rss
    Версия для печати

    Блаженны чистые сердцем

    Российскому обществу Красного Креста исполнилось 134 года. 15 мая 1867 года в Санкт-Петербурге был утвержден Устав Общества о попечении раненых и больных воинов (таково первоначальное наименование Российского Красного Креста), и сразу же его отделения стали возникать — кстати, безо всякого принуждения свыше — во всех губернских и уездных городах России. Такой феномен в аграрной стране можно объяснить тем, что Россия была готова к принятию идеи общественного милосердия. Кроме того, страна, только что сбросившая с себя оковы крепостного права, жаждала реформ, обновления общественной жизни.
    Все эти годы, находясь в пути, меняясь во времени, нерезкие со своим народом социальные и экономические катаклизмы, не раз сотрясавшие нашу страну, РОКК всегда сохранял свое лицо — лицо Добра и Милосердия.
     
    РОКК — одна из старейших гуманитарных общественных организаций России, в рядах добровольных служителей которой находились люди, ныне канонизированные Русской Православной Церковью.
     
    В Москве на Большой Ордынке на территории Марфо-Мариинской обители стоит памятник основательнице этой обители Великой Княгине Елизавете Федоровне. Сделанный из белоснежного мрамора, он напоминает нам о том, как называли Елизавету Федоровну ее современники, — «Белая лилия двадцатого века».
     
    Лилия — символ красоты и чистоты. Необычайная красота этой женщины сочеталась с христианской кротостью. После трагической смерти мужа — Великого Князя Сергея Александровича (террорист Иван Каляев не промахнулся: бомба попала прямо в грудь великого князя, разорвав его), она сменила свое траурное платье на монашеское одеяние.
     
    — Я оставляю мир, где занимала блестящее положение, но вместе с вами я восхожу в более великий мир — в мир бедных и страдающих, — сказала она сестрам Марфо-Мариинской обители в день своего пострига в монахини.
     
    Незадолго до этого Елизавета Федоровна приобрела усадьбу на Большой Ордынке, где начала обустраивать обитель милосердия в честь жен-мироносиц Марфы и Марии. Эта обитель задумывалась Великой Княгиней как монастырь, где сочетались бы благотворительная и медицинская помощь.
     
    Известно, что Российский Красный Крест родился из благотворительных православных общин, названных в честь наиболее чтимых икон Русской Православной Церкви: «Утоли моя печали», «Всех скорбящий Радость», «Призри на смирение» и других. Служительницы этих общин носили форму сестер милосердия Российского Красного Креста.
     
    Вскоре больница обители на Большой Ордынке стала образцовой, в аптеке бедняки получали лекарства бесплатно, была прекрасная столовая для неимущих, работала библиотека. Здесь же организовали приют для девочек и школу. Елизавета Федоровна ходила по притонам Хитрова рынка, собирала детей-сирот, уговаривала родителей отдать своих чумазых и голодных чад в приют обители на воспитание. И родители отдавали ей детей, зная, что они не пропадут. Сколько юных душ спасла Елизавета Федоровна, скольким определила жизненный путь!..
     
    Сама настоятельница вела строгую подвижническую жизнь — соблюдала посты, спала не более трех часов в сутки, проводя дни и ночи в обители, среди тех, кто так нуждался в ее помощи. Она ассистировала на операциях, делала перевязки, просиживала у постели больных до рассвета. Ее называли ангелом милосердия.
     
    Когда в стране начался революционный хаос, аресты, расстрелы, германское правительство добилось согласия советской власти на выезд Великой Княгини за границу. Она отказалась.
     
    Шел 1918 год. Однажды ночью к обители на Большой Ордынке подъехала машина с красноармейцами. На сборы настоятельнице дали полчаса. С нею добровольно пошла на Голгофу и сестра милосердия инокиня Варвара.
     
    Их Голгофой стала шестидесятиметровой глубины шахта недалеко от Алапаевска. 18 июля 1918 года Елизавета Фёдоровна вместе с инокиней Варварой и несколькими великими князьями из семьи Романовых приняли мученическую смерть — враги живыми сбросили их в шахту. Местные крестьяне слышали, как несколько дней из-под земли доносилось песнопения: это великая княгиня пела молитвы, чтобы укрепить тех, чьи души еще не отошли от тела.
     
    Когда белые войска взяли Алапаевск, из шахты были извлечены тела убиенных. Раны у некоторых из них были перевязаны повязками, сделанными из апостольника (головного убора монахинь) Елизаветы Федоровны. Покалеченная, переломанная, она и здесь продолжала свой подвиг милосердия. Останки настоятельницы Марфо-Мариинской обители Великой Княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары в 1921 году были перенесены в Иерусалим и покоятся в монастыре в честь равноапостольной Марии Магдалины у подножия Елеонской горы.
     
    Жена последнего русского царя Николая II Александра Федоровна — родная сестра Елизаветы Федоровны.
     
    Царская семья была в числе инициаторов гуманных акций, направленных на облегчение участи больных туберкулезом. Сама Императрица, Великие Княгини — ее дочери, Цесаревич Алексей участвовали в благотворительных лотереях, средства от которых шли на строительство противотуберкулезных больниц и здравниц.
     
    Вот что пишет об этом близкая подруга императрицы Анна Александровна Вырубова: «Императрица организовала четыре больших базара в пользу туберкулезных в 1911, 1912, 1913 и 1914 годах, которые принесли массу денег. Она сама рисовала и вышивала для базара и, несмотря на свое некрепкое здоровье, весь день стояла у киоска, окруженная огромной толпой народа, маленький Алексей Николаевич стоял возле нее, протягивая ручки с вещами восторженной толпе».
     
    Находясь в Крыму в 1912 году, государыня приняла горячее участие в судьбе туберкулезных больных, лечившихся там. «Санатории в Крыму были старого типа, — вспоминает далее А. А. Вырубова. После осмотра их в Ялте Государыня решила сейчас же построить на свои личные средства санатории со всеми усовершенствованиями, что и было сделано.
     
    Часами я разъезжала по приказанию Государыни по больницам, расспрашивая о всех их нуждах. А сколько я возила денег от Ее Величества на уплату лечения неимущих! Если я находила одиноко умирающего больного, императрица сейчас же заказывала автомобиль и отправлялась со мной лично, привозя деньги, цветы, фрукты, а главное — обаяние. Она вносила с собой в комнату умирающего столько ласки и доброты! Но никто об этом не знал — Государыня запрещала мне об этом говорить».
     
    В первые дни войны 1914 года по инициативе Государыни в Царском селе был организован лазарет для раненых солдат и офицеров, где она сама и ее старшие дочери Ольга и Татьяна числились в качестве сестер милосердия Российского Красного Креста. Великие Княгини Ольга и Татьяна, с благоговением носившие форму сестер милосердия Красного Креста, ловко делали перевязки, не боялись крови, отличались простотой в общении с ранеными.
     
    Государыня была врожденной сестрой милосердия — она вносила к больным бодрость и нравственную поддержку. Раненые солдаты и офицеры часто просили ее быть около них во время тяжелых перевязок и операций, говоря, что «не так страшно, когда Государыня рядом».
     
    О доброте Александры Федоровны, ее верности долгу милосердия говорит и такой факт. Когда тяжело заболела одна из ее фрейлин, престарелая женщина, Александра Федоровна до последней минуты жизни ухаживала за ней и сама закрыла ей глаза.
     
    С начала Первой мировой войны в России действовал «Татьянин комитет», утвержденный Великой Княжной Татьяной Александровной для помощи беженцам.
     
    К числу добрых деяний Великой Княжны относится и основанная в Царском Селе на ее личные средства «Школа нянь « — здесь молодые мамы из бедных семей обучались навыкам ухода за младенцами. При школе находился приют для сирот на 50 человек.
               
    Там же в Царском Селе она основала на свои средства инвалидный дом для 200 солдат-инвалидов Русско-японской войны. Инвалиды обучались здесь разным ремеслам. Для этой цели в доме находились огромные мастерские.
     
    Императрица особенно интересовалась русскими народными промыслами, мечтала о большом будущем своих мастерских, школ и других полезных учреждений для бедных и лишенных здоровья людей. Мечтам ее не суждено было сбыться.
     
    Все члены семьи последнего Российского Императора Николая II приняли мученическую смерть в июле 1918 года. Ныне Русская Православная Церковь чтит их в лике святых.

    Вставить в блог

    Блаженны чистые сердцем

    1 июня 2001
    Российскому обществу Красного Креста исполнилось 134 года. 15 мая 1867 года в Санкт-Петербурге был утвержден Устав Общества о попечении раненых и больных воинов (таково первоначальное наименование Российского Красного Креста), и сразу же его отделения стали возникать — кстати, безо всякого принуждения свыше — во всех губернских и уездных городах России. Такой феномен в аграрной стране можно объяснить тем, что Россия была готова к принятию идеи общественного милосердия. Кроме того, страна, только что сбросившая с себя оковы крепостного права, жаждала реформ, обновления общественной жизни.
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru