rss
    Версия для печати

    Цифры, за которыми судьбы людские

    Раннее утро. Только что отзвонили валдайские колокольчики, которые в Татьянинском храме составляют звонницу — благовест. Служба началась. Тонкий, слабенький луч солнца пробивается сквозь окно над Престолом. Свет прозрачен. Постепенно левая часть алтаря, которая видна с того места, где я обычно стою, озаряется тем самым солнечным лучом, который все крепнет и крепнет. Алтарная часть храма заливается золотым светом. И вот уже весь алтарь сияет, а над Престолом и Жертвенником стоит столб солнечного света. Хор пост Херувимскую...
    В храме святой мученицы Татианы на протяжении пяти лет ведется богослужебный журнал, в который записываются все сколько-нибудь значимые события из жизни прихода. Используя собранные статистические данные, мы подвели результаты жизни храма за прошедший год.
     
    Осенью 2000 года воскресные литургии собирали в нашем храме до двухсот пятидесяти человек. Субботние всенощные — в несколько раз меньше, примерно семьдесят пять — сто. Если на утро субботы или на понедельник падал двунадесятый праздник, то на субботнюю всенощную приходило два-три десятка прихожан. Богослужения, которые проходили в будни, посещало еще меньше людей. Почему так происходило?
     
    Вокруг храма нет жилых домов, объясняет иерей Владимир Вигилянский. священник Татьянинского храма. Многие прихожане живут вдалеке от него, поэтому на всенощные бдения они ходят в церкви, расположенные поближе к дому. А на воскресные литургии люди стараются приехать в Татьянинский храм, многие добираются издалека вместе с детьми.
     
    К тому же, добавляет отец Владимир, в десяти-двадцати минутах ходьбы от храма находятся около пятнадцати церквей. Так что у человека, которому все равно, в какую церковь пойти, выбор широк. Да еще храм не имеет традиционного церковного вида: нет куполов и высокой звонницы, крест и мозаичная икона Мученицы Татианы видны только со стороны Кремлевской стены. Многие, проходя мимо, заглядывают внутрь (особенно часто такие случайные «захожие»случаются в непогоду или во время массовых народных гуляний) и с удивлением обнаруживают церковное помещение. Кто-то только лишь ставит свечку, кто-то приходит потом еще.
     
    Люди попадали в общину нашего храма по-разному. Например, читал человек, читал лекции в МГУ, ходил мимо годами, а потом вдруг какое-то обстоятельство привело его в храм Божий. Некоторые постоянные прихожане приглашали родных, сослуживцев, которые также становились в храме своими.
     
    Есть еще одна совсем особенная категория прихожан. Речь идет о Татьянах. Каждая из них может рассказать удивительную историю о том, как Святая мученица Татиана привела ее в храм. Шесть лет назад Татьяна была прихожанкой другого храма. Настоятель той церкви спросил у нее, знает ли она, что открыли храм во имя ее святой? Татьяна тут же поехала в храм Святой мученицы Татианы и была принята на работу. Она до сих пор трудится в храме, несет ежедневное послушание в его стенах.
     
    Среди прихожан можно встретить много интересных людей: художников, музыкантов, академиков, преподавателей, журналистов. Нашими прихожанами являются не только русские или те, кто. не являясь русским, говорит на этом языке как на родном. Часто можно слышать, как священники нашего храма исповедуют, причащают или крестят на английском. Однажды таинство крещения происходило на... японском (с переводчиком).
     
    Кстати, крещений в храме святой Татьяны в последние три года было не так много — сто восемьдесят за три года. Исключением стал год двухтысячный — более ста. Связано это с тем, что, в основном, крестины совершались для родственников или друзей постоянных прихожан. Гораздо меньше совершалось венчаний и отпеваний. Я ни разу не видела, чтобы священники нашего храма венчали сразу две или три пары, как это нередко происходит в других церквях. Да и крестили по одному, реже по два младенца.
     
    Постоянные прихожане храма с радостью отмечают, что детей, которых причащают за воскресным богослужением, становится больше. Осенью прошлого года младенцев-причастников было не меньше двадцати каждое воскресенье. В основном, это дети, которые выросли на наших глазах.
    многие из них — ровесники возрожденного храма.
     
    Мне кажется, что эти дети впоследствии составят общину храма святой мученицы Татианы, и они будут другими, не такими, как мы. Этому есть простое объяснение: они растут в Православии, оно для них — норма жизни. Основная, «взрослая» часть общины, по моим наблюдениям, неоднородна по своему отношению к Вере, Храму, Церкви. Для кого-то до сих пор проблема — держать протяженный по времени пост, а кто-то легко отказывается от мясной пищи вообще. Люди, в разное время и в разном возрасте пришедшие к вере, воцерковляются по-разному. Процесс этот в общине нашего храма еще идет. В силу того, что прихожанами нашего храма являются люди, в основном, с высшим образованием, они стараются разобраться в смысле богослужений, понять, что стоит за каждым из Таинств церковных.
     
    Статистика, которая ведется в храме Святой мученицы Татианы, показывает, сколько прихожан исповедовалось и причастилось. В апреле прошлого года впервые число причастников за месяц превысило тысячу.
     
    По количеству причастников на Пасху можно судить о числе постоянных прихожан храма. В святую Пасхальную ночь считают своим долгом приступить к таинству причастия все православные христиане, кто говел и причащался в Великий пост. В последние три года эта цифра примерно одинакова; 250 человек в 1998 году. 258 — в 1999, 262 — в 2000. К этому добавим семьи с маленькими детьми, которые на ночные пасхальные богослужения не ходят — и мы получим цифру, примерно равную или чуть превышающую триста пятьдесят прихожан.
     
    Другим месяцем, следующим за апрелем по высокой численности причастников, является январь — 869 человек. В этом месяце много двунадесятых праздников: Рождество Христово. Крещенский Сочельник и Крещение Господне — этим можно объяснить высокую цифру. В остальные месяцы года число причастников колеблется рядом с отметкой триста.
     
    Цифры, приведенные в таблице, показывают рост причастников из года в год. Первый Великий Четверг 1995 года собрал всего лишь пятьдесят человек (примерно такова н была тогда община храма). Сравните эту цифру с показателями 2000 года. Община храма увеличилась за шесть лет в несколько раз. Я с трудом представляю, как разместились бы все молящиеся на литургии в недавно освященном нижнем храме во имя Святителя Филарета (там начинались первые службы).
     
    В 1994 году противники передачи помещения храма Церкви выдвигали главным аргументом то обстоятельство, что храм никогда не будет заполнен людьми. Хорошо бы в настоящее время пригласить их на воскресное богослужение или на Татьянин день. Они были бы разочарованы.
     
    А мы, постоянные прихожане, рады появлению в храме студенческой молодежи — энергичной, радостной, веселой. Именно такова последняя волна пришедших в наш храм людей. Людей, вошедших уже в те самые цифры двухтысячного года, за которыми судьбы...

    Вставить в блог

    Цифры, за которыми судьбы людские

    1 января 2001
    Раннее утро. Только что отзвонили валдайские колокольчики, которые в Татьянинском храме составляют звонницу — благовест. Служба началась. Тонкий, слабенький луч солнца пробивается сквозь окно над Престолом. Свет прозрачен. Постепенно левая часть алтаря, которая видна с того места, где я обычно стою, озаряется тем самым солнечным лучом, который все крепнет и крепнет. Алтарная часть храма заливается золотым светом. И вот уже весь алтарь сияет, а над Престолом и Жертвенником стоит столб солнечного света. Хор пост Херувимскую...
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru