rss
    Версия для печати

    Философский фарс Ивана Охлобыстина. Очерк блужданий современного интеллигента

    В жизни любой культуры есть своя молодость, зрелость и старость. Мощная простота эпоса сменяется глубокой сложностью расцвета, после чего рано или поздно наступает упадок — декаданс. Хорошо это или плохо рассуждать не приходится, в наших силах, однако, в любой фазе существования культуры сохранять благоразумие и человечность.
    Сказали мне, что эта дорога приведет к океану смерти, и я с полпути повернул обратно. С тех пор все тянутся передо мною глухие кривые окольные тропы, эти строки из братьев Стругацких я бы поставила в эпиграф к спектаклюИвана Охлобыстина, поставленному «звездными детьми» — М. Ефремовым, Н. Высоцким, Е. Миттой во МХАТе им. Чехова.
     
    Когда человек был ребенком и в мире правил Бог, подчинялись люди-дети его воле, и не хотели они других богов. Но потом дети выросли, и перестали слушать Бога, и начались метания в их душах. Лишились они Благодати Божьей, забыли ее, но жива в их душах память о тех благословенных временах, когда не было печали, слез и страданий, а был Бог. Спектакль Охлобыстина переносит нас в маленький уютный мирок обыкновенного гения Арбузова, сидящего на каменном столбе около своего подмосковного дома — пагоды. Умный, образованный человек — типичный представитель современной интеллектуальной богемы, избрал свой путь познания истины. На протяжении всего спектакля на сцене полурусские-полуяпонские костюмы, фотографии цветов, бабочек, птиц, пейзажей, проецируемые на задник, создают ощущение невообразимо модной ныне псевдовосточной стилистики. Арбузов играет гения, к нему за советом приходят и депутаты, и братва, и начинающие политики и даже шиваиты и баптисты не гнушаются его советами.
     
    В первом действии — полупублицистика-полукомикс, где каждая сцена красива сама по себе и может жить отдельно, как картина. «Я не знаю зачем я живу!» вырвавшееся из глубины души Арбузова в конце первого действия звучит как откровение. Уже за одну эту фразу, вымученную героем,стоило ставить этот спектакль...
     
    Второе действие наводит на трагические мысли. Арбузова просят совершить чудо (спасти больную девочку). Людям нужно во что-то верить, и часто, сами того не замечая, они начинают создавать себе кумиров. Арбузов, оказавшись в роли такого кумира, обращается, может быть впервые, к Богу. И если раньше, полушутя-полувсерьез, напялив на себя маску живого бога, он давал глубокомысленные советы легкомысленной толпе, то теперь ему пришлось всерьез задуматься. Не умея молиться, он стоит в немой трагической позе, пока не приходит весть о том, что девочка спасена.
     
    Судьба дала Арбузову шанс — в сущности такой же, как она дает всем нам, — выбрать «прямую широкую дорогу к океану смерти», прожить недолго, но ярко, или — «скучные вечера в семье». Слишком тяжелым оказалось для «обыкновенного гения» это испытание. И он бежит со своего почетного столба домой, к жене Лене, воспитывать детей и проводить «скучные вечера с семьей», ставшие для него идеалом. В сущности его выбор ничуть не хуже, а может быть и лучше удела культовой фигуры: ведь приходит же он к центральной мысли спектакля, и ключевой для понимания образа Арбузова, что ради этих скучных вечеров «рушатся империи и пишутся книги». А его единственный ученик, неудавшийся политик, уверовав в учителя, возносится на небо на глазах у изумленной толпы.
     
    «Философский фарс» — так назвал свое детище сам автор.
     
    Фарс, потому что не понятно, на чью сторону встать, чей удел лучше, какая истина вернее. Сбивает с толку и «оправа» глубоких мыслей дешевым газетным юмором, «однодневными остротами», эстрадными приемчиками...
     
    Но спектакль состоялся. И, посмотрев его один раз, хочется вернуться, окунуться еще раз в атмосферу непринужденного охлобыстинского фарса, заново, вместе с его героем пережить очищение, смыть с себя скверну пустыхчеловеческих страстишек, и, освободившись, вернуться... домой, к любимой жене и детям.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru