rss
    Версия для печати

    Татьянинский храм: взгляд изнутри. Социологические заметки

    Община храма святой мученицы Татианы, может быть, является в силу своей молодости одной из самых маленьких в Москве (например, в Преображенском храме в Переделкине в Великий четверг причастников бывает более 2 тысяч, тогда как в нашем храме в 1998 году их было всего 163). Тем не менее то, что происходит с ней и в ней, говорит об удивительных процессах в Русской Православной Церкви, да и в обществе в целом.
    Церковной социологии как самостоятельной дисциплины у нас, к сожалению, практически не существует. Мы, конечно, знаем из ежегодных отчетов Святейшего Патриарха, сколько в России открывается православных монастырей и храмов, какое количество духовенства и монашествующих, но вот сказать что-то о тех, кто посещает храмы, мы уже не можем. Есть некоторые исследования, опубликованные в печати, но большинство из них выполнены людьми нецерковными, которые рассматривают проблемы веры и приобщенности людей к православию слишком уж со стороны. В силу этих причин разброс цифр в этих данных настолько большой (от 1% до 64% православных в России), что не может вызывать доверия к подобным методам исследования.
     
    Трудность их проведения состоит в том, что религиозные воззрения респондентов находятся только в стадии становления. Для одних приобщенность к вере состоит в том, что они крещены, время от времени молятся, едят на Пасху освященные куличи и держат в доме православные иконы, но храм почти не посещают, для других  — в том, что они ходят несколько раз в году на богослужения, для третьих  — в том, что они хотя и бывают в храме, но только несколько раз в году приступают к Таинствам покаяния и причащения, для четвертых  — это посещение церкви каждое воскресение и по большим церковным праздникам, а также причащение не реже одного раза в месяц.
     
    Отсюда такая разница в статистических показателях: от тех, кто «не считает себя атеистом»,  — до тех, кто регулярно постится, знает наизусть «Символ веры» и «Отче наш». В совокупности все они составляют большую часть населения России (и это очень важно учитывать политикам всех рангов), однако церковных людей, в строгом смысле этого слова, среди них может быть от 1% до 5%  — в зависимости от того, где стоит храм  — в селе, поселке, городе до 100 тыс. жителей или городе с населением более миллиона человек (сегодня, на мой взгляд, православие постепенно превращается в четко выраженную «городскую» религию).
     
    Лучше всего видны процессы, происходящие в Церкви, если взглянуть на жизнь какого-либо прихода. Мне, естественно, легче всего говорить о приходе, где я служу более трех лет  — храме св. муч. Татианы при МГУ. Хотя это и не самый репрезентатививый храм, тем не менее та динамика, которая прослеживается в нем, может служить показателем для всех московских приходов.
     
    В чем его нерепрезентативность? Во-первых, он находится в центральной части Москвы, где почти нет жилых домов (а вокруг нашего храма их нет и вовсе), тогда как люди большей частью предпочитают посещать церковь, до которой не надо добираться на транспорте. К нам же на богослужение едут, иногда с детьми, из самых отдаленных районов города. Именно поэтому на субботних всенощных у нас бывает вдвое или даже вчетверо меньше народа, чем на воскресных Литургиях.
     
    Во-вторых, вокруг Татьянинской церкви в 10-20 минутах ходьбы находятся более 15 церквей: это соборы и храмы Московского Кремля и в Китай-городе на Варварке, Богоявления на Никольской, блг. кнн. Бориса и Глеба на Арбатской пл., Вознесения Господня на Никитской, Вознесения Господня у Никитских ворот, Воскресения Словущего на Арбате, Воскресения Словущего на Успенском вражке, ап. Иоанна Богослова на Бронной, Казанской иконы Божией Матери на Красной площади, Косьмы и Дамиана в Шубине, свт. Николая в Старом Ваганькове, прп. Симеона Столпника на Поварской, Спаса Нерукотворного Образа б. Заиконоспасского монастыря, Успения Богородицы на Успенском вражке, прп. Феодора Студита у Никитских ворот.
     
