rss
    Версия для печати

    Из постановления Священного Синода Русской Православной Церкви от 29 декабря 1998 года

    Всякое решение высшей церковной власти безусловно обязательно для православного христианина и сугубо обязательно для клирика, священнослужителя. Но бывают такие решения Синода, которые касаются либо частных моментов, либо специально внутрицерковных, либо относящихся к какой-то конкретной сиюминутной ситуации, и которые через годы вспомнить сможет только наиболее усердный из историков церкви. Бывают же такие решения, о которых, я уверен, подавляющему большинству священнослужителей хочется сказать от сердца — наконец-то! Сказать с радостью, с благодарностью священноначалию за то, что голос церкви через решение Синода прозвучал уверенно и внятно по вопросу актуальному, иной раз крайне болезненному, и касающемуся почти каждого православного христианина. И то, что мы прочитаем в последних синодальных решениях о подлинном и мнимом душепопечении священнослужителей, о реальном, а не ригористско-сектантском отношении церкви к семье, о действительном достоинстве как монашества, так и брака, о истинной мере послушания, любви и в самом глубоком смысле взаимопомощи, которая может быть между священником и его чадами — все это так необходимо каждому из нас. Поблагодарим же Бога за те слова, которые сейчас будем читать.
    свящ. Максим Козлов
     
    Имели суждение об участившихся в последнее время случаяхзлоупотребления некоторыми пастырями вверенной им от Бога властью «вязать и решить»(Мф. 18,18).
     
    Постановили:
     
    1. Имея в виду участившиеся жалобы мирян на канонически неоправданные действия отдельных пастырей, указать священникам, несущим духовническое служение, на недопустимость принуждения или склонения пасомых вопреки их воле, к следующим действиям: принятию монашества; несению какого-либо церковного послушания; внесению каких-либо пожертвований; вступлению в брак; разводу или отказу от вступления в брак, за исключением случаев, когда брак невозможен по каноническим причинам; отказу от супружеской жизни в браке; отказу от воинского служения; отказу от участия в выборах или от исполнения иных гражданских обязанностей; отказу от получения медицинской помощи; отказу от получения образования; трудоустройству или перемене места работы; изменению места жительства.
     
    2. Напомнить всем пастырям Русской Православной Церкви, несущим духовнического служение, о необходимости в духовнической практике строго следовать букве и духу Священного Писания и Священного Предания Православной Церкви, заветам Святых Отцов и каноническим установлениям, а также о недопустимости для православных пастырей вводить в духовническую практику какие-либо нравственные и иные требования, выходящие за рамки предписанного означенными установлениями, и по слову Спасителя, «возлагать на людей времена неудобоносимые»(Л к. 11, 46).
     
    3. Напомнить всем пастырям-духовникам о том, что они призваны помогать всем пасомым советом и любовью, не нарушая при этом богоданную свободу каждого христианина. Подчеркнуть, что беспрекословное послушание, на котором основывается отношение послушника к старцу в монастырях, не может в полной мере применяться в приходской практике во взаимоотношениях между священником и его паствой. Особо указать на недопустимость для пастырей вмешиваться в вопросы, вязанные с выбором жениха или невесты кем-либо из пасомых, за исключением случаев, когда пасомые просят конкретного совета.
     
    4. Подчеркнуть недопустимость негативного или высокомерного отношения к браку, напомнив всем священнослужителям правило 1-е Гангрского собора: «Аще кто порицает брак и женою верною и благочестивою, с мужем своим совокупляющеюся гнушается или порицает оную, яко не могущую внити в Царствие, да будет под клятвою». Особо подчеркнуть, что принятие монашества является делом личного выбора христианина и не может совершаться «по послушанию» тому или иному духовнику.
     
    5. Напомнить монашествующим о недопустимости, согласно правилу 21-му Гангрского собора, «принимать подвижничество в повод гордости», «превозноситься над живущими просто» (то есть состоящими в браке) и «вопреки Писаниям и церковным правилам вводить новости». Правило 10-е того же собора гласит: «Аще кто из действующих ради Господа будет превозноситься надбракосочетавшимися, да будет под клятвою».
     
    6. Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку, а также к такому браку, в котором лишь одна из сторон принадлежит православной вере, в соответствии со словами святого апостола Павла: «Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим»(1 Кор. 7,14).
     
    8. Напомнить пастырям о необходимости соблюдения особого целомудрия и особой пастырской осторожности при обсуждении с пасомыми вопросов, связанных с теми или иными аспектами их семейной жизни.
     
    9. Особо указать на недопустимость для пастырей создания вокруг себя таких общин, в которых имеет место оппозиционное и критическое отношение как к высшему церковному руководству, так и к другим пастырям и приходским общинам.
     
    12. Призвать верующих православной Церкви обращаться к своему правящему архиерею во всех случаях, когда пастырь-духовник превысил данную ему Богом власть «вязать и решить». Напомнить православной пастве о том, что советы духовника не должны противоречить Священному Писанию, Преданию, учению Святых отцов и каноническим установлениям Православной Церкви.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru