rss
    Версия для печати

    Ответы патриарха. Святейший Патриарх Алексий: «Вера и наука помогают друг другу»

    25 февраля Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II исполняется 70 лет. В преддверии этой даты Патриарх, чьим официальным подворьем является Университетская церковь св. муч. Татианы, дал нашей газете специальное интервью. Оно, однако, не стало специфически праздничным, торжественно юбилейным, поскольку это вообще первое интервью Предстоятеля Русской Православной Церкви студенческой газете, и нам хотелось задать Святейшему наиболее животрепещущие вопросы, волнующие современного молодого человека.
    — Ваше Святейшество, сейчас особенно сложная ситуация в обществе. В первую очередь это сказывается на молодежи, в частности студенчестве, чьи политические выступления становятся все более угрожающими. Как, по-Вашему, не допустить направления этих протестов в русло экстремизма?
     
    — Ситуация в обществе, действительно, сложная. Что же до выражения «угрожающие», то я заменил бы его на «тревожные». Однако нынешняя ситуация не есть нечто принципиально новое — даже в недавнем отечественном прошлом ей вполне можно найти исторические аналоги, хотя к любым аналогиям следует относиться с осторожностью.
     
    История как России, так и всего мира во многом повторяет себя в силу того, что люди не извлекают уроков из тех печальных коллизий и трагедий, в которые они, отдалившись от Творца, ввергают себя — либо прямым участием в социальном экстремизме ради революционного (и почти всегда кровавого) преобразования мира, либо пассивностью и малодушием в условиях наступления зла. Революционная волна первой четверти нашего века со всей мощью обрушилась прежде всего на Церковь невиданными по масштабу гонениями и в этом была основная причина внешней победы богоборческого строя на долгие десятилетия.
     
    Сейчас, при практически полном отсутствии устоявшихся государственных административных структур и солидарного общественного самоконтроля, Россию постигает один кризис за другим. Миллионы людей испытывают острую нужду во всем. Продолжаются локальные конфликты как на территории бывшей советской державы, так и в рамках Российской Федерации. В области духовной суетится множество мелких идей и сект.
     
    Как и в революционное время, не прекращается обличительно-пристрастная критика в адрес Церкви со стороны прикрывающихся лозунгами нравственности богоборцев — будь то тоскующих по прежней власти атеистов или воинствующих сторонников нравственной вседозволенности. Не имея корней в православном христианстве, они пытаются провоцировать смуты в среде христиан, сталкивать их между собой. Они искусственно разжигают страсти, подстрекая к радикализму в естественном, в общем-то, процессе поиска новых форм для свидетельства современному обществу неизменных христианских истин. Иные духовно неокрепшие члены Церкви, зачастую сами того не ощущая, идут по стопам тех насильственных реформаторов в Церкви, которые в двадцатых годах скомпрометировали любые поиски обновления церковного бытия в мире. В свою очередь, непомерное давление в сторону немедленных преобразований провоцирует справедливую реакцию неприятия со стороны охранительно настроенных православных христиан. Они усматривают в революционно-реформаторских тенденциях крайности того, что в новейшей истории Российской Церкви получило название обновленчества, печальная память о котором до сих пор очень жива в верующем народе. В том, что эта реакция зачастую также непомерно радикализирована, недуховно агрессивна и переходит в личную вражду между собратьями во Христе, можно усматривать успех недоброжелателей российского христианства.
     
    — Что же делает в этих условиях Церковь?
     
    — Церковь делает все возможное для умирения страстей не только в своей внутренней жизни, но и призывает тех, кто силой народного волеизъявления или самых различных обстоятельств фактически несет ответственность за устроение государственно-политической и социально-экономической жизни, руководствоваться прежде всего законами нравственности.
     
    Крайности и насилие чужды Церкви. Примеров тому, что Церковь призывает к умным решениям проблем, без любого рода насилия, а тем более кровопролития — множество, и не только в Москве 1991 или 1993 года. Люди в Чечне, Украине, Молдавии, Нагорном Карабахе, Югославии, Литве, Эстонии, Азербайджане, Армении, Грузии, Венгрии, Германии и многих других местах знают об этом.
     
