В сентябре уходящего года, когда Москва содрогалась от террористических взрывов жилых домов, мы встретились с иереем Виталием Тарасьевым, настоятелем Свято-Троицкого подворья Русской Православной Церкви в Белграде. Храм серьезно пострадал весной 1999 года во время натовских бомбардировок. Мы публикуем окончание беседы. Начало было напечатано в №36 «ТД».Теперь, когда на территории России с новой силой возобновились военные действия, когда все более и более угрожающими становятся слова некоторых зарубежных политических лидеров, нам самое время обратиться к печальному опыту братского сербского народа. Ведь недаром Россию и Югославию всегда связывали несколько большие, чем просто дипломатические отношения.
Интервью с настоятелем Свято-Троицкого Подворья Русской Православной Церкви в Белграде.
Интервью с настоятелем Свято-Троицкого Подворья Русской Православной Церкви в Белграде.
Tweet |
(Окончание. Начало в № 36)
— В нашей прессе сейчас можно встретить информацию о том, что Сербская Православная Церковь активно выступает против режима Милошевича и якобы за прозападные силы. Так ли это, какова ситуация на самом деле?
— Насколько я могу судить за время моего пребывания здесь последние два месяца, средства массовой информации в России представляют минимум сведений о Югославии, а те, которые проходят, весьма сомнительны: кто, как, откуда их взял — непонятно. Я бы назвал таких «независимых» журналистов независимыми от своей собственной совести. Что же касается Вашего вопроса об отношении Сербской Православной Церкви и власть имущих в Югославии, то, на мой взгляд, единственно правильная политика на Балканах — это политика, которую проводит Русская Православная Церковь: почитание всех народов, проживающих на этой территории, поддержка православного сербского народа и невмешательство во внутренние дела Югославии. К государству мы относимся с уважением. Мы поддерживаем Сербскую Православную Церковь и хотим, чтобы прекратились все ее страдания в Косове и Метохии, чтобы Югославия вошла в европейское сообщество. Не надо забывать тот факт, что в 1389 году, когда православные сербы в знаменитой битве на Косовом поле своими силами оттолкнули турецких завоевателей, все колокола Парижа оповестили западных христиан об избавлении Европы от нашествия иноплеменников. Благодаря этому Вена, Прага, Париж и многие другие города не были под турецким игом. Наш Святейший Патриарх Алексий II 22 апреля под бомбовыми ударами прилетал в Белград, встречался с Сербским Патриархом Павлом, служил литургию в храме святителя Саввы Сербского, а во второй половине того дня имел беседу с господином Слободаном Милошевичем. Все силы Русской Православной Церкви были направлены на то, чтобы прекратить бомбежку и остановить страдания невинных людей. Я родился в Белграде, живу там много лет и могу засвидетельствовать, что авторитет Русской Православной Церкви в Югославии огромен.
— Известно, что в Москве нет подворья Сербской Православной Церкви, хотя уже много лет его собираются открыть. С чем связана эта ситуация?
— Сначала не было таких, скажем, политически благоприятных моментов, в 70-е-80-е годы. А когда Патриарх Алексий II в первый раз посетил Югославию, в 1994 году, было подписано соглашение об открытии подворья Сербской Православной Церкви в Москве. Но, к сожалению, в Югославии уже шла война (кстати, Святейший Патриарх был в Сараево в разгар военных действий с миротворческой миссией) и у сербов, как мне известно, не хватало средств для того, чтобы заниматься обустройством подворья в Москве. Теперь же ситуация усложнилась. Этот вопрос решен в церковно-политическом смысле, а как восстановить (раньше подворье Сербской Православной Церкви в Москве существовало) — дело братьев сербов, а мы, в свою очередь, будем всячески их в этом поддерживать. (После того, как материал был подготовлен, нам стало известно, что Подворье Сербской Православной Церкви в Москве решено возобновить в храме св. Апостолов Петра и Павла на Яузе — Ред.).
— Отец Виталий, известно, что у России были такие друзья, как сербские патриархи Варнава и Дмитрий, оснащавшие русские Свято-Троицкий храм и Иверскую часовню в Белграде, но большинство россиян ничего о них не знают. Как Вы думаете, почему так произошло?
— Это вопрос духовного воспитания русских людей. Насколько мне известно, в Москве действует около 15 православных гимназий и лицеев, которые имеют государственную лицензию. В нескольких из них изучается сербский язык, сербская история. Два года тому назад наше подворье поддержало инициативу Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, направившего в Югославию представителей этих гимназий — преподавателей и учеников. И эти дети довели до слез православных сербов, в том числе и Патриарха Сербского Павла — они на чистом сербском языке декларировали историю сербского государства со времен святителя Саввы до настоящего времени и делились своими впечатлениями о поездке. Думаю, что надо быть просто терпеливым человеком, и когда власть имущие поймут, что Церковь — основа здорового государства, тогда и сербский вопрос и другие вопросы церковного образования встанут на свое место.
Tweet |
Вставить в блог
Пришлось только соблюдать комендантский час1 января 2000
|
Поддержи «Татьянин день»
Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.
Поддержите нас!
Поддержите нас!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.