До 1969 года научные исследования Плащаницы ограничивались исследованиями ее фотографий. Сначала это были фотографии, сделанные Сэкундо Пиа в 1898 году, а затем более поздние и более совершенные. В 1969 году ученые впервые были допущены непосредственно к Плащанице. Однако прямые научные исследования Туринской плащаницы проводились лишь дважды: в 1973 и в 1978 годах, причем на результатах 1978 года основаны все выводы ученых о физических и химических свойствах ткани, изображения и следов, которые отождествляются со следами крови. В 1978 году группой из тридцати ученых руководил физик д-р Джексон, возглавляющий сейчас американский Центр Туринской Плащаницы. В нынешнем году он официально объявил об открытии филиала своего Центра в Москве для привлечения православных ученых различных специальностей к изучению Плащаницы.
Tweet |
Цели и результаты исследований
Научные исследования 1978 года ставили перед собой три задачи. Первая выяснить природу изображения, вторая определить происхождение пятен крови, и третья объяснить механизм возникновения образа на Туринской Плащанице.
Исследования проводились прямо на Плащанице, однако не разрушали ее. Изучалась спектроскопия Плащаницы в широком диапазоне от инфракрасного спектра до ультрафиолета, флюоресценция в рентгеновском спектре, проводились микронаблюдения и микрофотографирования, в том числе в проходящих и отраженных лучах. Единственными объектами, взятыми для химических анализов, были мельчайшие нити, которые оставались на липкой ленте после ее прикосновения к Плащанице.
Результаты прямых научных исследований Туринской Плащаницы можно суммировать следующим образом. Во-первых, было обнаружено, что образ на Плащанице не является результатом внесения в ткань каких-либо красителей. Это полностью исключает возможность участия художника в его создании. Изменение цвета образа вызвано химическим изменением молекул целлюлозы, из которой в основном состоит ткань Плащаницы. Спектроскопия ткани в области лика практически совпадает со спектроскопией ткани в местах ее повреждения от пожара 1532 года. Весь комплекс полученных данных говорит о том, что химические изменения в структуре ткани произошли вследствие реакций дегидратации, окисления и разложения.
Во-вторых, физические и химические исследования подтвердили, что пятна на Плащанице кровяные. Спектроскопия этих пятен кардинально отличается от спектроскопии в области лика. На микрофотографиях заметно, что следы крови остались на Плащанице в виде отдельных капель, в отличие от однородного изменения цвета ткани в районе образа. Кровь проникает вглубь ткани, тогда как изменения ткани за счет возникновения на ней образа происходят лишь в тонком поверхностном слое Плащаницы.
Еще одна замечательная деталь, которую открыли исследователи 1978 года. Было доказано, что пятна крови появились на Плащанице до возникновения на ней образа. В тех местах, где оставалась кровь, она как бы экранировала ткань от изменения ее химической структуры. Более изощренные, но менее надежные химические исследования доказывают, что кровь была человеческой, а ее группа АБ. На фотографиях Плащаницы следы крови по цвету кажутся очень похожими на сам образ, но при использовании научных методов открывается их совершенно иная природа.
В-третьих, уже в исследованиях 1973 года были получены интересные результаты о наличии на Плащанице пыльцы различных растений. Исследования микронитей позволили обнаружить на них пыльцу растений, характерных только для Палестины, Турции и Центральной Европы, то есть как раз тех стран, где, как предполагалось, проходил исторический путь Плащаницы. Так естественнонаучные исследования смыкаются с исследованиями историков.
Что касается обнаружения на Плащанице следов монет и других предметов, то я сознательно обхожу эту тему. Следует сказать, что автором гипотезы о наличии монет на глазах Человека, изображенного на Плащанице, был д-р Джексон. Он сделал это предположение для объяснения увеличенной формы глаз. Позже Джексон отказался от своей гипотезы, но горячие энтузиасты при большом желании и больших преувеличениях начали видеть то, чего, по-видимому, не существует. К увеличенной форме глаз мы еще вернемся. Четвертое важное открытие связано опять с именем д-ра Джексона. В свое время, будучи военным летчиком и физиком-оптиком, он применил для исследования Плащаницы компьютерные программы, разработанные для аназиза аэрофотоснимков с целью восстановления по ним трехмерных форм объектов. Работая с моделью Плащаницы, он экспериментально измерил на добровольцах расстояние между Плащаницей и человеческим телом, а полученные данные сравнил с фотографиями Туринской Плащаницы.
В результате этих исследований он обнаружил, что интенсивность цвета на Плащанице находится в простой функциональной зависимости от расстояния между ней и поверхностью тела. Таким образом, утверждение, что на Плащанице мы имеем негатив, есть лишь первое приближение к истине. Говоря точнее, на Плащанице языком интенсивности цвета передано расстояние между телом и Плащаницей. Зная эту зависимость, Джексону удалось по Плащанице восстановить трехмерную форму человеческого тела. До исследований 1978 года открытие Джексона было сильным аргументом против предположения о рукотворной природе образа на Туринской Плащанице.
Прямые научные исследования Туринской Плащаницы смогли дать ответ на первые два вопроса: о природе изображения и о природе пятен крови на ней. Однако попытки объяснить механизм возникновения образа на Плащанице встретились с непреодолимыми трудностями.
Попытки объяснений
Сейчас ситуация в исследованиях Туринской Плащаницы такова, что полученные результаты опровергают все предлагаемые ранее гипотезы для объяснения механизма возникновения образа. Эти гипотезы можно разбить на четыре класса:
1. Плащаница произведение кисти художника;
2. Образ на Плащанице результат прямого контакта с объектом;
3. Образ на Плащанице результат диффузионных процессов;
4. Образ на Плащанице результат радиационных процессов.
Как было замечено выше, имеются убедительные доказательства того, что образ на Плащанице не есть произведение художника. Остаются три гипотезы. Они были подвергнуты теоретической и экспериментальной проверке, в частности д-ром Джексоном. Было показано, что контактные механизмы позволяют передать тонкие детали поверхности объекта, но они не способны создать образ, который интенсивностью цвета передавал бы расстояние между тканью и объектом. С другой стороны, диффузионные и радиационные процессы, с учетом поглощения в среде, могут создать образы, которые несут в себе информацию о плавно изменяющемся расстоянии между объектом и тканью, но они не обладают той высокой степенью в передаче деталей, которую мы находим в изображении на Плащанице.
Другой неразрешимой проблемой, которая встала перед учеными, стала датировка Плащаницы с помощью радиоуглеродного метода XIV веком. Для объяснения результатов датирования предложили гипотезу об изменении изотопного состава углерода в ткани Плащаницы в результате ядерных реакций, вызванных жестким излучением неизвестной природы. Однако ядерные реакции начинают происходить при столь высоких энергиях, при которых ткань Плащаницы становится совершенно прозрачной, и таким излучением невозможно будет объяснить возникновение изображения в тонком поверхностном слое толщиной порядка 10 микрон.
Тогда было предложено другое объяснение. Изменение изотопного состава углерода в Плащанице возникло за счет химического присоединения более « молодого » углерода из атмосферы молекулами целлюлозы, из которой в основном состоит ткань Плащаницы.
Это могло произойти в 1532 году, когда Плащаница сильно пострадала от пожара в соборе французского города Шамбэри. Серебряный ковчег, где она хранилась, расплавился, помещение храма было сильно задымлено и в этих условиях Плащаница находилась несколько часов. Д-р Джексон сделал Лаборатории по исследованию биополимеров в Москве (руководитель д-р Дмитрий Кузнецов) заказ на проведение экспериментальных исследований по изучению химического присоединения углерода из атмосферы молекулами целлюлозы. В 1993-1994 годах эти исследования были проведены. Они показали, что целлюлоза в условиях пожара 1532 года действительно химически присоединяет углерод из атмосферы. Мировая общественность вышла из состояния шока от недавних результатов датирования Плащаницы XIV веком. Однако вскоре опыты показали, что величина присоединяемого углерода составляет всего 10-20% от того количества, которое могло бы изменить датировку с XIV века на I век.
На возникшие трудности легко было бы ответить, что изображение на Плащанице возникло чудесным образом и поэтому к нему неприменимы естественнонаучные методы исследования. Да, чудо и воля Божия здесь несомненно присутствуют. Но если бы изображение на Плащанице возникло просто для создания лика Иисуса Христа, то следовало бы ожидать бульшего сходства с цветным портретом, чем с монохромным негативом. Более естественно предположить, что образ на Плащанице возник хотя и не без промысла Божия, но все же как следствие другого чуда, а именно Воскресения Господня. В момент Воскресения произошли чудесные события, вызвавшие за собой процессы, которые далее развивались естественным образом по законам природы. Естественнонаучные методы исследований, конечно, не могут объяснить чуда, но они могут указать на то, что причиной того или иного события было чудо.
Таким естественным процессом, создавшим образ человеческого тела, могло быть излучение света, исходящее из всего объема тела. Но эта гипотеза, как показано выше, не объясняет ни высокой разрешительной способности изображения, ни данных радиоуглеродного анализа. Поэтому ученым приходится выдвигать необъяснимые и экстравагантные теории о вертикальной по отношению к поверхности земли направленности излучения, которое, как на экран в кинотеатре, проецирует форму тела. Им также приходится говорить о наличии жесткого гамма-излучения, способного вызвать ядерные реакции в ткани Плащаницы и т.д. В данной статье предлагается новый вариант радиационной гипотезы, которая, на мой взгляд, может объяснить все имеющиеся о Плащанице данные.
Новая гипотеза
Суть предлагаемой гипотезы состоит в предположении, что изображение на Плащанице появилось в результате воздействия на нее света в широком диапазоне энергий вплоть до ультрафиолета и мягкого рентгена, исходящего из всего объема Тела и возникшего, вероятно, в момент Воскресения Иисуса Христа. В этом случае, излучение на поверхности тела уже не будет оставаться изотропным, то есть одинаковым во всех направлениях, но приобретет выделенное направление, перпендикулярное поверхности тела. Такое излучение имеет другие характеристики, нежели ранее экспериментально исследованные излучения от поверхностных источников и разного рода диффузионных процессов, которые все обладают изотропным характером.
Как показывают расчеты, анизотропное излучение обладает лучшей способностью передавать детали излучающей поверхности. Излучение в диапазоне от 3 до 6 кэВ было « ответственным » за создание образа. В этом диапазоне энергий свет имеет длину поглощения в воздухе не более трех-четырех сантиметров. Таким образом, становится понятным, почему яркость изображения на Плащанице находится в экспоненциально подобной зависимости от расстояния до Тела, которое она покрывала. Закон поглощения рентгена в этом энергетическом диапазоне отличен от закона поглощения обычного света в поглощающей среде (полупрозрачная жидкость), с которым раньше проводились модельные эксперименты. Изменение энергии света на один порядок приводит к изменению длины поглощения на четыре порядка, что, в свою очередь, приводит к сильной зависимости пространственного распространения света от начального спектра источника. Это второй фактор, влияющий на улучшение разрешающий способности рассматриваемого процесса образования изображения.
Рентгеновское излучение в данном диапазоне создает более детальное изображение, чем свет на фотобумаге, обернутой вокруг излучающего объекта в поглощающей среде, как это ранее делалось в модельных экспериментах. Длине поглощения в 1 см в воздухе соответствует длина поглощения в 10 микрон в целлюлозе. Это объясняет экспериментально обнаруженный факт, что толщина изображения на Плащанице составляет всего лишь 10 микрон. Энергия рентгеновского излучения на несколько порядков больше энергии химических связей и вызывает химические изменения в молекулах целлюлозы. Вот почему изображение на Плащанице является не следствием добавленных красителей, но появилось в результате процесса дегидратации молекул целлюлозы. В рамках этой гипотезы находит свое объяснение и увеличенная форма глаз. Если две ровные поверхности излучают с одинаковой мощностью, но одна из них поверхностный источник, а другая объемный источник, то искривленные поверхности будут излучать уже не одинаково. Так, излучение от объемного источника над полусферическим углублением будет в два раза больше, чем от поверхностного источника той же формы. Этот эффект и создает на Плащанице в области глазных ям более сильное изменение цвета, чем ожидается при учете ее средней величины.
Предлагаемая гипотеза может объяснить и результаты радиоуглеродного датирования Плащаницы XIV веком. Если в спектре излучения рентгена была слабая компонента с энергией порядка 10 кэВ, то она могла вызвать химические изменения целлюлозы, визуально не наблюдаемые, с образованием двойных валентных связей во всей толщине ткани. Аномально высокая концентрация двойных валентных связей была также экспериментально обнаружена в молекулах целлюлозы из Плащаницы. Это, по-видимому, сделало ткань Плащаницы более химически активной, чем обычную целлюлозу, в которой нет двойных валентных связей. Таким образом, за ХХ веков и во время пожара 1532 года Плащаница химически присоединила к себе гораздо больше « молодого » углерода из атмосферы, чем в опытах д-ра Кузнецова.
Московский центр проводит исследования по проверке этой гипотезы путем компьютерного моделирования процессов излучения рентгена от объемных источников, а также планирует в сотрудничестве с лабораторией д-ра Кузнецова провести экспериментальные исследования по изучению влияния рентгеновского излучения на химическую активность целлюлозы.
Если эта гипотеза будет подтверждена, тогда можно будет совместно с другими специалистами разработать новый исследовательский проект Туринской Плащаницы. Может оказаться, что Плащаница будет свидетельствовать не только о смерти, но и о Воскресении Иисуса Христа, так как объемный источник рентгеновского излучения в форме человеческого тела невероятно трудно создать даже с помощью современной технологии. Тогда он имеет явно чудесное происхождение.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержи «Татьянин день»
Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.
Поддержите нас!
Поддержите нас!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.