rss
    Версия для печати

    Толстой Н.И. Церковнославянский — живой или мертвый?

    27 июня преставился Никита Ильич Толстой. Академик, известнейший ученый, перечисление научных достижений которого займет целую книгу, потомок Л.Н.Толстого, он был выпускником филологического факультета МГУ. Все, кому посчастливилось общаться с Никитой Ильичом, запомнят его как мудрого наставника, вдохновенного исследователя, редкой души человека. С благодарностью и молитвой вспоминают о нем и в Университетской церкви, для открытия которой Никита Ильич немало сделал. Как дань уважения великому человеку и ученому мы публикуем отрывок из его небольшой статьи, напечатанной в журнале «Славяноведение», №3, 1992. В связи с тем, что тираж этого достаточно специфического издания небольшой, а тема, поднятая в статье, чрезвычайно актуальна, данная публикация нам кажется очень важной. Пусть это станет своеобразным завещанием Никиты Ильича для всех нас, ведь идеи, кратко изложенные в статье, были ему так дороги. Интервью с Никитой Ильичом Толстым, возможно, последнее в его жизни, можно прочитать в №5 «Татьяниного Дня».
    В нынешней России церковнославянский многими ощущается как язык «мертвый», т. е. сохранившийся только в церковных книгах и службах, во всех других случаях, даже при домашнем чтении Священного Писания, в ходу — родной русский язык. Не так было в дореволюционные времена. Если обратиться к собственным детским и юношеским впечатлениям, а волею Божьей я учился в старой русской школе и гимназии в эмиграции в Белграде, можно вспомнить, что Закон Божий преподавался не менее десяти лет — два года в школе и восемь лет в гимназии (общее среднее образование длилось двенадцать лет: четыре в школе и восемь в гимназии) . Молитвы и Евангелие (Новый Завет) были исключительно на церковнославянском языке, и только Катехизис был на русском и то весьма архаическом (например: «Дабы мы могли увhровать сей тайнh, Слово Божiе вразумляетъ насъ о ней, черезъ сравненiе Христа съ Адамомъ, Адамъ естественно есть глава всего человhчества...» и т. д.). На воскресной обедне стояли в гимназической церкви строем, иногда перед большими праздниками отстаивали вечерни, часть класса (счастливчики!) пела в церковном хоре, но ходили и в городскую русскую Троицкую церковь. Церковнославянский язык звучал постоянно, церковнославянские тексты: заповеди Моисея, заповеди блаженства, притчи из Евангелия — заучивались наизусть, как и латинские тексты или тургеневские стихотворения в прозе, часть гимназистов прислуживала в церкви, некоторые читали часы и исполняли обязанности псаломщиков. Церковнославянский язык звучал чаще, чем воспринимался зрительно. Именно поэтому в дореволюционных руководствах для средней школы по церковнославянскому языку давалась общая грамматическая схема, как для русского, а в университетских учебниках по старославянскому языку, как правило, предлагался праславянский комментарий и праславянская схема для понимания происхождения и родословного места церковнославянского среди других славянских и индоевропейских языков. Иными словами, рассматривалась лишь лингвистическая сторона предмета, ибо церковная сторона была как бы бытовой, понятной, с детства воспринятой. Двадцатое столетие в России в корне изменило это положение. Для многих церковнославянский из «полуживого» или точнее, относящегося к «жизни иной» превратился в мертвый, а то и в чуждый язык. Теперь многим его надо не воспринимать, а изучать, и не только с лингвистической стороны, но и со стороны историко-литературной, культурологической и, что самое главное, — религиозной, богословской. Нужно менять многое. И форму, и смысл, и цели преподавания старославянского языка в высшей школе, на факультетах филологического и историко-филологического профиля. В аудиторию пришел новый слушатель, а вне аудитории — новый читатель славистической историко-филологической литературы. Среди верующих много неофитов, жаждущих скорее приобщиться к «источнику воды живой», к церковнославянским сакральным и книжным текстам. Поэтому нужен учебник особого типа, нужны уроки, научающие распознавать не только формы текста: аорист, двойственное число, дательный самостоятельный (как это делается на практических занятиях по старославянскому языку в высшей школе), сколько смысл текста, фразы, словосочетания, отдельного слова в фразе <...>
    Нужно приготовить читателя к осознанию и восприятию современного нам церковнославянского языка, слагавшегося более тысячи лет и выражающего сегодня, как и прежде, начала высокой духовности, нравственной чистоты и твердой веры. В этой связи следует признать уместным отношение к церковнославянскому языку как к иконе, создающей сложно преобразованную картину мира, воспитывающей «симфоническое» восприятие и понимание, т. е. пробуждение в памяти широкого круга контекстов изображенного образа либо произнесенного или написанного слова, контекстов не столько реального, жизненного плана, сколько духовного и внеземного.
     

    Вставить в блог

    Толстой Н.И. Церковнославянский — живой или мертвый?

    1 сентября 1996
    27 июня преставился Никита Ильич Толстой. Академик, известнейший ученый, перечисление научных достижений которого займет целую книгу, потомок Л.Н.Толстого, он был выпускником филологического факультета МГУ. Все, кому посчастливилось общаться с Никитой Ильичом, запомнят его как мудрого наставника, вдохновенного исследователя, редкой души человека. С благодарностью и молитвой вспоминают о нем и в Университетской церкви, для открытия которой Никита Ильич немало сделал. Как дань уважения великому человеку и ученому мы публикуем отрывок из его небольшой статьи, напечатанной в журнале «Славяноведение», №3, 1992. В связи с тем, что тираж этого достаточно специфического издания небольшой, а тема, поднятая в статье, чрезвычайно актуальна, данная публикация нам кажется очень важной. Пусть это станет своеобразным завещанием Никиты Ильича для всех нас, ведь идеи, кратко изложенные в статье, были ему так дороги. Интервью с Никитой Ильичом Толстым, возможно, последнее в его жизни, можно прочитать в №5 «Татьяниного Дня».
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru