«Высшее уважение автора к публике проявляется в том, что он никогда не произносит того, чего ждут от него, а всегда лишь то, что он считает нужным...»
И. В. Гете
«Блаженство рода человеческого коль много отслова зависит, всяк довольно усмотреть может»
М. В. Ломоносов
Мы живем под прессой. И притом очень мощной. Мы считаем, что свободно мыслим, свободно выбираем, свободно поступаем, на самом же деле нас каждый день весьма профессионально обрабатывают. Как? Почитайте указания в любом западном учебнике по журналистике и сравните их с принципами психологического воздействия. Совпадения поразительные.
Мы все чаще оказываемся в роли волка, который вначале пытался по совету лисы наловить рыбки в проруби собственным хвостом, а позже возил свою обидчицу на своем же горбу. Так и с нами. «Покупайте и выигрывайте!» — хвост в реку. Разорились — «Долой Ельцина!» — это пресса уселась на плечах. Впрочем, как и в сказке, виноваты в первую очередь мы сами. Да и глупо клеймить всю прессу целиком: она слишком разнообразна по составу, к тому же столь прочно вросла в наш быт, что отодрать ее без боли невозможно. Но на одном аспекте все же хотелось бы остановить внимание. Это отношение к слову.
Падение курса доллара волнует буквально всех, падение же ценности слова беспокоит очень немногих. Язык массовой коммуникации стал похож на Парк культуры имени Горького. Он вбирает в себя все: псевдонаучный язык перемешан с псевдорелигиозным, и смесь обильно полита сленгом или другой приправой. Из «общества потребления» перекочевало и к нам газетное «На, ешь!» Каждая новость подается в полюбившемся соусе, а без него любое сообщение кажется пресным. Так формируется мозаичное сознание, равно «переваривающее» и Шамбалу, и православие. Здесь корни успеха, например, саентологии, оперирующей якобы «научными» терминами. Так называемая «свобода» оказывается идеологичней любой идеологии. Навязывается стиль мышления, а значит, и мировоззрение. Отношение к слову формирует и стиль жизни — ни к чему серьезно не относиться («take it easy, все о’кэй»). Слово теперь почти всегда служит только «для прикола». Слово, которое, как писал Н. В. Гоголь, «есть высший подарок Бога человеку», используется для упражнения в зубоскальстве. Слово, обладающее страшной силой, о чем говорили наши великие писатели, слово, способное убивать и воскрешать, это слово поставлено на службу пошлости. «Расслабься, жизнь — игра». Через слово пошлость проникает во все уголки нашей жизни — найдется ли кто-нибудь, кто избежал ее влияния? Не свободны от него и мы. Но в своей газете мы не хотим никого «обрабатывать» и не пойдем по пути «к читателю — через подсознание». Мы предлагаем присоединиться к нашей аргументации или отвергнуть ее. За вами свободный выбор.
Читатель:
И я скажу — нужна отвага,
Чтобы открыть хоть ваш журнал
(Он мне уж руки обломал).
Во-первых, серая бумага!
Она, быть может, и чиста;
Да как-то страшно без перчаток!
Стихи — такая пустота;
Слова без смысла, чувства нету,
Натянут каждый оборот.
М. Ю. Лермонтов. «Журналист, читатель и писатель».
***
Все более интересной становится жизнь прихода Университетской церкви. Весной и летом почти каждую неделю проходили беседы с настоятелем отцом Максимом, где каждый мог задать в устной или — заранее — в письменной форме любой вопрос, касающийся духовной или церковной жизни.
Многим запомнились и те нелегкие июньские дни, когда прихожане остались «как овцы без пастыря»: настоятель был отправлен в Сибирь, а староста храма — в лагеря. И хотя Сибирь принимала отца Максима не на вечное поселение, а лишь на несколько дней, староста же вовсе не шел по этапу, а трудился в лагере, организованном для детей в Троицко-Белопесоцком монастыре, все равно прихожанам было немного не по себе. Несколько служб проходило даже беспоповским чином, но вскоре все вернулось «на круги своя». Помимо Троицко-Белопесоцкой обители летний лагерь для всех желающих был организован и Иосифо-Волоцком и Пафнутие-Боровском монастырях. Там каждый мог потрудиться во славу Божию, помолиться и отдохнуть душой в святом месте от суеты столичной жизни. Те, кто не имел возможности отлучиться на несколько недель, принимали участие в поездке в Троице-Сергиеву Лавру в Духов день или же в Оптину пустынь в начале июля.
Знаменательного посещения удостоился храм 4 июля — его посетил ректор Московского университета Виктор Антонович Садовничий. Он выразил радость о происшедших изменениях и обещал общине свою поддержку в мероприятиях общественно-культурного характера. Были обсуждены ближайшие задачи по восстановлению храма.
13 июля церковь посетил митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим. После визитов ректора и митрополита было принято решение завести книгу почетных посетителей. Приходите — запишем.