    — Но что делать молодым, которых не устраивает сложившееся положение?
     
    — От души хочется посоветовать наиболее активным молодым студентам — никогда не поддавайтесь искушению экстремизмом и не давайте увлечь себя авантюристам разного рода, демагогам и популистам, которые, привлекая на свою сторону неутвержденную в подлинной духовности молодежь, используют ее как средство для осуществления своих личных властолюбивых политических амбиций. Горький опыт показывает, что экстремизм всегда заканчивается пролитием крови, что только усугубляет весь комплекс противоречий и умножает взаимную ненависть, в которой гибнут любовь и разум.
     
    Есть бесценное правило в сокровищнице вселенского православного христианства — если ты хочешь изменить мир в лучшую сторону, и если тебе активно что-то не нравится в окружающем тебя обществе и людях  — и ты точно знаешь, что дальше так жить нельзя  — начни непременно и прежде всего с изменения себя, ибо и в тебе, в твоем поведении и твоих грехах кроется болезнь, поразившая общество, за которое ты так болеешь и переживаешь.
     
    Какой смысл пытаться решать проблемы криком, ненавистью и осуждением? В ответ ты непременно получишь то же самое и зло умножится. Так что лучше познать свои грехи, решительно возненавидеть их и деятельно вступить с ними, с помощью Божией и Его Церкви, в борьбу. Так, преображая себя, человек обретает созидательную силу и для положительного влияния на окружающих его людей и обстоятельства. И в жизни его осуществится великое правило преподобного Серафима Саровского  — «стяжи дух мирен и тогда тысячи людей вокруг тебя спасены будут». Никого еще это правило не подводило. Было бы только желание им пользоваться.
     
    — Порой молодые люди считают, что Церковь отстала от жизни, не хочет идти в ногу со временем. Что бы Вы могли ответить на это?
     
    — Я совершенно не согласен с такой постановкой вопроса, которая, по существу, была весьма характерной для атеизированных представителей естествознания прошлого века. Тогда открытия в этой области, олицетворявшей собой науку того времени, безапелляционно противопоставлялись всем основам христианского вероучения, и, прежде всего, церковному пониманию бытия Божия, происхождения мира и человека. Мы хорошо помним огульные обвинения в адрес Церкви при советской власти — в «серости», «мракобесии», во «вражде к науке».
     
    О какой несовместимости науки и религии может идти речь на сегодняшний день? Наконец, и в России происходит активный и плодотворный диалог с ведущими представителями науки, ширятся контакты с Московским государственным университетом. В последнее время учреждена представительная Юбилейная комиссия по подготовке к празднованию 2000-летия Рождества Христова, куда вошли, наряду со священноначалием Русской Православной Церкви, президент Российской Академии наук, президент Российской Академии образования, ректор Московского государственного университета и многие другие. Нам предстоит совместно провести целый комплекс богословских, научных и культурных акций, посвященных осмыслению значения христианства в двухтысячелетней истории человечества.
     
    Могу также с ответственностью сказать, что и различные достижения научно-технического прогресса — такие, скажем, как Интернет — активно используются Церковью. Ведь мы отнюдь не против научных и технических успехов и открытий. Важно, чтобы они работали во благо человека и не использовались для отчуждения его от Бога.
     
    Другое дело — использование того же Интернета в безнравственных, а то и преступных целях. Этому надлежит противиться, а от возможных соблазнов воздерживаться самим.
     
    Скажите, является ли продолжающееся сопротивление Православной Церкви программам полового «воспитания» в их нынешнем виде свидетельством отсталости? А обличение показа фильма «Последнее искушение Христа»? Осуждение мотивов этого показа не только нашей Церковью, но и представителями других христианских исповеданий и религий, а также не осознающими свою религиозность, но честными перед самими собой людьми есть не что иное, как существенно необходимый залог духовного здоровья общества. В этой связи хочу напомнить о том, чем кончалось мое заявление от 1 декабря 1997 года, сделанное в связи с показом пресловутого фильма: «Демократия, свобода слова не могут быть таковыми, если оскорбляются самые святые человеческие чувства. Понимание этого простого факта и приведет к Примирению и Согласию в обществе, к возможности мирного диалога, который верующий человек всегда предпочтет конфронтации».
     
    К оскорблению чистоты человеческих чувств относятся, конечно же, и пошлое видео, эпатирующие этику телепередачи, смакование скандалов в прессе вместо зрелого воспитания, все, что без конца нагнетает страсти и будоражит греховность человека. Здесь мы, как и всегда, остаемся на твердых позициях неприятия всякого рода попыток духовного растления, лишения социальных ориентиров, и особенно это касается подрастающего поколения.
     
    Что касается храмового богослужения, то оно на Руси по-прежнему совершается на церковнославянском языке. Наверное, это тоже ставят Церкви в вину? Да, часто приходится слышать приблизительно следующее: «Ваши богослужения непонятны, и их надо переводить на русский язык — тогда и народу к вам будет ходить больше».
     
    — Каково Ваше личное мнение по этому вопросу?
     
    — Должен сказать сразу — богослужебный язык Церкви делается вполне понятным и легко доступным всякому, кто решил серьезно отнестись к делу собственного воцерковления. А вот если такой серьезности нет, то никакие переводы не увеличат численности людей в храмах.
     
    Изданы соответствующие пособия по активному усвоению основ славянской грамматики. Регулярное и осмысленное участие в богослужебной практике позволяет его применять почти без проблем. И ведь подразумевается, что православный человек приобщается к церковнославянскому языку с детства. То, что несколько поколений были в детском возрасте отчуждены от нормальной богослужебной практики и теперь испытывают трудности с языком, является трагедией, а не правилом. Церковнославянский язык — язык глубокий, емкий, возвышенный. Любые естественные изменения в языке происходят органично и медленно. В этом процессе сотворчески участвует весь народ. И просто невозможно враз все перевести на новый язык. Потери и искажения от такой насильственной акции будут неимоверными и катастрофическими не только для Церкви, но и для всей национальной культуры.
     
    Коснусь еще одного момента, за который нас время от времени также упрекают в «отсталости». Речь идет о призывах уподобить нашу возрождающуюся миссионерскую деятельность распространенной практике многих иностранных проповедников — арендовать кинотеатры, залы и стадионы, эмоционально агитировать за свою религию в метро или на улицах города и т.д. с тем, чтобы расположить к проповедуемым идеям как можно больше народа. Однако такая деятельность является для нас принципиально неприемлемой, поскольку в ней широко используются рыночный принцип саморекламы и этически сомнительные приемы волевого воздействия на психику человека. Кроме того, православное вероучение отнюдь не стремится охватить всех без исключения людей любой ценой. Нас прежде всего волнует вопрос добровольности и — потому — надежности.
     
    Мы используем иные, традиционные способы ведения миссионерской деятельности. Это — выезды в различные организации и заведения, по городам, чтение лекций, распространение аудио- и видеопродукции, трансляция теле- и радиопередач, издательская работа, а также организация семинаров и конференций, которые проводятся на серьезной и вдумчивой основе, лишенной всякого мишурного блеска и сиюминутных театральных эффектов. Основной же миссионерский труд осуществляется, как и раньше, в приходской общине. Оживилась проповедь. Внелитургические формы жизни в общине уже заметно расширились и включают в себя встречи прихожан, тематические беседы на богословские темы во внебогослужебное время, воскресные школы и т.д.
     
    — Какую роль, по Вашему мнению, играет Университет в современной России?
     
    — Значение Университета трудно переоценить. Это — лицо нашего отечественного образования. И радует, что сами студенты также с любовью отзываются о своей alma mater.
     
    Несмотря на все нынешние финансово-экономические трудности, он по-прежнему готовит кадры высококвалифицированных специалистов по самым различным отраслям знаний. И сегодня для государства является делом чести обеспечить всех выпускников работой по специальности, чтобы они смогли по достоинству применить полученные ими знания.
     
    Среди православных священнослужителей — немало бывших выпускников МГУ, которые в свое время трудились по гражданским специальностям, а затем по зову сердца приняли сан. И должно сказать, что те знания, которые они приобрели когда-то в стенах Университета, плодотворно используются ими и сейчас.
     
    — Часто молодые люди, приходящие в Церковь, пренебрежительно отзываются о светских науках. Как Вы можете прокомментировать это положение?
     
    — Приведу здесь, на мой взгляд, весьма характерный пример: в Московских духовных школах отдельные учащиеся проявляют порой пренебрежительное отношение к светским наукам, заявляя, что главное в жизни — это быть святым. Как показывает опыт, за этими, в принципе правильными, но сказанными не к месту словами зачастую стоят, увы, элементарная лень и банальное нежелание учиться, сдавать экзамены и тратить время на подготовку к занятиям. Это касается не только таких светских дисциплин, как современные иностранные языки или, скажем, история философии. Речь идет и о специальных богословских предметах. Оправдывая себя высокопарными фразами, такие «митрофанушки» говорят: «Святые не знали богословия — и спасались».
     
    Полагаю, что обретать знания все же легче, чем стяжать святость. Студент приходит в богословскую школу именно учиться. Если не хочет или не может — пусть честно уйдет. Будущий пастырь не сможет давать вразумительные и грамотные ответы всем вопрошающим его о вере, если не поймет языка, на котором его спрашивают.
     
    Сколько выдающихся ученых с мировым именем были верующими людьми! А сколько прославленных православных святых в совершенстве знали различные светские науки! Истинные знания не могут противоречить вере. Они утверждают путь к вере, а вера сообщает духовное зрение для познания. Таким образом, вера и наука помогают друг другу и соработают ради исполнения главной цели человека  — его спасения в вечности.
     
    Думается, что именно так должен решаться вопрос о соотношении веры и знания. Ну, а косное его понимание, к сожалению, всегда имело место — в той или иной степени. Причем с обеих сторон.
     
    — С чем связано Ваше особое внимание к открытию и становлению Домовой церкви святой мученицы Татианы при Московском университете?
     
    — Действующий православный храм в главном вузе страны — духовная потребность и необходимость. Студенчество — это молодежь, а молодежь — это будущее. Чтобы стать настоящим человеком и ответственным членом общества, недостаточно быть просто образованным специалистом. Необходимо иметь также представление и о духовных традициях своего Отечества, осознавать всю значимость                                                                                                          1000-летней православной истории своей страны. Задачу возрождения христианских ценностей среди учащейся молодежи и призвана выполнять Домовая церковь при МГУ им. М. В. Ломоносова. В храме св. мученицы Татьяны несут свое служение образованные и опытные пастыри, сами когда-то окончившие МГУ и хорошо знающие его специфику. Это, несомненно, оказывает самое положительное содействие в успешном осуществлении миссии университетской домовой церкви, которая заключается в том, чтобы благовествовать среди студентов и преподавателей МГУ о Господе нашем Иисусе Христе, с любовью воцерковлять тех, кто приходит к Нему с чистым сердцем, и помогать молодым христианам Университета утверждать в своей жизни светлые Евангельские начала.
     
    Умиротворять нравы, воспитывать любовь к ближним, преображать душу — вот чем призвана служить в наше тревожное время церковь св. муч. Татианы в знаменитом вертограде российского студенчества. Именно по этой причине я уделяю самое серьезное внимание деятельности единственного на сегодняшний день православного прихода в МГУ, с которым в настоящее время складываются самые перспективные взаимоотношения в области научно-богословского делания.
     
    Желаю коллективу редакции вашей газеты благословенных успехов в творческой просветительской деятельности. Да поможет вам Всеблагий Господь и впредь публиковать злободневные, глубокие и душеполезные материалы, написанные понятным и близким для студенчества языком. Уверен, что ваша работа поможет многим студентам МГУ сделать в жизни правильный духовный выбор.

    Вставить в блог

    Ответы патриарха. Святейший Патриарх Алексий: «Вера и наука помогают друг другу»

    1 февраля 1999
    25 февраля Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II исполняется 70 лет. В преддверии этой даты Патриарх, чьим официальным подворьем является Университетская церковь св. муч. Татианы, дал нашей газете специальное интервью. Оно, однако, не стало специфически праздничным, торжественно юбилейным, поскольку это вообще первое интервью Предстоятеля Русской Православной Церкви студенческой газете, и нам хотелось задать Святейшему наиболее животрепещущие вопросы, волнующие современного молодого человека.
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru