rss
    Версия для печати

    Монашество в современном мире. Первый проректор МДА отвечает на вопросы прихожан университетского храма

    В ноябре этого года в притворе храма мученицы Татианы состоялась встреча прихожан университетской церкви с первым проректором Московской Духовной Академии и семинарии архимандритом Макарием (Веретенниковым), рассказавшим об истории русского монашества. Присутствовавших интересовали современная жизнь российских монастырей, их проблемы, что общего между монастырской жизнью до революции и сегодня.
    — По какому уставу живут современные монахи в монастырях? Насколько строг сейчас монастырский устав?
     
    — Устав любого монастыря в зависимости от его подчинения утверждается вышестоящей церковной властью. Существуют монастыри епархиального подчинения, находящиеся в ведении епархиального архииерея, есть монастыри ставропигиальные — в патриаршем подчинении, такова, например, Свято Троицко-Сергиева Лавра. В синодальный период широко распространилось такое явление, когда в монастырях настоятелями становились правящие архииереи, но поскольку большую часть своего времени архииерей проводит в кафедральном городе, то замещает его в монастыре, исполняет его функции наместник. Эта особенность монастырского управления связана с именем выдающегося иерарха Русской Православной Церкви митрополита Московского и Коломенского Платона (Левшина), первого московского митрополита, ставшего священноархимандритом Свято Троице-Сергиевой Лавры. До него были настоятели, а после него — уже наместники. Сейчас Святейший Патриарх Алексий II является священноархимандритом нескольких монастырей. Что же касается устава, то, например, устав Свято Троице-Сергиевой Лавры утвержден Святейшим Патриархом. Сейчас разработан и скоро должен быть утвержден так называемый «Гражданский устав» для светских органов. До революции 1917 г. был известен «Устав Юрьева монастыря». В какой-то степени во многих современных монастырях за основу берется именно он, с учетом всех изменений и новых основополагающих документов Русской Православной Церкви. Я имею в виду устав «Об управлении Русской Православной Церковью», принятый в 1988 году.
     
    — Что такое старчество? Почему с определенного времени все начинают называть какого-то подвижника благочестия старцем?
     
    — Дело в том, что в зависимости от того, о каком времени идет речь, понятие «старец» может варьироваться. Если мы возьмем документы, относящиеся к XVI веку, то там часто встречается словосочетание «соборные старцы». Это те иноки, которые участвовали в управлении монастырем. В последующие времена под старцем подразумевается личность более духовного характера — молитвенник, подвижник, который сподобился от Бога особой благодати врачевания страстей, недугов. Нередко задают вопрос, может быть, он заложен и здесь:«Есть ли старцы сейчас? Как их найти?» Но ведь можно прийти к великому духовнику на исповедь и уйти таким же, каким пришел. А можно и от самого последнего священника уйти, омывшимся от всяких грехов, от всякой скверны. Господь подает нам свою милость по нашей вере, по нашему обращению.
     
    — Что такое умная молитва?
     
    — Я думаю, что когда наш ум постоянно прибывает в Боге, если он постоянно обращен к Нему, это и есть умная молитва.
     
    — А в своих повседневных трудах современные монашествующие употребляют ли компьютеры, интернет и другие последние достижения техники?
     
    — Думаю, что это проблема на потребу современного нашего времени, которая, очевидно, будет более и более актуальной. Чтобы ответить на Ваш вопрос, вернусь к XVI веку. Многим известно о подвижнике того времени митрополите Макарии, канонизированном в год празднования 1000-летия крещения Руси. Но не все знают, что он почитается покровителем книжного дела. Имя Ивана Федорова известно, пожалуй, всем нам. Он был дьяконом, клириком кремлевского собора, его, очевидно, рукополагал митрополит Макарий. Он же и благословил его заняться новым явлением в тогдашней культурной жизни — тиражированием книг печатным способом. В то время прогресс — когда-то это был переход от пера к печатному станку, осуществлялся церковными людьми в церковных стенах. Интернет-это явление, которое родилось уже в секулярном обществе. Проблематична не сама система, а то содержание, которое заложено в эту сеть. Думаю, что интернет надо рассматривать как возможную область миссионерской работы Православной Церкви. На мой взгляд, в интернете сейчас Православие представлено очень слабо.
     
    — Как духовно объяснить тот факт, что сегодня не основываются новые монастыри?
     
    — Думаю, что это утверждение неверно. С одной стороны, сейчас возрождаются старые монастыри. А с другой — открывается много новых обителей, например, в Сибири и Средней Азии. Для того чтобы в этом убедиться достаточно почитать «Определения Священного Синода».
     
    — Что такое «Лавра»?
     
    — В историческом контексте, в целом это большой монастырь. В синодальный период статус Лавры получили несколько монастырей. Кроме того, если полистать отечественную агиографическую литературу, жития русских святых, то нередко знаменитые монастыри назывались лаврами. Это как форма особого почтения к данной обители. Но, повторю, на церковно-административном языке статус Лавры у нас имеют только четыре монастыря.
     
    — Очень хочется узнать о современном монашестве на примере Лавры...
     
    — Если говорить о Свято — Троице-Сергиевой Лавре, то до некоторого времени в монастырь поступали учащиеся Московской Духовной семинарии и Академии. Затем, когда началась перестройка и прочее, круг лиц, принимаемых в монастырь, разумеется, расширился. Кроме того, и сама Лавра значительно расширилась, появились скиты, подворья, приписные храмы.
     
    — Какое можно дать определение сути монашества и какова его роль в жизненности Православия?
     
    — Монашествующие — это слой православного духовенства, готовый в большей степени на самоотверженность, на жертвенное несение послушания Церкви. С другой стороны, миряне всегда стремились совершить паломничество в монастырь, причаститься там, поисповедоваться. Живя в Лавре, с этим постоянно сталкиваешься — из разных епархий нашей страны едут и едут паломники. Хочу отметить, что сейчас существенно изменился круг лиц, посещающих монастырь. Помню раньше, когда я был студентом, площадка для машин у Лавры была буквально забита экскурсионными автобусами, сейчас же все совершенно по-другому — экскурсантов стало меньше, а паломников больше. Даже несмотря на то, что Лавра раньше была практически единственным действующим монастырем в центральной России, а сейчас монастырей много! Люди приезжают, чтобы прикоснуться к святыням. И монастыри в какой-то степени являются носителями этой святости.
     
    — Расскажите, пожалуйста, о женских монастырях. В чем их особенность по сравнению с мужскими?
     
    — В женских обителях некоторых проблем больше. Например, сейчас очень актуальна проблема духовенства. По традиции, в большинстве случаев в женских монастырях служит белое духовенство. Священник может жить где-то за пределами монастыря и приезжать туда на богослужения. Проблема заключается в том, что в таком случае в женских монастырях, к сожалению, иногда не бывает ежедневных богослужений, например, в глубинке часто дом священника находится где-то далеко от обители.

    Вставить в блог

    Монашество в современном мире. Первый проректор МДА отвечает на вопросы прихожан университетского храма

    1 января 2000
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru