rss
    Версия для печати

    Музыка из молитвы

    Замечательный русский философ И. А. Ильин, исследуя истоки русской культуры, писал, что русская музыка родилась из молитвы, равно как русская живопись родилась из иконы. «Русская классическая музыка, — пишет он, — поет о главном в жизни — о духе, черпая звуки свои из потайного, но обнаруживающего себя глубинного смысла мира; она является магической силой, душевным очищением и религиозным освящением».
     
    На основе этой традиции творили почти все великие русские композиторы, в том числе и гениальный Сергей Васильевич Рахманинов. С детства Сережа, выросший в Новгородской области, любил колокольный звон, который впоследствии станет лейтмотивом некоторых его произведений (поэмы «Колокола», знаменитого Второго концерта для фортепиано с оркестром).
     
    Особое место в творчестве Рахманинова, да и в целом в русской музыке, занимает «Всенощное бдение». По силе художественного выражения с ним вряд ли может сравниться какое-либо другое произведение, связанное с культовой тематикой, хотя в России очень многие композиторы писали духовную музыку. «Всенощное бдение» — произведение, которое могло родиться только в России. «Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка — это плод моего характера и потому это русская музыка», — так писал С. В. Рахманинов.
     
    «Всенощная» была написана композитором в один из самых трудных периодов нашей истории: в 1915 году, когда шла мировая война. В годы, когда попиралось достоинство России, Рахманинов создал гимн во славу ее.
     
    Надо сказать, что на протяжении многих десятилетий исполнение этого произведения было запрещено. Его можно было услышать лишь раз в году в храме иконы Всех скорбящих Радости на Ордынке в день рождения Рахманинова. В этот день туда стекалась вся консерваторская публика. «Всенощная» была возвращена на концертную эстраду Ленинградской Академической капеллой под руководством В. А. Чернушенко в 1986 году. Автору этих строк посчастливилось присутствовать при первом исполнении «Всенощной» в Большом зале консерватории. В ту пору мы почти не соприкасались с духовной музыкой, поэтому впечатление было очень сильным. Когда исполнение закончилось, несколько минут стояла абсолютная тишина, даже не хотелось ее нарушать, но через некоторое время обрушился шквал аплодисментов, многие плакали.
     
    «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова состоит из пятнадцати частей. Оно основано на старинных культовых мелодиях — распевах. Первые семь частей — песнопения вечерни, очень мягкие, лиричные; остальные — утрени с более яркими контрастами и мощным звучанием. Красота, ширь и величие этих распевов делают «Всенощную» Рахманинова особенно высокохудожественным произведением: здесь и русский характер, и образы родной природы, и высокие нравственные начала.
     
    Музыка этого произведения С. В. Рахманинова полна силы и энергии. Она в какой-то степени определена личностью самого композитора — высоконравственной и кристальной чистоты. Об этом свидетельствует и жизнь Рахманинова в эмиграции. Оказавшись после революции на чужбине, он писал: «Я не считаю возможным отречься от своей родины и стать гражданином США». Поэтому не случайна та великая акция гражданственности и мужества, которую он совершил в конце своей жизни. Будучи тяжело больным неизлечимой болезнью, семидесятилетний Рахманинов играл концерты, сборы от которых передавал в советское посольство в США с надписью: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу». До победы Сергей Васильевич не дожил…

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru