Наверное, не найдется такого православного москвича, который хоть однажды не посетил бы Сретенский монастырь: древнейшая обитель, недавно отметившая свое шестисотлетие, расположена в самом центре столицы, в непосредственной близости от Кремля - на улице Большая Лубянка.
Tweet |
В 1994 году, после передачи монастыря Московской Патриархии, он начал возрождаться к новой жизни. Верность традициям святоотеческого Православия, сочетающаяся с творческим отношением к религиозным основам, — вот каков дух этой жизни. Та опорная точка, тот центр, вокруг которого сосредоточено все в монастыре — это святая Евхаристия; богослужение в Сретенском монастыре совершается в соответствии со строгим уставом. На иконостасе собора в честь Владимирской иконы Богоматери находятся и совершенно новые образцы иконографии: икона патриарха Тихона, а также «Снятие пятой печати» - плод духовного созерцания современного талантливого иконописца. В соборе можно помолиться и перед точной копией Туринской Плащаницы. И недалеко то время, когда в монастыре будет установлено почитание священномученика архиепископа Илариона Троицкого — последнего настоятеля монастыря перед его закрытием в 1920-е годы, сподвижника патриарха Тихона…
Одно из важнейших мест в нынешней жизни Сретенского монастыря занимает деятельность его издательства - крупнейшего из православных издательств православной России. Сретенский монастырь предлагает читателям самый широкий, если можно так выразиться, спектр христианской письменности — от Священного Писания и богослужебных книг до художественной литературы и изданий для детей. Всякий читатель: и новоначальный мирянин, только что пришедший в Церковь, и искушенный уже в аскетической жизни православный, и студент, и мать семейства, — все найдут в магазинах Сретенского монастыря литературу по душе. И не просто литературу, а литературу высочайшего духовного и чисто словесного уровня! При этом все то, что издается Сретенским монастырем, отличает еще один важнейший признак — принадлежность к святоотеческому Православию. Пусть не подумает кто-то, что речь идет о назойливой дидактичности, бесконечных повторениях одного и того же, о каких-то скучных прописях! Православная традиция настолько богата и свободна, что следовать ее духу не значит вновь и вновь повторять азы катехизиса. Цель православных издателей в наши дни — убедить людей в том, что универсальная Христова истина открыта и современному сознанию, так что может быть выражена и средствами современного языка. Человек, приступивший к христианскому чтению, непременно поймет, что обрел то самое, чего всегда жаждала и искала его душа.
Какие новые книги предлагает в настоящее время читателям издательство Сретенского монастыря? Наверное, первой среди них надо назвать книгу Сергея Фуделя (1900-1977) «Путь отцов»: именно по ней современный человек может составить себе представление о православном святоотеческом духовном пути - пути со Христом, ведущем к Царству Небесному. Автор книги, сын известного в 20-е годы священника Иосифа Фуделя, знает об этом пути не понаслышке: его личный крестный путь проходил через сталинские лагеря. И если на первый взгляд его книга может показаться простой упорядоченной подборкой из сочинений святых отцов (сборников такого рода сейчас издается немало), то при ближайшем рассмотрении оказывается, что это не так: большую роль играет в книге личный опыт автора, благодаря чему книга оказывается остро современной. Множество тонких замечаний, касающихся духовной жизни, связывающих святоотеческие тексты в единое целое - не просто цементирующий материал, но суть наблюдения современного православного подвижника.
В самом деле, сейчас нередко можно услышать вопрос: как мы, вынужденные жить в городской суете, можем идти путем отцов-пустынников, отрекшихся от мира? И вот что на этот счет говорит Сергей Фудель: «Первохристианство никуда из городов не уходило. Тут дело не в месте, а в факте — в отречении от мира страстей и в стяжании благодати Святого Духа, Который дышит, где хощет(Ин. 3:8)... С христианством в душу входит пустыня для страстей... Ощущение пустыни в душе, совершающей второе рождение, иногда нестерпимо по своей реальности... И воины, и судьи, и жены, и мужья, если они действительно христиане, невидимо несут в себе пустыню Отречения» (сс.55-56). Итак, чтобы подражать фиванским отцам, нужно, чтобы Фиваида-была в собственной душе. Для нас, мирян, жителей больших городов, «пустыня», и вообще «монастырь», суть понятия внутренней жизни, выражающие наше предпочтение вечного — временному, небесного — земному: «Отречение от мира при жизни в этом же мире есть, конечно, "внутреннее монашество" или "монастырь в миру". Его закономерность есть общая закономерность христианства, стремящегося к тому, чтобы голос мирского тления не заглушил голоса Божьего, призывающего в нетление... Монастырь в миру есть то, чтобы, спускаясь в туннели метро, помнить Недреманное Око. Оно есть то, чтобы Саровский лес возрос в пустыне души, в то время как человек окружен всем шумом истории. Он есть память-любовь Божия, не заглушаемая этим шумом. Он есть сокровенная духовная жизнь» (сс. 415-416).
КНИГИ СРЕТЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ
Фуделъ С. Путь отцов.М, 1997, 431 стр.
Митрополит Иоанн (Максимович). Царский путь Креста Господня, вводящий в жизнь вечную. М. 1998. 255 стр.
Архиепископ Владимир (Иким). Врата покаяния. М, 1998, 462.
Архимандрит Лазарь. Ангелу Лаодикийской Церкви. М, 1998. 48 стр.
Русский синодик. Сост. Романов ГЛ.М, 1995. 303 стр.
Диакон Андрей (Кураев). Раннее христианство и переселение душ. М, 1998. 335 стр.
Жукова М. Г. Твой есмь аз. Суворов. М, 1998. 160 стр.
Разорвать экуменическое кольцо. Всеправославное совещание 1948 г. об экуменизме. М, 1998. 141 стр.
Ватикан: натиск на Восток. М, 1998. 206 стр.
Школа церковной смуты. М, 1997. 175 стр.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержи «Татьянин день»
Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.
Поддержите нас!
Поддержите нас!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.