодежи, дети которых на глазах погибают в сектах? Попробуйте, объясните матери, что ее сын — Саша Горобцов — покончил с собой, реализуя международные права на свободу вероисповедания. Но некоторые это умеют. Сумел же Глеб Якунин, столь трепетно относящийся к правам нетрадиционных религий, отфутболить родителей, когда те обратились к нему за помощью в борьбе с «Аум Синрике». Понять их горе и хоть как-то подать утешение смогла лишь Русская Православная Церковь, ныне поносимая бывшим священником. Что касается поддержки со стороны официальных органов, то здесь дело упирается в глухую стену башни — уже не «Сторожевой», а Государственной.
Tweet |
Вставить в блог
Узники «Сторожевой башни»1 ноября 1996
|
Поддержите нас!