rss
    Версия для печати

    Учитель народной школы. Материалы к биографии графа С. А. Рачинского

    Группа «Наследие» при Храме «Вознесения Господня» (Малого) занимается поиском архивных материалов о святом равноапостольном Николае, Архиепископе Японском. Специально для «ТД» ею был подготовлен исторический очерк о друге и земляке святителя — профессоре Московского университета Сергее Александровиче Рачинском.
    Сергей Александрович Рачинский, воспитанник и профессор Московского университета, родился в 1833 году в селе Татево Тверской области. В 1884 году семья Рачинских переезжает в старинный университетский город Дерпт (ныне Тарту). Через четыре года 15-летний Сергей уезжает учиться в Москву и поступает на медицинский факультет, в 1850 — переводится на естественный и в 20 лет блестяще его заканчивает. В 1856 году он уезжает за границу, где продолжает учебу в Германии и близко сходится с Лассалем и Ф. Лионом. Рачинский становится одним из зачинателей русского дарвинизма. Последние годы пребывания за границей Рачинский проводит в Италии.
     
    В 1858 году, защитив магистерскую диссертацию «О движении высших растений», он получает кафедру физиологии растений при Московском университете. В 1866 — защищает докторскую диссертацию «О некоторых химических превращениях растительных тканей».
     
    В 1875 году, в один из приездов в родовое имение, Рачинский пробует дать несколько уроков в Татевской сельской школе, которые определяют всю его дальнейшую деятельность. После девятилетнего профессорства Рачинский оставляет Университетскую кафедру и преподает в сельской школе детям своих бывших крепостных.
     
    В основе его оригинальной методики — церковное и национальное воспитание. В «Заметках о сельских школах» — книге, написанной в 1881 году, за несколько лет до появления церковно-приходских школ, Рачинский замечает: «При подобном направлении школы, приобретенные в ней знания становятся могучим будильником ума». Далее педагог так пишет о своих учениках: «...они с величайшей охотой переписывают молитвы, духовные стихотворения, отрывки церковно-назидательного содержания».
     
    Церковнославянский язык, знакомство с богослужением, участие в нем пением или чтением — обучение этому Рачинский счел необходимым: крестьянина, прошедшего такую школу, нелегко будет совратить в раскол.
     
    Для выполнения своей программы преподавания Сергей Александрович строит в Татево церковь, а при сельской школе — общежитие, «чтобы после уроков дети не сидели без дела в темноте или при свете догорающей печки, а весь день у них был распределен весьма рационально».
     
    В «Русском Вестнике» — журнале, издаваемом в конце прошлого века в Петербурге, мы нашли интересное свидетельство о популярности имени Рачинского — воспоминание студента Петербургской Духовной академии, японца Сергия Сеодзи «Как я стал христианином». Воспоминания эти относились к 1880 году, когда 12-летний С. Сеодзи поступил в училище английского языка и поселился вблизи от Суругадай — холмистой местности в Токио, где находилась миссия Русской Православной Церкви. Отец С. Сеодзи, преподававший китайский язык в Духовной Семинарии, познакомил сына с отцом Павлом Сато, который рассказал юному японцу о недавно появившемся на дальневосточных островах вероучении — Православии.
     
    «Я всегда с вниманием слушал рассказы из жития святых, — пишет С. Сеодзи. — Рассказы эти следовали непосредственно за службой и почти всегда излагал их сам преосвященный Николай. В то время я не был еще ему представлен, но уже давно, еще в родительском доме, слышал его имя; теперь же, часто видя его и слушая его поучения, возымел к нему глубокую любовь и уважение...»
     
    Вторым после преосвященного Николая в Семинарии был отец Владимир. Он значился инспектором учебного заведения.
     
    «После праздника Рождества Христова, — вспоминает С. Сеодзи, — начались разговоры о моем предстоящем крещении. Однажды отец Владимир спросил, кто будет моим восприемником? Я ответил, что не знаю. «А приятно ли было бы Вам, если крестным отцом Вашим будет русский?» — спросил отец Владимир. «Впрочем, о Вашем будущем крестном отце, вероятно, в скором времени скажет Вам сам преосвященный Николай, это — человек хорошо ему знакомый». Речь шла о Сергее Рачинском.
     
    То, что эти два имени: архиепископа Японского Николая и Сергея Рачинского оказались связаны — не случайность. Решение навсегда оставить кафедру ради скромной должности народного учителя не объяснялось чем-то вроде энтузиазма шестидесятников, а было схоже с желанием отца Николая ехать в крохотный приход далекой страны.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru