rss
    Версия для печати

    Посвящение рыцарю

    Сила человеческого духа являет порой удивительные примеры. Ярким образцом этого может служить судьба Александра Васильевича Суворова, тезки прославленного полководца. Он слепо-глухой, но, несмотря на свой недуг, окончил психфак МГУ, стал доктором психологических наук, лауреатом почетной золотой медали им. Льва Толстого, почетным консультантом Свердловского областного детского ордена милосердия, преподавателем Университета российской академии образования. Также Александр Васильевич является автором методики адаптации слепо-глухих детей в нормальную среду.
    Его глаза — брат Василий, уши — сестра Ольга, выучившая тактильный язык, с помощью которого слепо-глухие люди поддерживают связь с внешним миром. Но мы, видящие, слышащие, обладающие всеми органами осязания, и хоть краешком своей жизни зацепившиеся, пересекшиеся с Александром Суворовым, учимся у него быть сильными.
     
    «Этот безумный, бесчеловечный мир просто не обращает на нас внимания», — он говорит медленно, и звук его голоса напоминает приглушенные удары круглых предметов друг о друга. Желание выжить в этом безумном мире сделало его сильным. Он кормилец семьи, в которой их вместе с братом и сестрой трое, опора и учитель жизни для многих слепых и глухих людей, откинутых обществом, их свет и надежда.
     
    Драма начиналась задолго до его рождения. Дед Александра, Ольги и Василия Суворовых во время второй мировой войны и коллективизации был выслан из Казахстана в Сибирь, а его многочисленные чада и родня были разбросаны по всей стране. Прошло 20 лет, и уже после войны Маша Суворова, воспитанница одного из детских домов Фрунзе, встретила и полюбила Василия Суворова, который вырос в детском доме в Киргизии и даже не говорил по-русски. Однофамильцы поженились. Когда у Марии и Василия Суворовых родился крепкий, здоровенький первенец, они были счастливы. Слепнуть Саша начал в четыре года. В 7 лет его отдали во Фрунзенскую республиканскую школу-интернат для слепых детей. Утрата зрения резко обострила у ребенка музыкальный слух, и педагоги интерната предрекали ему будущее великого слепого музыканта. Увы, спустя два года Саша оглох. Спутниками его жизни стали вечная тишина и темнота. В 20 лет мысль о самоубийстве преследовала юношу неотступно. От мыслей о самоубийстве его отвела любовь матери. Эта любовь и сейчас, после ее смерти, объединяет ее детей, заставляет держаться рядом.
     
    Семья Суворовых росла. Вслед за Сашей родилась Ольга, у которой врачи обнаружили изначально слабое состояние нервной системы. Третьим ребенком был Вася. Он родился олигофреном. Вот тогда родители и забили тревогу. Стали выяснять свои родословные. Оказалось, что Мария и Василий Суворовы были двоюродными братьями и сестрой. Произошла, говоря медицинскими терминами, мутация. Красное колесо, пройдя по рядовой крестьянской семье Суворовых оставило трагический след на потомках.
     
    Осенью 1964 года одинадцатилетнего Сашу по просьбе матери знакомая проводница отвозит в знаменитый Загорский детский дом для слепоглухонемых детей. Сопровождать сына она сама не могла. На руках был еще грудной Вася. Зимой 1971 года Сашу Суворова вместе с тремя воспитанниками Загорского детского дома переводят в Москву и определяют в экспериментальную группу лаборатории обучения и изучения слепоглухонемых детей НИИ дефектологии Академии педнаук СССР. Там их готовят для обучения в университете. Эксперимент, поставленный учеными, облетел в те годы многие советские журналы и газеты. Он стал возможен благодаря энтузиазму и подвижничеству тогдашних корифеев человекознания Александра Ивановича Мещерякова, Эвальда Васильевича Ильенкова, Александра Николаевича Леонтьева. Все четверо воспитанников поступают на психфак МГУ. Ребят принимали вне конкурса, без аттестатов зрелости, ориентируясь на интеллектуальный уровень развития. К каждому из них прикрепляют специально оплачиваемого секретаря, который переводит лекции на азбуку Брайля, доступную для слепоглухих. Учиться было очень нелегко, и полноправным студентом психфака Саша Суворов становится только со второго курса. В 1977 году Александр Суворов получает диплом и его принимают на должность младшего научного сотрудника НИИ общей педагогической психологии АПН СССР (ныне Психологический институт), где он работает и доныне. «На полставки», — добавляет он.
     
    Молодой психолог рвался в свой родной Загорский детский дом, чтобы поработать с детьми, но ему под разными предлогам отказывали. Целый год он добивался этого разрешения и даже впал в уныние. Ему помог Борис Михайлович Бим-Бад, ректор Университета академии образования, лично договорившись с директором детского дома. Александр стал регулярно приезжать в Загорск. В июле 1987 года он посещает в лагерь «Салют», что в Лужском районе Ленинградской области, с целью проверить возможности адаптации слепо-глухого человека среди зрячеслышащих ребят. На следующий год Александра пригласили уже с загорскими ребятами. Так начался период его психоло-педагогической деятельности, содержание которой — общение детей-инвалидов со здоровыми детьми. В 1991 году Саскуанский университет (штат Пенсильвания, США) присваивает ему звание почетного международного доктора гуманитарных наук. Александр становится научным консультантом Всероссийского движения Детского ордена милосердия, а Свердловский областной фонд милосердия посвящает его в свои рыцари. В 1994 он защищает диссертацию на тему «Саморазвитие личности в экстремальной ситуации слепоглухоты». Потом следует бесплатная защита докторской под названием «Человечность как фактор саморазвития личности». Все базовые положения докторской диссертации пропущены через себя, опробованы на десятках слепо-глухих детей. Три года назад Александр Суворов стал работать в Университете Российской Академии образования, где занимает должность доцента кафедры педагогической антропологии и читает лекции по научному направлению, возрождению которого способствовал и сам лично. В 30-е годы наука, несущая знания о человеке, о проблемах воспитания, называлась педологией. При сталинском режиме ее выкорчевали первой. Она рассказывала слишком много о природе человека.
     
    Свидевшись во второй раз, мы с Александром Суворовым не просто общались, а во всю болтали. Он удивительный философ, да и к тому же еще понимает и ценит меткое слово, юмор. Я догадалась, что лежит в основе методики адаптации слепо-глухих детей в нормальную среду — он сам, коммуникабельный характер Александра. В компании он становится эпицентром общения. Рука в руку — и знаки тактильной азбуки бегут от одного человека к другому, по цепочке, замыкающейся в круг, объединяя детей мыслями и сердцами. Я вывожу эти строчки и мысленно представляю поезд, который снова уносит Александра в дальние веси, где его ждут, где нужны его помощь и совет. Мне вспоминаются слова настоятеля храма Тихвинской Божьей Матери, что находится в Москве у метро «Автозаводская», среди прихожан которой немало слепых, отца Петра: «Люди думают, что они оказывают милость инвалидам. Нет, это инвалиды помогают им стать христианами».

    Вставить в блог

    Посвящение рыцарю

    1 февраля 2000
    Сила человеческого духа являет порой удивительные примеры. Ярким образцом этого может служить судьба Александра Васильевича Суворова, тезки прославленного полководца. Он слепо-глухой, но, несмотря на свой недуг, окончил психфак МГУ, стал доктором психологических наук, лауреатом почетной золотой медали им. Льва Толстого, почетным консультантом Свердловского областного детского ордена милосердия, преподавателем Университета российской академии образования. Также Александр Васильевич является автором методики адаптации слепо-глухих детей в нормальную среду.
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru