rss
    Версия для печати

    Не все коту Масленица... Как лучше приготовиться к Великому посту

    С 15 февраля начинается сырная седмица или масленица, последняя неделя перед Великим постом. Дело не в том, что на этой неделе съедается блинов больше, чем за весь год. Это неделя торжества стихии народного карнавала.
    Как только не величают масленицу — честная, широкая боярыня, веселая, семикова племяница, объедуха. Этот праздник связан с богиней плодородия Ладой. Постепенно красавица Лада превратилась в Масленицу — разукрашенное комическое чучело. Церковный и народный календари направлены в разные стороны, ведь разгул, доходивший нередко до бесчинства, никак не соответствует настроению Недели о Страшном суде. Но Свет Христов преобразил и этот языческий праздник — заканчивался он Прощеным воскресеньем. А в Чистый понедельник даже «самый бедный брезгует куском хлеба, оставшимся от масленицы и бросает его», вся посуда тщательно промывалась, а нередко священником освящался дом. С разгульным весельем шли рука об руку дела милосердия. Так, например, устраивалось о Масленице кормление нищих и убогих.
     
    Каждый день масляной недели имел свое название и обряд. Понедельник — это «встреча», в которой самое деятельное участие принимали дети. Они заклинали-заговаривали: «Душа ль ты моя, Масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь. Приезжай к нам в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться..!» После этого возили «Масленицу» — наряженного мужика, «увешанного березовыми вениками», за которым следовал целый поезд саней, переполненный поющей молодежью. Уже в понедельник хозяйки начинали печь блины, у каждой был свой потаенный рецепт. По обычаю, первый блин — поминальный — клали на слуховое оконце для «душ родительских» или его отдавали нищим, чтобы они помянули усопших. В некоторых обрядах первого дня масляной недели прослеживается связь со святками — так, например, дети обходили избы деревни, поздравляли с наступающим празднеством и за свои песенки выпрашивали блины (Владимирская область). За скупое угощение в адрес хозяев летели нелестные слова:
     
    Паршивые блины
    По аршину длины!
     
    А в Ярославле пели Коляду, которую обыкновенно распевают на Святках, сопровождая пение игрой на бубнах, балалайках, рожках.
     
    Вторник назывался «заигрышем», и в этот день начинались масленичные игрища, самым любимым из которых было санное катанье на украшенных лошадях, сопровождавшееся шутками, песнями, демонстрацией удальства (например — прыжки в сани на ходу). Это было одно из ярчайших форм традиционной русской праздничной культуры, которая была воспринята от крестьянства всеми слоями населения — например, в Петербурге санные прогулки «производились очень чинно, без шуму... и были устраиваемы на Исаакиевской площади».
     
    Другое любимое развлечение — катание с гор, причем в селениях, стоявших на равнине, специально строили большие искусственные горы. Катались на салазках, шкурах, рогожах, специальных ледниках, облитых водой и замороженных скамейках (Орловская область), на ногах, специальных долбленках, снопах соломы. В Архангельской области сам раскат горы назывался «улицею» из-за своей продолжительности, вдоль него втыкали елки и ставили фигуры из снега. В некоторых областях особый смысл придавался тому, насколько далеко кто укатится с горки — у победителя должен был уродиться самый длинный лен. Менее распространены среди сельской молодежи были прыжки через костер и «взятие снежного городка». Первое увеселение традиционно связывалось со сжиганием чучела в последний день Масленицы — «Прощеное воскресенье». В некоторых областях устраивать такое развлечение было просто невозможно в силу необыкновенных размеров костра, ведь материал для него молодежь начинала собирать по всем домам уже с первого дня сырной недели. А вот взятие снежного городка бытовало преимущественно на Урале и в Сибири и включало элементы игры, спектакля, спортивного состязания. Сам городок представлял собой довольно сложное сооружение из бревен, льда и снега и олицетворял собой приют чудища-зимы, в субботу он разбивался — этим действом и заканчивались масленичные увеселения.
     
    В среду происходило одно из главных событий, связанных с молодоженами и справляемое по всей Руси — посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир. Даже день этот стал называться «лакомкой» или «разгулом». После «тещиных блинов» зятья устраивали «тещины вечерки» — в пятницу приглашали тещ на блины к себе.
     
    Целый ряд масленичных действий был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, например, костромичи «выборанивали девок» — таскали борону вдоль домов, чтобы девкам было легче выйти замуж. В Воронежской области привязывали неженатым парням колоды в наказание за то, что не женился в прошлый мясоед — тогда им приходилось откупаться вином, блинами, конфетами.
     
    С четверга, недаром называвшегося «широким» или «разгуляй-четвертком», масленичный разгул развертывался во всю ширь.
     
    Венцом всей Масляной недели было, конечно, Прощеное воскресенье. В этот день устраивали проводы Масленицы. С Масленицей прощались и в шутку и всерьез. В Прощеное воскресенье ходили на кладбище, оставляли на могилах блины и просили друг у друга прощения.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru