Редакция «Татьяниного дня» с радостью узнала о том, что в Братской Белоруссии появилось наконец православное студенческое издание - журнал «Ступени» Минских духовных академии и семинарии. Этот журнал, выпускаемый студенческим коллективом МинДС, выходит на очень неплохом профессиональном уровне как по форме, так и по содержанию. Представляем вам материал из этого издания и от всей души желаем белорусским коллегам не останавливаться на достигнутом и брать новые высоты православной журналистики.
Tweet |
Одним из жанров древнерусской литературы являются апокрифы (от греч. «апокрифос» — скрытый сокровенный), сочинения, трактующие о предметах, содержащихся в Священном Писании, но не признанные за богодухновенные и запрещенные Церковью.
Первые апокрифы возникли еще в иудейских сектах самаритян, кумранитов (ессеев). В раннее христианское время появились иудео-христианские и христианско-языческие апокрифы, почитавшиеся в еретических группировках, наравне с каноническими книгами Священного Писания, а иногда и выше их.
Первые апокрифы возникли еще в иудейских сектах самаритян, кумранитов (ессеев). В раннее христианское время появились иудео-христианские и христианско-языческие апокрифы, почитавшиеся в еретических группировках, наравне с каноническими книгами Священного Писания, а иногда и выше их.
С приходом на Русь кириллической письменности и крещением Руси вместе с другими переводными произведениями пришли и апокрифы, сразу же заняв прочное положение в древнерусской литературе.
В силу связи своего происхождения с полуязыческими и еретическими общинами апокрифы несли в себе много прямо противного учению Церкви, хотя в этом можно видеть и положительный элемент: своей еретичностью апокрифы как бы стимулировали деятельность древнерусских богословов того времени, заставляя их писать обличительные трактаты против апокрифов и составить целые индексы апокрифов как «отреченных книг», тем самым дав повод к началу древнерусского богословия.
Но апокрифы запрещались не безусловно, они читались верующими (можно сравнить с тем, как сейчас верующие читают околоправославиые книжонки с датами скорого конца света, о штриховом коде на товарах, как якобы знаке антихриста и т.д.) по той причине, что в некоторых из них действительно содержались благочестивые предания или нравственно-ценные наставления.
Особое место в древнерусской литературе занимает цикл сказаний об Адаме. Вот некоторые из них: «Адам» (иначе, «Адамль завет»). Первочеловек Адам для древнерусского книжника — прежде всего обойденный образ человека вообще, и не случайно он наделен космическими чертами: Адам сравнивается с природой, с частями света, со всеми элементами видимого мира; его черты и свойства проектируются на всю вселенную.
В «Сказании о том, как сотворил Бог Адама», повествуется о сотворении Адама из восьми частей: от земли — тело, от камня — кости, от моря — кровь и т.д. Когда Бог пошел взять от солнца глаза Адама, сатана испачкал всего Адама нечистотами.
Бог создал из этой грязи собаку и повелел ей стеречь Адама, а Сам ушел. В это время сатана истыкал всего Адама палками, от того-то среди людей появились болезни. В дуализме этого эпизода сказывается богомильское влияние.
Хотя богомилы, подобно гностикам, не считали, что Бог вообще сотворил материю.
К следующей группе относятся апокрифы, заимствованные из иудейства. Это — апокриф «Откровение (Апокалипсис) Варуха».
Предполагается, что произведение имеет вставки, бывшие когда-то самостоятельными сюжетами. Например, легенда о происхождение вина, явно богомильского характера. Так, ангелы насаждают в Раю деревья: Гавриил — яблоню, Уриил — орех, Рафаил — кодулю, а Сатанаил — виноградную лозу. «... И спросил я, Варух: «скажи мне, что это за дерево, от которого съели Адам и Ева?». И сказал (ангел): «Виноград, который насадил Сатанаил. Поэтому Бог проклял его и плоды его». Интересно отметить, что в этой части «Откровения Варуха» сближается с некоторыми поучениями против пьянства (например, с «Поучением Философа, епископа Белгородского»).
«Еще есть в ней (виноградной лозе) от злобы той. И если кто без меры пьет, то от нее только в грех впадет: брат брата не помилует, отец сына, сын отца. Из-за многого пьянства бывает разбой, блуд, все злое, что ненавидит Господь».
Для апокрифов характерно обилие чудес и фантастических образов. Так, например, в апокрифе «Паралипоменон Иеремии» рассказывается, как юноша Авимслех, возвращаясь в город с корзиной смокв, присел в тени дерева и заснул на 66 лет. Но смоквы, собранные нм, чудесными образом остались такими свежими, что из них по-прежнему капал сок.
Апокрифы оказали большое влияние на литературу и другие жанры искусства.
Tweet |
Вставить в блог
Древнерусские апокрифы10 апреля 2001
|
Поддержи «Татьянин день»
Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.
Поддержите нас!
Поддержите нас!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.