rss
    Версия для печати

    Дойти до края Земли. Интервью с Владыкой Иоанном Белгородским

    Распространение сект многие напрямую связывают с пассивностью церкви «вот сектанты и отнимают у них верующих». С другой стороны несомненно, что только Православная Церковь способна полноценно защитить общество (в духовном смысле) от множества вредных лжеучений. Интервью с председателем Миссионерского отдела Русской Православной Церкви взято без всякой предварительной подготовки и взято, что называется, на бегу. Но принципиальный подход церкви к миссионерству (его отличие от сектантского), церковное отношение к человеку, его личной свободе здесь некоторым образом отразилось.
    — Многие сейчас упрекают Православную Церковь в том, что ее проповедь не слышна, тогда как другие конфессии преуспевают в миссионерском плане.
     
    — Есть несколько причин, по которым сложилось такое мнение, мне оно представляется не совсем адекватным. Прежде всего, как мне кажется, дело в том, что все ориентируются только на СМИ, и по количеству эфирного времени, занятого на телевидении различными сектами, судят о том, что Православная Церковь значительно отстает от них. У нас нет эфирного времени, не знаю, все ли понимают, что у нас просто нет таких средств, чтоб это время приобрести.
     
    — Нас еще спрашивают, почему мы не ходим по домам, не агитируем за веру. Как говорят в «Церкви Христа». Вот Иисус заповедовал: «Идите и учите». — Мы ходим по студенческим общежитиям, а вы?
     
    — Я думаю, что на этот вопрос можно ответить, примерно таким образом. Есть две формы обращения к человеку. Одна из них уважительная когда к нему обращаются, не нарушая его прав, не подавляя его волю, ну например, через церковное искусство. Взять к примеру церковное зодчество, когда человек, проходя мимо, видит храм, уже сам по себе храм, его очертания являются как бы миссией-миссией присутствия.  Когда человек слышит колокольный звон, церковные песнопения, когда он знакомится с церковными песнопениями русских композиторов-классиков, которые несут в себе глубокую православную культуру.
     
    Можно сказать, что таким образом Церковь зовет людей в свою ограду, но этот зов не является авторитарным, он не заставляет человека, а зовет.
     
    Другое дело, когда в жилище человека стучатся и днем и ночью, независимо от того, хочет он этого или нет, и потом каким-то образом вступают с ним в какие-то жесткие товарно-денежные отношения .
     
    — Скажите, а как, на ваш взгляд, должен выглядеть настоящий, скажем так, правильный миссионер?
     
    — Мне кажется, нам навязали стереотип миссионерства, в западном варианте. Все думают, что миссионер это тот, кто собирает миллионы и тот, кто с гуманитарной помощью захватывает внимание людей и т д. А что касается специфики посланнической миссии в России, и особенно длярусских, — я имею здесь ввиду людей для которых эта культура родная, — здесь, как мне кажется, стоит в первую очередь подумать о возгревании того, что мы и так имеем.
     
    Благодаря культуре, и вообще, остаткам того, что называют русским укладом, многие соприкасаются с Православием непосредственно в жизни и Православие им не чуждо, оно во многом у нас в душе есть. Познай себя и ты познаешь Бога. Об этом говорится в посланиях апостола Павла, эту же мысль высказывали античные философы. Очень важный момент, как мне кажется, дать людям опереться уже на то, что дано православной культурой здесь у нас в России.
     
    — А могли бы вы рассказать об истории миссионерского отдела Русской Православной Церкви?
     
    — Охотно, и думаю, что это тоже во многом прояснит положение сложившееся с миссионерской деятельностью. Миссионерский отдел создан после архиерейского собора 1904 года. А возродить его, после известных событий, удалось только в сентябре   1995 года. Практически мы делаем первые шаги. Масса проблем, в первую очередь — кадры.   Как известно, проповедь за пределами церковной ограды жестоко преследовалась, теперь ситуация изменилась и сейчас мы решаем эту проблему. Задача заключается в том, чтоб дойти до края земли. А край земли — это там, где обрывается духовное христианское содержание жизни, это не географическое понятие. Я имею в виду любой город и село,где еще не укоренились христианские ценности. Но это длительный процесс, не какая-то кампания. XXI   век должен стать веком православной России.
     
    — А какую роль может сыграть в проповеди Православия Университет?
     
    — Чтобы не сбиться с дороги всегда есть вехи. Одной из таких вех является МГУ. У нас сложилось плодотворное сотрудничество с профессорами. Мы провели несколько научно-богословских конференций, мы надеемся, что и студенты будут не только специалистами в своих отраслях знания, но прежде всего и нравственными людьми. Хотелось бы чтобы выпускник МГУ отличался и по своим профессиональным качествам и по своим духовным основам, чтобы был носителем той особой духовной атмосферы, которой всегда отличался МГУ. Известно, что только малое знание надмевает, церкви и ученым нечего делить, а наоборот нам надо трудиться сообща.

    Вставить в блог

    Дойти до края Земли. Интервью с Владыкой Иоанном Белгородским

    1 марта 1999
    Распространение сект многие напрямую связывают с пассивностью церкви «вот сектанты и отнимают у них верующих». С другой стороны несомненно, что только Православная Церковь способна полноценно защитить общество (в духовном смысле) от множества вредных лжеучений. Интервью с председателем Миссионерского отдела Русской Православной Церкви взято без всякой предварительной подготовки и взято, что называется, на бегу. Но принципиальный подход церкви к миссионерству (его отличие от сектантского), церковное отношение к человеку, его личной свободе здесь некоторым образом отразилось.
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru