rss
    Версия для печати

    Как стать морским волком

    Московская кадетская школа объединенного морского корпуса имени героев Севастополя, что обосновалась в Строгино, подвела итоги первого года своего существования. Более шестидесяти воспитанников — будущих курсантов академии ФСБ, налоговой полиции, погранвойск и других государственных учреждений — вышли из стен этого нового для Москвы учебного заведения.
    С улицы 1700-ая ничем не отличается от остальных общеобразовательных школ Москвы. Рядом с ней я не увидела КПП, кадетов, убирающих плац, не услышала строевых песен. О том, что это заведение имеет отношение к ратному делу, напоминает только старенький катер, одиноко вставший на асфальтовый прикол у центрального входа. Но даже он при ближайшем рассмотрении больше походит па аттракцион для детей, чем на настоящее морское или речное судно. Не успела я это про себя отметить, как меня остановил бодрый мальчишеский голос.
     
    — Дежурный по второму посту Федор Скуляев! Вы к кому?
     
    Я обернулась и увидела мальчишку в форме морского офицера, лихо козырнувшего вместо приветствия. На стене за его спиной красовался мушкетерский девиз: «Один за всех и все за одного». Услышав, что я из газеты, дежурный посмотрел с недоверием, но
    все-таки выделил мне сопровождающего до кабинета директора. Внутри школа больше походит на галерею Айвазовского в Феодосии, чем на образовательное заведение. Стены в коридорах украшены морскими пейзажами, портретами известных мореплавателей, макетами кораблей всех типов и размеров. Мой провожатый остановился аккурат напротив двери с огромной надписью «Помни, чье имя носишь. Жизнь — Родине, честь — никому!».
     
    Кабинет директора похож на капитанскую рубку какого-нибудь крейсера. Корабельные штурвалы, компасы, барометры и другие морские приборы, назначение которых я так, наверное, никогда и не
    узнаю, украшают стены и рабочий стол. Директор школы капитан первого ранга, доктор исторических наук Евгений Александрович Введенский встретил меня, как и подобает настоящему моряку, галантно и вежливо. О школе рассказывал быстро и увлеченно, как рассказывают родители о любимом ребенке.
     
    — Наша основная задача, наверное, как и у любой другой школы, это подготовить детей к поступлению в высшие учебные заведения. Правда, в нашем случае, уклон делается, конечно, на заведения военного профиля и госслужбу. Мы готовим наших ребят к поступлению в академии ФСБ и налоговой полиции, в Военный университет, в Академию погранвойск. При поступлении к нам отдается предпочтение детям военнослужащих, ребятам из многодетных семей и особенно тем, чьи родители погибли при исполнении служебных обязанностей. Для таких детей наша школа просто находка. Их родителям не по карману отдать своих детей в дорогую частную школу, а у нас они могут получить не только качественное среднее образование, но еще и специальность.
     
    Общеобразовательная программа кадетской школы ничем не отличается от программы обыкновенной средней школы. Те же предметы, столько же выделенных под них часов. Просто в дополнение к этому кадеты изучают яхтовое, шлюпочное дело, флажковую и радиосвязь, судостроение. Обучение в школе проходит по пяти циклам. Каждый может выбрать то, что ему по душе. Три цикла из пяти связаны с морским делом: морской навигаторский, морской конструкторский и морской пехотный. Четвертый — для ребят с гуманитарным уклоном. Пятый цикл не имеет специальной направленности. Он для тех, у кого и без того трудности в учебе. Программа в этом цикле немного облегченная. Зато у детей появляется возможность уделить больше внимания предметам, по которым они отстали, и в кратчайшие сроки догнать своих одноклассников.
     
    Особое внимание в кадетской школе уделяется начальной военной подготовке или, как ее по-другому называют, общевоенной. Причем готовят ребят, как говорят, по всей строгости военного времени. Пять часов в неделю шлифуют кадеты строевой шаг по школьному двору. Учатся отдавать воинское приветствие на месте и в движении. Изучают строевые приемы с оружием и без него. Да и расписание напоминает распорядок дня воинской части. В 9.00 обязательное утреннее построение. В 16.00 — вечернее, подведение итогов дня, зачитывается план занятий на следующий день. Если уж сравнивать «службу» в кадетской школе и службу в рядах Вооруженных Сил, то можно без натяжки i признать, что подготовка у кадетов не хуже, а в чем-то даже и лучше.
     
    Не в каждой воинской части солдаты стреляют из автомата по три, а то и четыре раза в год (некоторые только на присяге его в руках и держали), а вот у кадетов стрельбище -обязательная часть школьной программы. Стрелять они учатся не только из автомагов, как большинство солдат срочной службы, а еще из пистолета, пулемета и даже ПТУРСа.
     
    В физической подготовке юные бойцы тоже не сильно отстают от «срочников». Физкультура, бассейн, плюс рукопашный бой, да еще куча бесплатных кружков и секций в придачу.
     
    Так же, как и стрельбище, в кадетской школе обязательна практика. Для старшеклассников два раза в год: зимой девять дней и летом двадцать один. Но в отличие от практики в любой простой школе, кадетов не заставляют красить школьные стены и заборы. Цель этой практики совсем в другом. Ребят еще со школьных лет хотят приучить к трудностям и лишениям военной жизни, заранее научить их жить, в казарме, вдалеке от дома, чтобы в будущем, в настоящей армии, им было не так сложно.
     
