«Татьянин день» уже писал о пожаре, практически уничтожившем храм Святителя Филарета, что в Зеленограде. Сегодня мы беседуем с протоиереем Михаилом Дудко, священником этого храма, заместителем главного редактора газеты «Православная Москва», в стенах уже возрожденного храма.
Tweet |
— Отец Михаил, почему новый храм освящен именно в честь святителя Филарета?
— Святитель Филарет был причислен к лику святых в 1994 году, незадолго до того, как нам удалось взять участок земли и согласовать проект нового храма. Мы сочли за благо и храм назвать, и престол освятить в честь недавно канонизированного святителя Филарета.
В начале 90-х в Зеленограде затеялось сооружение молитвенного дома для баптистов. Нам удалось получить участок напротив этого грандиозного строения. Проект согласовали очень быстро, так же быстро нашлись и средства для возведения маленькой деревянной церкви, которая сразу стала популярной.
Проезжая через центр города, зеленоградцы имеют выбор: пойти им в православный храм Святителя Филарета или в сектантское молитвенное собрание.
— Пожар летом 1999 года привлек к храму внимание многих людей, не только православных.
— Храм фактически был отстроен за год. Богослужения же продолжились и сразу после пожара в военной палатке, которую нам пожертвовали, или рядом с ней, если было тепло. Служили на переносном престоле, как нас благословил Святейший Патриарх. И это тоже сплотило приход, пришло много новых людей.
Как случился пожар — Бог весть. Трудно кого-либо обвинять или говорить о поджоге, хотя многие факты показывают, что это было не случайное самовозгорание, а именно поджог. Об этом свидетельствует и инспектор пожарной охраны, присутствовавшая при первичном осмотре места пожара. Она откровенно призналась, что таких самовозгораний не бывает. Пожар начался с внешней стороны угла, а не с внутренней, где проходит проводка, таким образом, почти наверняка это был поджог. Но дела такого рода не имеют шансов быть раскрытыми, и никто не захотел брать на себя заведомо безнадежное расследование. А мы со своей стороны и не настаивали. Преследовать кого-либо — не в духе Православия.
— Многие говорили о чуде, совершившемся при этом пожаре.
— Это правда. Храм внутри выгорел, иконостас обуглился. В алтаре был толстый слой сажи на всех богослужебных предметах, но, тем не менее, мы до сих пор пользуемся Евангелием, которое практически не пострадало, а было лишь слегка закопченным. Мы его отчистили. Сам престол оказался нетронутым, покровы его остались целы. А семисвечник, который стоял за престолом, то есть находился дальше от очага пламени, почти полностью расплавился, отвалились многие рожки, пользоваться им было нельзя.
— Думали ли Вы, учась в семинарии и Академии, которую еще в XX веке называли «филаретовской», что будете служить в храме Святителя Филарета? Не было ли ощущения своей молитвенной связи с ним?
— Да, мощи святителя Филарета почивают в Лавре, где я провел много лет, но я никогда не пытался связать это с фактом моего служения в храме, освященным в его честь. Конечно, ничего случайного в нашей жизни нет, и Господь, надеюсь, мне когда-нибудь укажет на эту внутреннюю связь.
— Отец Михаил, как Вы сказали, Никольский храм в Зеленограде начал реставрироваться в год 1000-летия Крещения Руси. Невольно снова возникает параллель с нашим Татьянинским храмом. По воспоминаниям некоторых духовных чад вашего отца, священника Дмитрия Дудко, именно в год празднования этого юбилея в нашем храме, вернее, тогда еще Студенческом театре МГУ проходила одна из первых «легальных» катехизаторских бесед Вашего батюшки. Более того, именно Вы со своим другом, сотрудником одного из музеев-церквей, нашли старую фотографию здания Университета. Ко всеобщему удивлению, было видно, что это храм.
— Честно говоря, у меня очень смутные воспоминания об этой встрече. Не знал, что через двенадцать лет мне придется отвечать на такие детальные вопросы. Единственное, что помню, — большое количество людей, которые всегда сопровождали отца в то время. Было ощутимое несоответствие этих длинных рядов кресел и очевидного храмового интерьера. Это выглядело очень больно. Слава Богу, что сейчас этого нет.
— Мне рассказывали, как люди в конце 80-х годов радовались, что батюшка шел по улице, открыто, в подряснике, что они вышли из квартир, что беседы на христианские темы разрешили проводить легально. Правда, Горбачев это разрешил как некое культурное мероприятие, приуроченное к 1000-летию крещения Руси, а православные люди восприняли это всерьез. Каковы особенности служения священников поколения Вашего отца и Вашего поколения?
— Пожалуй, я приведу аналогию из несколько другой области. Когда писатель Александр Солженицын выехал на Запад, он написал продолжение своей повести «Бодался теленок с дубом», где описывал свои ощущения от западной жизни. Он всю жизнь боролся против тоталитаризма, против зажима свободы личности, и вот, наконец, попал туда, где все свободны и можно делать все что угодно. Описывая свои ощущения, он говорил так: «В Советском Союзе наше движение давалось огромным трудом, среда была чрезвычайно вязкая. Но любое маленькое движение действия приводило в движение огромные массы, так как среда была очень плотная. Попав на Запад, я оказался в разреженной среде, как в космосе.» Так вот, если говорить о том времени и о нашем, то аналогия эта очень уместна в характеристике времен. Действительно, тогда можно было сделать очень немногое, и было огромное движение, а сейчас можно делать очень много, ведь простор для деятельности колоссальный, но эта работа часто неблагодарная, потому что откликов или совсем нет, или почти.
— Отец Михаил, Вы вспомнили о выезде за границу Александра Солженицына и его ощущениях там. А каковы Ваши впечатления о зарубежных поездках в православные страны?
— Я, к сожалению, не был в Греции, не был в Святой Земле, но Сербия и Болгария произвели на меня большое впечатление. Я ощутил контекст Православия не только русского, но и мирового. Главное, что я понял из поездок, это то, что Русь — Святая до сих пор. И такого благочестия, такого стояния за веру, такой привязанности к храму, как у нас, нет даже в тех странах, которые считают себя православными. В Сербии люди были потрясены, когда узнавали от меня, что в России примерно 30 %людей православных. «У нас — все православные, — говорили они. — Серб — значит, православный. Сказать: «я серб, но я не православный», — это абсурд, противоречие самому себе. Мы все православные». Но храмы православные у них далеко не такие полные, как у нас.
— Мой последний вопрос о Вашей редакторской работе в «Православной Москве».
— Я долго думал и постоянно думаю, что же такое православная газета или журнал, и до сих пор не могу подобрать определения. Какие у нас функции, чем заниматься, на что обратить внимание в первую очередь?.. Сам жанр диктует некоторые ограничения: мы не можем печатать святоотеческие труды или еще что-то сугубо православное, мы должны свою лепту вносить, но надо всегда осознавать, что это церковное издание. Иногда получается так, что человек выступает на страницах газеты только для того, чтобы кого-нибудь обругать, охаять, вскрыть чьи-нибудь недостатки под предлогом борьбы с ними. Так вести борьбу нельзя. Упреками никого не исправить. Святой Силуан Афонский писал о том, что мир между людьми рождается от сознания своих собственных грехов, а не от обличения другого.
Если есть обличение чужих грехов, значит, можно сделать соответствующий вывод о 'духовном состоянии того, кто это делает. Очень бывает тягостно, когда на страницах православных изданий читаешь какую-нибудь гадость про своих же.
Tweet |
Вставить в блог
В огне не горит1 июня 2001
|
Поддержи «Татьянин день»
Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.
Поддержите нас!
Поддержите нас!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.