Мы продолжаем публиковать интервью с Владимиром Честновым. Насколько образ Америки, созданный кино и рекламой, соответствует реальности?
Tweet |
—Чему, по-твоему, мы можем поучиться у американцев?
— Ты знаешь, американцы очень похожи на русских: открытые, щедрые, готовы всегда помочь, такая же широта натуры, — и это многих обманывает. В этом, может быть, причина эйфории у приехавших первые три недели или полгода: Россия минус советскость, плюс магазины. Американцы — великая нация. Некоторые связывают это с территорией: мол, Россия — большая страна, Америка-большая страна. Я помню, как у Солженицына читал об этом: русские войска, те, кто встречал американцев на Эльбе, говорили о них — как наши. Американцы — великая нация, хотя бы по территории.
— Это разве нация?
— Ну, это другой вопрос: нация они или нет. Это тоже очень интересно. Один священник архимандрит Бенджамин Хендерсон (настоятель храма Михаила Архангела) писал, что Америка - это не нация, а бизнес. Хорошее определение, но одностороннее, как все определения. Рабский дословный перевод выражения: Catchy phrase.
— Какие еще у них отличия от русских?
—Вот в Калифорнии народу больше, чем в Москве, без машины никуда не пойдешь. Общественного транспорта там нет. А метро в Сиеттле — типа троллейбусов, которые идут под землей, — в час пик пустое. Американцы считают: «Как мы можем ехать со всяким сбродом, а вдруг кто-нибудь на нас бросится». Американцы очень боятся друг друга. Каждый все свое должен иметь; у каждого своя машина и тд. А русские такие соборяне. Что интересно, русские в Америке становятся крайне правыми. За демократов не голосует никто. Зато американцы работают как лошади.
— Это у них в крови?
— Это американская этика такая, трудовая. Если человек бедный, значит, он грешник. Я долго думал, как описать американцев коротко, для себя, по крайней мере. Такое ощущение, даже когда говоришь с пожилым американцем, — это ребенок. Возьми американский юмор, американские комедии — абсолютно детский смех, никакого там секса нет. Они дети, чистой воды. Их культуре всего лет двести: это чувствуется. У них нет слова «интеллигент», вместо него употребляется sophisticated - утонченный. У них все плюсы и минусы детей. Для них бизнес — это большая игра на деньги для больших мальчиков и девочек; американцы играют в нее не из жадности, а из азарта. Это предмет законной гордости — делать свое дело хорошо. Если суешься помогать — смотрят косо: «Я и сам уже большой!». Стандартные операции у них оптимизированы, эффективны, откатаны. Но если доходит дело до чего-нибудь творческого, это мешает; им даже не интересно, что можно делать по-другому. Когда я работал программистом, меня постоянно просили помочь: и все какие-то элементарные проблемы, где требовалось просто немного творческой фантазии.
— Ты думаешь, это проблемы образования?
— Скорее мировоззрения, хотя образование у них, конечно, хилое. Один молодой парень в Америке спрашивает меня: «Ты откуда?» (это у них любимый вопрос). Я говорю: «Из России». А он: «Почему же ты не черный?» Такой у них уровень грамотности. Это не преувеличение: я знал несколько американцев, которые закончили школу и не умели ни читать, ни писать. Еще одна характерная черта американцев: они не боятся выглядеть дураками.
— По-твоему, наш образ Америки соответствует реальному?
— Америка — очень высоконравственная, почти пуританская страна. Многие русские этого не понимают напрочь. Один мой знакомый считал, что каждое второе здание в Америке — это публичный дом, что все должны пьяными ездить в машинах и проч., и его поражало, когда он увидел нечто прямо противоположное. Я за 8 лет жизни в штате Айдахо даже голой задницы не видел по телевизору Вырезают не просто сцены насилия, а даже матерную ругань. Я заметил, когда смотрел те же фильмы в России, что здесь показывают всё целиком и полностью, отчего молодежь щеголяет знакомством с английским матом. В Америке это услышать почти невозможно: я некоторые слова просто забыл. И когда приезжаешь, скажем, в Шереметьево, то это несколько шокирует, как и клубы табачного дыма - потому что в Америке никто не курит, по крайней мере, публично. Ну, может быть, в больших городах. Если кто-то курит, то сигареты дорогие, продают с 21 года. Это правило строго выполняется. Курить просто не модно, скажем так.
— А как же «американский образ жизни», «открой для себя Америку»?
— То, что здесь показывается во всех рекламах, ничего общего с настоящей Америкой не имеет. Америка, конечно, это на 90% фермерская страна, где нравы совершенно патриархальные, где даже грубого слова не услышишь, в трезвом состоянии. А они трезвые большей частью.
— Но у них же была программа полового воспитания, которую у нас хотят ввести?
Тут же ее отменили. В Америке ее проводили заинтересованные группы. Многие были против, по крайней мере, все церкви. У них даже есть такая реклама по телевизору: «Virgin is not a bad word» — пропаганда целомудренного образа жизни для школьников в противовес рекламам, которые дает MTV (это аналог «Московского комсомольца»). Но это единственный такой канал. Музыка на нем, конечно, совершенно сатанинская, даже страшно бывает, что просто мурашки по коже...
Tweet |
Вставить в блог
Поддержи «Татьянин день»
Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.
Поддержите нас!
Поддержите нас!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.