    В-третьих, в Татьянинском храме богослужения были возобновлены только в январе 1995 года. Большинство из ныне действующих 400 московских церквей, в том числе и те, которые находятся в непосредственной близости от старого здания МГУ, были открыты в конце 80-х  — начале 90-х годов. К 1995 году в целом был уже завершен процесс перераспределения прихожан по храмам.
     
    В-четвертых, внешний вид храма св. муч. Татианы не соответствует традиционному представлению о православной церкви. Люди, проезжающие или проходящие мимо храма, даже не подозревают, что здесь проходят богослужения. Крест и мозаичная икона на фронтоне видны лишь издалека и только из одного направления  — со стороны кремлевской стены. Короче говоря, о существовании храма люди узнают из уст других. В дни наибольшего наплыва людей в храмы (раздача Крещенской воды, освящение куличей и т.п.) у нас нет такого столпотворения, как в других приходах, в крестном ходе на Пасху участвуют, например, всего около 500 человек. Значительно меньше у нас отпеваний, крестин и венчаний, поскольку эти требы у нас связаны с постоянными прихожанами, их друзьями и родственниками (см. Таблицу 1).
     
    Таблица 1

     

    1995

    1996

    1997

    1998

    Крещение

    29

    66

    59

    56

    Венчание

    6

    13

    20

    7

    Отпевание

    -

    2

    11

    8

     
    Эти цифры взяты из «Богослужебного журнала», который ведется священниками во всех столичных храмах. Сюда записываются все наименования богослужений, когда и кем они проводились, количество человек, участвующих в церковных Таинствах, любые важные события, происходящие на приходе. Благодаря этим записям можно с большой долей достоверности понять, что происходит на приходе, какое количество людей составляет общину храма и многое-многое другое. Например, количество постоянных прихожан выводится из цифры причащающихся в Страстную седмицу накануне Пасхи: те, кто по каким-либо причинам не может приступать к Таинству причащения в Великий четверг, приступают к нему в Великую субботу (см. Таблицу 2).
     
    Это же количество подтверждается таким субъективным фактором, как знание священниками своих прихожан по именам: выяснилось, что на сегодняшний день отец Максим (настоятель нашего храма) и я знаем по именам каждый более 150 человек, то есть в совокупности (если считать, что кого-то, кого знает отец Максим, не знаю я, и наоборот)  — около 200 человек. Больше половины из этого количества составляют прочный костяк общины  — то есть те, кто постоянно присутствует на богослужениях по воскресениям и на больших церковных праздниках (начиная с 1996 года в храме муч. Татианы ежегодно служится около 300 служб, из них  — около 140 литургий). В последнее время (октябрь-декабрь 1998) на воскресных богослужениях присутствует 150-200 человек (на Всенощной  — 50-75), причастников  — 30-55. В будни количество присутствующих на службах (если это не большие церковные праздники) на порядок меньше, тем не менее у нас не бывает будничных Литургий без причастников. На вечерних службах с акафистами муч. Татиане в понедельник и Державной иконе Божией Матери в пятницу приходит 20-35 человек.
     
    Таблица 2
    Количество причастников в Великий пост
     

     

    1995

    1996

    1997

    1998

    Чистая суббота

    -

    15

    15

    25

    Торжество Православия

    -

    40

    73

    71

    2-я неделя Великого поста

    26

    36

    54

    55

    Крестопоклонная

    41

    42

    53

    56

    4-я неделя Великого поста

    20

    50

    51

    58

    5-я неделя Великого поста

    8

    39

    87

    87

    Лазарева суббота

    -

    4

    10

    5

    Вход Господень в Иерусалим

    48

    58

    76

    87

    Благовещение

    30

    58

    40

    35

    Великий четверг

    52

    80

    153

    163

    Великая суббота

    15

    35

    42

    51

    Пасха

    ок.100

    125

    183

    ок.150

     
    Хотя у нас не проводилось никаких строгих исследований, связанных с возрастными, половыми, социальными и образовательными характеристиками общины, тем не менее духовенство храма, хорошо знакомое с прихожанами, может свидетельствовать о том, что учащихся (школьников, студентов, аспирантов) у нас более 50%, преподавателей средних и высших учебных заведений  — около 10%, мужчин  — около 40%, до 35-летнего возраста  — более 70%, людей с высшим образованием среди «взрослых» прихожан  — более 90%.
     
    Кроме «учащих и учащихся», у нас есть пенсионеры, рабочие, мелкие и средние предприниматели, чиновники, писатели, академики, музыканты, лингвисты, математики, переводчики, художники, журналисты. Кроме русских, есть у нас украинцы, евреи, армяне, грузины, татары.
     
    Почти все прихожане храма муч. Татианы  — люди, пришедшие в Церковь только в последнее десятилетие уже в сознательном возрасте, большая часть из них продолжает воцерковляться в нашем храме. Такой состав влияет на некоторые особенности формы церковного благочестия членов общины  — они, конечно, более «либеральны» по сравнению с «традиционными» прихожанами (это видно, например, по одежде и косметике), но в то же время они стараются более осознанно относится к своему месту в Церкви, пытаясь разобраться в смысле богослужений (это видно, например, по частоте исповедей и причащений  — см. Таблицу 3).
     
    В «Богослужебный журнал» попадает некоторая информация, относящаяся к неслужебным событиям храма  — например, проведение так называемых «Татьянинских вечеров». Однако не всегда здесь отмечаются коллективные паломнические походы (например по святыням Москвы) и поездки (в Оптину пустынь, Псково-Печерский монастырь, Троице-Сергиеву Лавру, Новоиерусалимский монастырь, Киржач, Переславль-Залесский), играющие существенную роль в формировании общины. Нет здесь сведений о занятиях воскресных школ для детей младшего и школьного возраста, о детской хоровой школе, о занятиях со взрослыми церковнославянским языком, сравнительным богословием, церковным пением, золотошвейным мастерством, об общественных беседах священников о смысле и значении богослужений, периодически проводящихся в нашем храме. Ничто так не «знакомит» и не сплачивает людей, как совместные занятия! Впрочем, на них бывают прихожане не только Татьянинского храма, но и из других приходов...
     
    За каждым событием, за каждой цифрой, так или иначе говорящей о жизни Церкви, стоят человеческие судьбы, причем взятые в самых главных и самых важных своих проявлениях. Приход в Церковь взрослого человека  — это кардинальное переосмысление своей жизни, это каждодневный экзамен перед лицом Вечности, это отказ от суетности этого мира, это приобретение навыка быть требовательным к себе и снисходительным к другим, это опыт молитвы за своих близких, за страну нашу и за весь мир, это свидетельство победы над смертью. Поэтому воцерковление россиянина  — это, помимо всего прочего, еще и важное гражданское дело. Все, что противоречит христианству, в конечном счете разрушает мир в обществе, вредит государственному строительству, наносит ущерб нашей стране.
     
    Таблица 3
    Количество причастников в дни двунадесятых и великих праздников

     

    1995

    1996

    1997

    1998

    Рождество

    -

    100

    113

    178

    Богоявление

    -

    10

    51

    54

    Татьянин день

    -

    ок.170

    ок.200

    ок.300

    Сретение

    -

    18

    49

    35

    Благовещение

    30

    58

    40

    35

    Вход Господень в Иерусалим

    48

    58

    76

    87

    Пасха

    ок.100

    125

    183

    ок.250

    Вознесение

    10

    25

    37

    62

    Пятидесятница

    25

    45

    68

    88

    Преображение

    15

    20

    26

    45

    Успение

    20

    30

    61

    61

    Рождество Богородицы

    15

    20

    68

    21

    Воздвижение

    10

    15

    20

    31

    Введение во храм…

    10

    25

    26

    36

     

    Вставить в блог

    Татьянинский храм: взгляд изнутри. Социологические заметки

    1 января 1999
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru