Община храма святой мученицы Татианы, может быть, является в силу своей молодости одной из самых маленьких в Москве (например, в Преображенском храме в Переделкине в Великий четверг причастников бывает более 2 тысяч, тогда как в нашем храме в 1998 году их было всего 163). Тем не менее то, что происходит с ней и в ней, говорит об удивительных процессах в Русской Православной Церкви, да и в обществе в целом.
Tweet |
Церковной социологии как самостоятельной дисциплины у нас, к сожалению, практически не существует. Мы, конечно, знаем из ежегодных отчетов Святейшего Патриарха, сколько в России открывается православных монастырей и храмов, какое количество духовенства и монашествующих, но вот сказать что-то о тех, кто посещает храмы, мы уже не можем. Есть некоторые исследования, опубликованные в печати, но большинство из них выполнены людьми нецерковными, которые рассматривают проблемы веры и приобщенности людей к православию слишком уж со стороны. В силу этих причин разброс цифр в этих данных настолько большой (от 1% до 64% православных в России), что не может вызывать доверия к подобным методам исследования.
Трудность их проведения состоит в том, что религиозные воззрения респондентов находятся только в стадии становления. Для одних приобщенность к вере состоит в том, что они крещены, время от времени молятся, едят на Пасху освященные куличи и держат в доме православные иконы, но храм почти не посещают, для других — в том, что они ходят несколько раз в году на богослужения, для третьих — в том, что они хотя и бывают в храме, но только несколько раз в году приступают к Таинствам покаяния и причащения, для четвертых — это посещение церкви каждое воскресение и по большим церковным праздникам, а также причащение не реже одного раза в месяц.
Отсюда такая разница в статистических показателях: от тех, кто «не считает себя атеистом», — до тех, кто регулярно постится, знает наизусть «Символ веры» и «Отче наш». В совокупности все они составляют большую часть населения России (и это очень важно учитывать политикам всех рангов), однако церковных людей, в строгом смысле этого слова, среди них может быть от 1% до 5% — в зависимости от того, где стоит храм — в селе, поселке, городе до 100 тыс. жителей или городе с населением более миллиона человек (сегодня, на мой взгляд, православие постепенно превращается в четко выраженную «городскую» религию).
Лучше всего видны процессы, происходящие в Церкви, если взглянуть на жизнь какого-либо прихода. Мне, естественно, легче всего говорить о приходе, где я служу более трех лет — храме св. муч. Татианы при МГУ. Хотя это и не самый репрезентатививый храм, тем не менее та динамика, которая прослеживается в нем, может служить показателем для всех московских приходов.
В чем его нерепрезентативность? Во-первых, он находится в центральной части Москвы, где почти нет жилых домов (а вокруг нашего храма их нет и вовсе), тогда как люди большей частью предпочитают посещать церковь, до которой не надо добираться на транспорте. К нам же на богослужение едут, иногда с детьми, из самых отдаленных районов города. Именно поэтому на субботних всенощных у нас бывает вдвое или даже вчетверо меньше народа, чем на воскресных Литургиях.
Во-вторых, вокруг Татьянинской церкви в 10-20 минутах ходьбы находятся более 15 церквей: это соборы и храмы Московского Кремля и в Китай-городе на Варварке, Богоявления на Никольской, блг. кнн. Бориса и Глеба на Арбатской пл., Вознесения Господня на Никитской, Вознесения Господня у Никитских ворот, Воскресения Словущего на Арбате, Воскресения Словущего на Успенском вражке, ап. Иоанна Богослова на Бронной, Казанской иконы Божией Матери на Красной площади, Косьмы и Дамиана в Шубине, свт. Николая в Старом Ваганькове, прп. Симеона Столпника на Поварской, Спаса Нерукотворного Образа б. Заиконоспасского монастыря, Успения Богородицы на Успенском вражке, прп. Феодора Студита у Никитских ворот.
В-третьих, в Татьянинском храме богослужения были возобновлены только в январе 1995 года. Большинство из ныне действующих 400 московских церквей, в том числе и те, которые находятся в непосредственной близости от старого здания МГУ, были открыты в конце 80-х — начале 90-х годов. К 1995 году в целом был уже завершен процесс перераспределения прихожан по храмам.
В-четвертых, внешний вид храма св. муч. Татианы не соответствует традиционному представлению о православной церкви. Люди, проезжающие или проходящие мимо храма, даже не подозревают, что здесь проходят богослужения. Крест и мозаичная икона на фронтоне видны лишь издалека и только из одного направления — со стороны кремлевской стены. Короче говоря, о существовании храма люди узнают из уст других. В дни наибольшего наплыва людей в храмы (раздача Крещенской воды, освящение куличей и т.п.) у нас нет такого столпотворения, как в других приходах, в крестном ходе на Пасху участвуют, например, всего около 500 человек. Значительно меньше у нас отпеваний, крестин и венчаний, поскольку эти требы у нас связаны с постоянными прихожанами, их друзьями и родственниками (см. Таблицу 1).
Таблица 1
| 1995 | 1996 | 1997 | 1998 |
Крещение | 29 | 66 | 59 | 56 |
Венчание | 6 | 13 | 20 | 7 |
Отпевание | - | 2 | 11 | 8 |
Эти цифры взяты из «Богослужебного журнала», который ведется священниками во всех столичных храмах. Сюда записываются все наименования богослужений, когда и кем они проводились, количество человек, участвующих в церковных Таинствах, любые важные события, происходящие на приходе. Благодаря этим записям можно с большой долей достоверности понять, что происходит на приходе, какое количество людей составляет общину храма и многое-многое другое. Например, количество постоянных прихожан выводится из цифры причащающихся в Страстную седмицу накануне Пасхи: те, кто по каким-либо причинам не может приступать к Таинству причащения в Великий четверг, приступают к нему в Великую субботу (см. Таблицу 2).
Это же количество подтверждается таким субъективным фактором, как знание священниками своих прихожан по именам: выяснилось, что на сегодняшний день отец Максим (настоятель нашего храма) и я знаем по именам каждый более 150 человек, то есть в совокупности (если считать, что кого-то, кого знает отец Максим, не знаю я, и наоборот) — около 200 человек. Больше половины из этого количества составляют прочный костяк общины — то есть те, кто постоянно присутствует на богослужениях по воскресениям и на больших церковных праздниках (начиная с 1996 года в храме муч. Татианы ежегодно служится около 300 служб, из них — около 140 литургий). В последнее время (октябрь-декабрь 1998) на воскресных богослужениях присутствует 150-200 человек (на Всенощной — 50-75), причастников — 30-55. В будни количество присутствующих на службах (если это не большие церковные праздники) на порядок меньше, тем не менее у нас не бывает будничных Литургий без причастников. На вечерних службах с акафистами муч. Татиане в понедельник и Державной иконе Божией Матери в пятницу приходит 20-35 человек.
Таблица 2
Количество причастников в Великий пост
| 1995 | 1996 | 1997 | 1998 |
Чистая суббота | - | 15 | 15 | 25 |
Торжество Православия | - | 40 | 73 | 71 |
2-я неделя Великого поста | 26 | 36 | 54 | 55 |
Крестопоклонная | 41 | 42 | 53 | 56 |
4-я неделя Великого поста | 20 | 50 | 51 | 58 |
5-я неделя Великого поста | 8 | 39 | 87 | 87 |
Лазарева суббота | - | 4 | 10 | 5 |
Вход Господень в Иерусалим | 48 | 58 | 76 | 87 |
Благовещение | 30 | 58 | 40 | 35 |
Великий четверг | 52 | 80 | 153 | 163 |
Великая суббота | 15 | 35 | 42 | 51 |
Пасха | ок.100 | 125 | 183 | ок.150 |
Хотя у нас не проводилось никаких строгих исследований, связанных с возрастными, половыми, социальными и образовательными характеристиками общины, тем не менее духовенство храма, хорошо знакомое с прихожанами, может свидетельствовать о том, что учащихся (школьников, студентов, аспирантов) у нас более 50%, преподавателей средних и высших учебных заведений — около 10%, мужчин — около 40%, до 35-летнего возраста — более 70%, людей с высшим образованием среди «взрослых» прихожан — более 90%.
Кроме «учащих и учащихся», у нас есть пенсионеры, рабочие, мелкие и средние предприниматели, чиновники, писатели, академики, музыканты, лингвисты, математики, переводчики, художники, журналисты. Кроме русских, есть у нас украинцы, евреи, армяне, грузины, татары.
Почти все прихожане храма муч. Татианы — люди, пришедшие в Церковь только в последнее десятилетие уже в сознательном возрасте, большая часть из них продолжает воцерковляться в нашем храме. Такой состав влияет на некоторые особенности формы церковного благочестия членов общины — они, конечно, более «либеральны» по сравнению с «традиционными» прихожанами (это видно, например, по одежде и косметике), но в то же время они стараются более осознанно относится к своему месту в Церкви, пытаясь разобраться в смысле богослужений (это видно, например, по частоте исповедей и причащений — см. Таблицу 3).
В «Богослужебный журнал» попадает некоторая информация, относящаяся к неслужебным событиям храма — например, проведение так называемых «Татьянинских вечеров». Однако не всегда здесь отмечаются коллективные паломнические походы (например по святыням Москвы) и поездки (в Оптину пустынь, Псково-Печерский монастырь, Троице-Сергиеву Лавру, Новоиерусалимский монастырь, Киржач, Переславль-Залесский), играющие существенную роль в формировании общины. Нет здесь сведений о занятиях воскресных школ для детей младшего и школьного возраста, о детской хоровой школе, о занятиях со взрослыми церковнославянским языком, сравнительным богословием, церковным пением, золотошвейным мастерством, об общественных беседах священников о смысле и значении богослужений, периодически проводящихся в нашем храме. Ничто так не «знакомит» и не сплачивает людей, как совместные занятия! Впрочем, на них бывают прихожане не только Татьянинского храма, но и из других приходов...
За каждым событием, за каждой цифрой, так или иначе говорящей о жизни Церкви, стоят человеческие судьбы, причем взятые в самых главных и самых важных своих проявлениях. Приход в Церковь взрослого человека — это кардинальное переосмысление своей жизни, это каждодневный экзамен перед лицом Вечности, это отказ от суетности этого мира, это приобретение навыка быть требовательным к себе и снисходительным к другим, это опыт молитвы за своих близких, за страну нашу и за весь мир, это свидетельство победы над смертью. Поэтому воцерковление россиянина — это, помимо всего прочего, еще и важное гражданское дело. Все, что противоречит христианству, в конечном счете разрушает мир в обществе, вредит государственному строительству, наносит ущерб нашей стране.
Таблица 3
Количество причастников в дни двунадесятых и великих праздников
| 1995 | 1996 | 1997 | 1998 |
Рождество | - | 100 | 113 | 178 |
Богоявление | - | 10 | 51 | 54 |
Татьянин день | - | ок.170 | ок.200 | ок.300 |
Сретение | - | 18 | 49 | 35 |
Благовещение | 30 | 58 | 40 | 35 |
Вход Господень в Иерусалим | 48 | 58 | 76 | 87 |
Пасха | ок.100 | 125 | 183 | ок.250 |
Вознесение | 10 | 25 | 37 | 62 |
Пятидесятница | 25 | 45 | 68 | 88 |
Преображение | 15 | 20 | 26 | 45 |
Успение | 20 | 30 | 61 | 61 |
Рождество Богородицы | 15 | 20 | 68 | 21 |
Воздвижение | 10 | 15 | 20 | 31 |
Введение во храм… | 10 | 25 | 26 | 36 |
Tweet |
Вставить в блог
Поддержи «Татьянин день»
Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.
Поддержите нас!
Поддержите нас!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.