    Пятые и шестые классы летом на месяц уезжают проходить яхтовую подготовку на Можайское водохранилище. Седьмые и девятые три недели ощущают себя настоящими моряками в Крондштатских казармах. Восьмые классы в гордом одиночестве ознакомляются со всем возможным и невозможным наземным вооружением в Кантемировской дивизии. Десятым классам повезло больше всех. Их практика проходит на побережье теплого Черного моря — в Анапе.
     
    Как везде, в кадетском корпусе есть своя шкала поощрений. Так, за отличную учебу или за хорошее поведение любому ученику могут присвоить звания — от вице-старшего матроса (ефрейтор) до вице-старшего армейского старшины (старший сержант). Но, если есть поощрения, то должны быть и наказания. За разного рода провинности кадета могут наказать по-разному. Начиная от назначения нарядов на работы (только для 10-11 классов) и заканчивая принесением публичных извинений или лишения погон и права отдачи воинского приветствия сроком до одного месяца.
     
               
    Кадетская школа объединенного морского корпуса имени героев Севастополя (или, проще, кадетская школа № 1700) открылась 1 сентября 1999 года. Она была задумана по типу созданной еще в 1701 году в Москве Школы математических и навигатских наук.
    Обучение в школе начинается с пятого класса. Начального образования не дают. На сегодняшний день здесь учатся 563 человек. 110 из них девочки.
    Всего в нашей стране существует 12 кадетских корпусов, но в Москве до сих пор не было ни одного. В отличие от остальных кадетских корпусов, Московская школа № 1700 имеет двух учредителей: Московский комитет образования и штаб ВМФ.
     
    На первый взгляд, в кадетской морской школе все великолепно. Но такая уж у нас страна, что проблемы есть у всех и везде. Не обошли они стороной и юных моряков. Изначально кадетский корпус планировался как школа-интернат. То есть дети должны были жить в школе всю неделю, а домой попадать в увольнения только на выходные. Исходя из этого, и детей туда набирали со всех концов Москвы. Да и не только Москвы, а даже со всех концов страны. Так, учатся там дети из Питера, Саратова и даже с Сахалина. Но из-за отсутствия денег в последний момент от идеи создания школы-интерната пришлось отказаться. Вот и живут иногородние кадеты кто у друзей, кому родители квартиру снимают. Администрация школы эту проблему решает.
     
    Уже со следующего учебного года школа станет интернатом. Правда, жить в импровизированных казармах будут сначала только иногородние и дети из дальнего Подмосковья. Но в ближайшем будущем проживание в школе станет обязательным для всех. Есть, конечно, у школы и другие проблемы, некоторые из них решить намного сложнее. Например, сейчас выпускники 1700-ой, как и все их сверстники, получают только аттестат о полном среднем образовании. Хотя на самом деле выходят из школы профессиональными радистами и телеграфистами, с самими высокими разрядами.
    Я вышла из кабинета директора опять «конвоируемая» молодым кадетом. В школе была перемена. В коридоры высыпались все ее обитатели. Форма на ребятах была    разная. Одни   носили камуфляж, другие были одеты в морскую офицерскую форму. На встречу мне двигалась группа кадетов одетая, ну уж совсем странно — то ли укороченные штаны, то ли... юбки. Аккуратно, почти строем, вышагивали 12 девочек.   Немного ошарашенная, я пошла за ними. Прозвенел звонок, преследуемые мной воспитанницы прошли в класс. Я зашла за ними. Попала на урок самоподготовки. Ребята и девчонки делали домашнее задание. А расхаживающая между рядов учительница помогала в решении то и дело возникающих спорных вопросов.   Подсев к девочке на первой парте, я постаралась завязать разговор:
    — Юля, — протянула ей руку. — Настя, я из десятого «А». А ты? — Да так, смотрю пока. Может, переведусь, — обманула я.
    — А что тут смотреть, ты переходи и все. Я тоже долго думала сначала. Но у меня брат военный. Он много рассказывал и мне тоже такой романтики захотелось — не жалею совсем!
    — Да я боюсь... ну, сама понимаешь, девчонка и все такое... Отношение, наверное, предвзятое будет.
    — Мы совсем не чувствуем себя здесь ущербными. Наоборот даже. Мальчики только рады, что мы есть. А то было бы ощущение, будто в армии.
     
    Прозвенел очередной звонок, и Настя тут же куда-то исчезла. Старший вице-матрос в юбке была, впрочем, как и все остальные кадеты, очень дисциплинированна.
     
    Уже на выходе из школы меня догнал внушительного роста молодой человек.
    — Игорь, — вежливо представился он. — Я видел, что ты тут с ребятами разговаривала, но ты ведь не в форме. И на школьницу не очень похожа.
    Я сделала вид, что не заметила его реплики.
    — Ладно, знаю, женщина должна быть загадкой.
    Он обернулся на здание школы.
    — Хорошая штука. Только ездить далеко. Так я тут недорого квартиру снимаю. Один живу.
    Я с удивлением посмотрела на Игоря.
    — Прости, а сколько тебе лет?
    — Пятнадцать, — как-то по-взрослому ответил парень. Знаешь, друзья не понимают моего выбора. Вместо пива построения, вместо летних дискотек — практика в Анапе. А мне нравится. И форму носить нравится.
     
    Мы простились. Игорь пошел в свою съемную квартиру, а я пошла писать материал. Вспомнила ладных ребят в морской форме и пожалела, что традиция носить форму в городе у наших взрослых военных как-то незаметно сошла на нет...

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru