rss
    Версия для печати

    Возрождающаяся Мезень. Воспоминания о миссионерской поездке

    «Эх, тройка! Птица-тройка, — написал Гоголь о России, — кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи». Такой же загадкой предстает перед нами и русский народ: «Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы; а привстал, да замахнулся, да затянул песню — и вон она понеслась, понеслась, понеслась!». Восхищаясь этой картиной, мы пытаемся понять, в чем же сила нашей страны и народа: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Остановился пораженный Божьим чудом созерцатель: Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ». Гоголь говорит о России как о Божьем чуде, которым остается только восхищаться. Мы же, наследники Великой Руси, вместо того, чтобы вместе с писателем поражаться, созерцая Божье чудо, можем задать только еще ряд вопросов: где все это? Где Великая Россия? Куда она исчезла? Или это был мираж, славный град Китеж?
    Московский Православный Свято-Тихоновский Богословский институт вот уже несколько лет организовывает миссионерские поездки в разные уголки нашей необъятной страны, туда, где сегодня люди не имеют возможности пойти в храм, креститься, покаяться в грехах, повенчаться или отпеть умершего. Летом прошлого года группа студентов, преподавателей Свято-Тихоновского института и прихожан Николо-Кузнецкого храма по благословению преосвященного Тихона, епископа Архангельского и Холмогорского, побывала в Мезенском районе Архангельской области.
     
    Добраться из Архангельска в Мезень нам помог священник Алексей Денисов — настоятель церкви Святой Троицы, который и был инициатором нашей миссионерской поездки на Север. Около часа мы летели над непроходимыми болотами, из иллюминатора видны были только зелено-бурые мхи да большие лужи, наполненные ржавого цвета водой. Через некоторое время болото сменил густой еловый лес. Маленькая тень самолета побежала по верхушкам сосен. Старенький АН-2 изрядно качало весь полет, в небольшие дырки в стенках салона проникал прохладный ветерок, пролетели над какой-то мелкой речкой, она ярко блестела на солнце, перекатываясь по камням. Почему-то очень радостно было лететь над этой пустынной русской равниной. Несомненно, эта природа была воспитателем русского характера. Ее невозможно не любить, она укрепляет веру, учит мужеству, терпению и смирению.
    Город Мезень стоит над широкими заливными лугами. Даже летом ширина реки Мезени была не меньше, чем ширина Невы у Дворцовой набережной. В тридцати километрах — Белое море. Мезень — небольшой, в три улицы, город, состоящий в основном из одноэтажных деревянных домов вперемешку с двухэтажными деревянными же бараками. Бросается в глаза множество скота, разгуливающего по улицам безо всяких препятствий. Старинные дома перемежаются с более новыми постройками, несколько магазинов, краеведческий музей, школа... Сейчас поморы, в основном, заняты вопросом собственного выживания, но есть и люди, которые хорошо знают историю родного города, продолжают бережно хранить его традиции.
     
    Мезень и до революции считалась небогатой. Но теперешние жители могли бы позавидовать жизни своих предков. Стоит только сравнить дома старой постройки и новые, которые разваливаются еще недостроенными. До революции здесь были широко развиты семужий, акулий, белужий и тюлений промыслы. Местные купцы торговали дичью, пушниной, олениной и шкурами. В XIX веке в Мезени процветала фирма Ружниковых, в нее входили и пилильный завод, и кирпичный, и винный... Непрестанно трудясь на промыслах и по хозяйству, поморы создали свой собственный, особый уклад жизни, в котором «тело мается, а душа восходит и норов крепчает». Жить на Севере трудно: холод и долгий зимний мрак гнетет. Но люди укреплялись верой. В каждом селе обязательно был храм, в далеких деревнях — часовни, а на распутьях дорог — поклонные кресты, многие из которых сохранились до сих пор. «С Богом — хоть за море, а без Бога — ни до порога». Поморы всегда раньше считались наиболее крепкими и смелыми среди русских людей, потому что суровый климат Русского Севера и опасный морской промысел закаляли их. Поморская культура как-то особенно красива: в ней отразилась чистота души помора, которому приходилось особенно часто прибегать к помощи Божией.
     
    В Мезени нас гостеприимно встретила Елена Павловна — сестра отца Алексея Денисова и глава местной православной общины Нина Петровна Окладникова с мужем Владимиром Ивановичем. За день до нашего приезда местная администрация передала православной общине здание кинотеатра.

    Дело в том, что когда-то эти стены принадлежали древнему Богоявленскому собору. Внутренние помещения были разорены, киношники, выезжая, забрали все мало-мальски полезное и оставили после себя только горы мусора и хлама. Мы смогли расчистить одну комнату, повесили иконы и все службы совершали в этом помещении. Всего мы отслужили четыре литургии: две воскресных и две праздничных на праздники Преображения Господня и на Успение Пресвятой Богородицы.
     
    В Мезени мы провели основную часть нашего времени. С местными жителями мы встретились в городском доме культуры. Наш руководитель отец Андрей показывал слайды о церковной истории, богослужениях; рассказал также и о приходской жизни Николо-Кузнецкого храма, затем состоялся концерт церковных песнопений. Последнее особенно порадовало пришедших, многие говорили, что они «словно в храме побывали». Мы трижды совершали таинство крещения, первый раз крестили младенцев, потом взрослых, отслужили на кладбище заочное отпевание, освятили колодец, были и венчания, и освящения домов, раздавали книги о православной вере.
     
    В окрестностях города расположено много сел и деревень, жители которых нуждались в нашем посещении еще больше, чем мезенцы. В Мезень до нас уже приезжали священники (три-четыре раза), но до деревень у них руки не дошли.
     
    Местные жители нашли нам небольшой автобус, бензин купили на епархиальные деньги. За неделю мы объехали пять сел, которые, несмотря на то, что находятся рядом, очень сильно отличаются друг от друга. Их можно сравнить с людьми: они внешне одинаковы, а на самом деле совершенно разные. У каждого села есть свое лицо, свой голос. В каждой деревне мы совершали крещения, требы. Везде мы встречали удивительных людей, узнавали в них родные черты той русской души, стремящейся к вере в Бога и любви к ближним. Не хотелось уезжать из уже ставших нам родными мест, от этих людей, от этой северной русской природы, красоту которой мы еще сильнее ощутили здесь.
     
    Одно из сел, Березник, стоит на высоком берегу реки Мезени, с которого открывается удивительный вид. Пройдя по берегу, мы вышли на холм, который здесь называется «омысок» — самое красивое место. Перед нами раскинулась сказочная панорама с полями, деревушками, выглядывающими из-за холмов, изгиб реки с песчаными отмелями и водная гладь, в которой отражается темно-зеленый еловый лес, как бы склонившийся у самого берега. Смотреть на это можно бесконечно. В самом воздухе есть что-то необъятное, что пронизывает тебя всего. Хочется петь, лететь на коне по просторам, или войти в студеную воду, или пахать поле, идя за плугом и вытирая пот со лба. Хочется любить и молиться. На этом месте раньше стоял поклонный крест, но во время войны кто-то срубил его на дрова, до леса идти далеко. В деревне мы застали Николая Григорьевича Ружникова, чей прадед ставил тот крест. Он приехал из Казахстана для того, чтобы поставить новый.
     
    Любой крест, часовня или храм, открывающиеся среди этой северной природы кажутся тем, ради чего и создано все вокруг. В Кимжах сохранилась удивительной красоты деревянная церковь в честь иконы Бо-жией Матери Одигитрии. Жители очень хотят, чтобы их церковь стала действующей, и тогда в нее будут стекаться многие из окрестных деревень. Здесь поразило теплое отношение к нам деревенских детишек, которые весь день гурьбой бегали за нами по деревне и, глядя преданными глазками, расспрашивали о жизни в далекой Москве и рассказывали о своих радостях: вот кому необходим в жизни храм.
     
    В селе Дорогорское глава местной администрации Александр Николаевич Житов стал вдохновителем постройки часовни. Жители села с радостью поддержали доброе начинание, ко времени нашего приезда все материалы для постройки были уже собраны.
     
    Подъезжая к селу Погорелец, мы увидели из окна автобуса новый блестящий купол с крестом. Жителей в селе осталось около 60 человек, но у них сохранилась церковь в честь Иоанна Предтечи. Ее окружают строительные леса — сразу видно, что церковь восстанавливается. Позже мы познакомились с бабушкой Елизаветой, которая самоотверженно собирает деньги на восстановление храма по близлежащим селам.
     
    В селе Жердь в храме, так же, как и в Мезени, устроен дом культуры, по вечерам молодежь собирается в нем на дискотеки. Но дедушка Андрей Артемьевич из соседней деревни Петрово соорудил поклонный крест на месте когда-то разрушенной деревенской часовни. Традиция устанавливать поклонные кресты хранится на Севере с давних времен. Эти кресты всегда играли огромную роль в духовной жизни северян. Фигура Спасителя на кресте, который поставил дедушка- старой работы, с любовью отреставрирована: жена Андрея Артемьевича хранила ее в
    своем доме 50 лет. Этот поклонный крест особо почитается в Жерди и Петрово и, по сути, заменяет часовню. Люди приходят сюда помолиться, трогательно заботясь о Распятии. На Спасителя надевают рубаху и окутывают «оветными пеленами». Одна бабушка нам сказала: «Одеваем на зиму, чтоб не замерз».
     
    За нашу поездку мы окрестили более трехсот человек, из Мезени мы уезжали с радостным чувством.
     
    Сегодня долгом каждого христианина является проповедь слова Божьего, все мы чувствовали, что отчасти исполнили этот долг. В России, конечно, проповедь веры строится не на пустом месте, так как православные корни сохранились в глубинах народной жизни и дают новые ростки гораздо быстрее, чем семена, посеянные на совершенно чуждой нам почве.
     
    Суровая и величественная природа Русского Севера вся проникнута ощущением присутствия Божия. Такое же благодатное чувство переполняет зрителя человеческого творчества на этой земле: массивные и одновременно сказочно красивые избы, храмы, множество наклонных крестов. Каким же внутренне красивым и цельным должен был быть человек, создавший это? И становится понятно, что без Православной веры не было бы и Великой России, и загадочной русской души, и богатейшей русской культуры. Вера — вот на чем основывалась великая страна: «Русь Святая, храни Веру Православную!».

    Вставить в блог

    Возрождающаяся Мезень. Воспоминания о миссионерской поездке

    1 апреля 2000
    «Эх, тройка! Птица-тройка, — написал Гоголь о России, — кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи». Такой же загадкой предстает перед нами и русский народ: «Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы; а привстал, да замахнулся, да затянул песню — и вон она понеслась, понеслась, понеслась!». Восхищаясь этой картиной, мы пытаемся понять, в чем же сила нашей страны и народа: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Остановился пораженный Божьим чудом созерцатель: Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ». Гоголь говорит о России как о Божьем чуде, которым остается только восхищаться. Мы же, наследники Великой Руси, вместо того, чтобы вместе с писателем поражаться, созерцая Божье чудо, можем задать только еще ряд вопросов: где все это? Где Великая Россия? Куда она исчезла? Или это был мираж, славный град Китеж?
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru