rss
    Версия для печати

    Русские штыки под сербскими знаменами (1876-199...)

    В античности считалось, что войны на земле являются всего лишь отражением войн на небе и исход битвы зависит от победы той или иной партии богов. Христианство принесло иное понимание: битва на небе уже завершилась, и сатана с его воинством был низвергнут в бездну Архангелом Михаилом. Каждый волен с помощью Божьей одержать победу над дьяволом и в своей душе — для этого он должен стать воином Христовым — но плоды этой победы станут явными лишь после Второго Пришествия Христа. Пока же дьявол по-прежнему может сеять зло, разжигать вражду, и поэтому земные войны в некотором смысле являются отражением войн невидимых, духовных, происходящих в душе каждого человека.

    Перед вами рассказ человека, знающего о войне не понаслышке. Возможно, многие не согласятся с позицией автора, но мы и не претендуем на то, чтобы давать только строго выверенное и бесспорное мнение. Напротив, мы призываем к дискуссии.
    На старом военном кладбище в Белграде есть потемневшее от времени надгробие: российский двуглавый орел простирает свои бронзовые могучие крылья над могильной плитой. Под нею спят русские офицеры-добровольцы, павшие за Сербию в 1876 году, и ни шум вековых платанов, ни новые грозы, бушующие над Балканами, уже не в силах нарушить их вечный покой...

    А дальше, среди напоминающих выстроившийся батальон одинаковых бетонных памятников сербским солдатам, погибшим летом 1991 г. у стен Дубровника, — несколько безымянных могил.

    —  Кто лежит здесь? — спросил я у своего спутника-серба.

    —  Некой русы (какие-то русские), —  ответил он.

    Земля Сербии вновь принимает в себя молодых русских, которые сами выбрали свою судьбу. Поколения встречаются.

    Все начиналось больше века назад, когда в 1876.году заполыхало зарево Сербо-турецкой войны. Тогда в России еще не был в ходу позорный обычай на каждом шагу оглядываться на Запад, и зверства подстрекаемых британцами мусульман над единокровными православными братьями не могли оставить российское общество равнодушным. Стремление помочь сербам было тогда поистине всенародным. Богатые фамилии жертвовали на военные и медицинские материалы для Сербской армии целые состояния, бедняки отдавали последние гроши. Тысячи русских: военные, врачи, инженеры, просто честные самоотверженные люди всякого сословия — устремились в Сербию на помощь сражающимся и погибающим братьям. Однако тогда им не приходилось тайком добираться на Балканы с фальшивой визой: сам император Всероссийский Александр II напутствовал их на подвиг и распорядился не выключать отправляющихся на сербо-турецкий фронт русских офицеров из полковых расписаний, а низшим чинам считать месяц в Сербии за два в послужном списке.

    Семь тысяч наших отважных соотечественников сражались в 1876-77 годах в рядах сербов и черногорцев, и славные имена многих из них до сих пор остались в благодарной памяти сербского народа. Около половины всех русских добровольцев составляли профессиональные военные — офицеры и унтер-офицеры, в которых молодая Сербская армия испытывала особенно острую необходимость. Они были распределены в штабы и в штат сербских частей.

    Простые же русские волонтеры, люди разного сословия и имущественного положения, но объединенные общей готовностью пожертвовать жизнью ради свободы братьев-сербов, были сведены в отдельную часть. Вместе с двумя тысячами болгарских добровольцев они составили отдельную русско-болгарскую пехотную бригаду, насчитывающую около 5,2 тыс. человек. Сражаясь с замечательной отвагой и железной стойкостью в боях под Нишем и в долине реки Морава, эта бригада заслужила репутацию одной из лучших частей Сербской армии и показала себя достойной этой славы. В несчастном для сербов сражении 26-го октября 1876 года при Дьюнише русские и болгарские воины, прикрывая отход разбитых сербских войск, в одиночку удерживали наступление всей турецкой армии и почти все полегли под штыками озверевших аскеров.

    В те дни наши соотечественники были в первых рядах борцов за свободу Сербии. Русские офицеры водили в бой сербские роты, батальоны, полки. Русские солдаты геройски умирали на кровавых полях под Дьюнишем. Благородной славой покрыли себя русские врачи и сестры милосердия, спасшие жизнь не одной тысяче раненых сербов. Даже во главе всей Сербской армии стоял в те дни русский генерал, герой туркестанской кампании М. Г. Черняев, удостоенный сербским королем Миланом Обреновичем высшего знака воинского отличия — ордена «Таково». Четыре тысячи сынов России в 1876 году отдали свои жизни за балканских братьев-славян.

    «И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем даю взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дои ему большой меч» — (Откр. св. Иоанна Богослова, 6,4)

    «Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец» (Ев. от Луки, 21,9)

    И решающую роль в спасении Сербии суждено было сыграть тогда опять же России. Когда сербские войска были разгромлены и взятие Белграда уже представлялось турецким пашам делом ближайших дней, именно грозный ультиматум Российской империи от 31 октября 1876 года заставил Оттоманскую Порту в 48-часовой срок прекратить боевые действия.

    А потом грянула Российско-турецкая война, и благодарные сербы отплатили России помощью за помощь, прикрыв своей 82-тысячной армией левый фланг наступающих на Балканах русских войск.

    Сербы продолжают искренне отдавать России долг благодарности и уважения и по сей день, когда многие русские постыдно забыли, к чему их обязывает текущая в их жилах славянская кровь, а наше правительство заняло, мягко говоря, не особенно дружелюбную к сербам позицию.

    «Нас и руса — триста миллионов», — поют, шагая по горным тропам Боснии, сербские ополченцы. Они верят, что русские братья душою с ними, и не могут понять, чего же медлит Россия, почему не встанет, как прежде, плечом к плечу с ними в их справедливой борьбе за наше общее, славянское дело.

    Сколько раз, сидя с сербскими бойцами за чаркой ракии, мне приходилось выслушивать их горькие и изумленные вопросы: «Где же матка-Руссия? Почему молчат ваши?» Что я мог ответить им, кроме навязшего в зубах у любого русского, попавшего в Сербию: «А я-то здесь при чем?..»

    Сегодня в Республике Сербской Босна и в Сербской Крайне в Хорватии довольно сложно встретить русского парня в сербском камуфляже. Большинство русских добровольцев на позициях и в тылу просто предпочитают «не засвечиваться»: неизвестно, что ждет их дома, если «кто не надо» узнает, где и как проводят они свои отпуска или пропадают месяцами. Как правило, они очень подозрительны к своим соотечественникам и друг другу, очень замкнуты и крайне неохотно допускают новичков и тем более посторонних в свои тесно спаянные боевые артели. Сербы узнают их по мрачной флегме в часы досуга, а враги — по безумной отваге в бою. Вернувшись в Россию, они мало рассказывают о себе и еще меньше — о других.

    Впрочем, иной молодец, отвоевав пару недель в Боснии, дома охотно принимается живописать в кругу старых и новых друзей свои былые подвиги, ловко мешая быль и небыль... Но этот, как правило, служил в какой-нибудь сербской части, куда завербовался, когда захотелось экзотики, и откуда ушел, когда надоело, сдав автомат и «бойницкую книжку». Он, как правило, даже не видел других русских добровольцев, да и они просто не приняли бы его в свой круг с таким отношением к войне. Русские старожилы, сражающиеся на стороне сербов по нескольку месяцев, больше привыкли смотреть на войну как на опасную и грязную работу, без которой они, тем не менее, не представляют своей жизни и которую стараются сделать как можно лучше. Они привыкли к этой мысли еще в Афганистане, в Приднестровье, где большинство из них начинало свой долгий боевой путь. Если спросить у них, что заставило их встать в ряды сербов на этой далекой войне, они вряд ли ответят иначе, чем: «Так нужно для России». Русский солдат всегда был немногословен.

    Первые русские, желавшие сражаться за Сербию, начали прибывать в охваченную смутой и огнем гражданской войны Югославию еще летом 1991 года, когда сербское меньшинство в Хорватии взялось за оружие, чтобы защитить свое право оставаться самим собой. Русские бойцы дрались вместе с сербами на Далматском побережье, за Вуковар, Осиек... Тогда же завязывались первые знакомства, афганцев тянуло к афганцам, казаков — к юшкам, всех остальных — к первым или вторым. Незаметно воз шкала идея создания русскими добровольцами своего отдельного отряда пол сербскими знаменами.

    И такой отряд был создан в составе вооруженных сил республики Сербская Крайна в Хорватии, объединив около тридцати человек, в основном бывших десантников и ветеранов афганской войны. Сражаясь на Юго-Востоке Хорватии, Первый Русский добровольческий отряд (1-ый РДО) просуществовал до зимы 1992-1993 годов, пока не распался под ударами столь обычной и пагубной для нас, русских, внутренней междуусобицы.

    Чуть позже, летом 1992 года, в Сербской Крайне появился еще один отряд русских волонтеров — подразделение из сорока человек с громким именем «Царские львы», где около половины составляли казаки с Дона, Днестра и Кубани, часть из которых прибыло в Сербию прямо из окопов Приднестровья. В отличие от своих друзей-соперников из 1-го РДО, наводивших на хорватских гвардейцев панику своими дерзкими внезапными налетами, боевые успехи «Царских львов» поначалу были поскромнее, а несколько бойцов по нелепой случайности сразу же попало в хорватские плен. Однако именно на долю этого отряда выпало самое славное и самое трагичное дело русских добровольцев в Сербии, ставшее с тех недавних пор легендой на устах сербских бойцов. Во время зимнего контрнаступления хорватской национальной гвардии в 1992 году, в районе Задра четырнадцать казаков попало в окружение целой хорватской роты, командир которой, узнав, что имеет дело с русскими, решил захватить их живыми. Однако после двухчасового боя, в ходе которого казаки не раз буквально вырывали друг друга из рук гвардейцев, хорватам достались только восемь мертвых русских бойцов и шесть тяжело раненых, в обмен на которых сербы несколько дней спустя не поскупились отдать тридцать пленных хорватов и два полевых орудия.

    С прекращением активных боевых действий в Хорватии к августу 1993 года отряд «Царские львы», потерявший в боях убитыми, ранеными и пленными более половины своего первоначального состава, но пополненный за счет новых добровольцев, был расформирован. Большая часть его бойцов вернулась в Россию, но около десяти человек направилось в Боснию, где с новой силой разгорался пожар войны.

    В отличие от Хорватии, где противоборствующие стороны вели традиционную маневренную или позиционную войну за ключевые пункты на равнинной местности, война в Боснии носила совершенно иной характер. Там на долю наших добровольцев выпала борьба с бесшумно передвигающимся и внезапно возникающим противником в труднопроходимых горных районах, штурм сильно укрепленных опорных пунктов босняков-мусульман, изматывающая постовая и дозорная служба. И не погрешив против истины, придется сказать, что Второй Русский добровольческий отряд, созданный в составе милиционных частей ополчения Республики Сербской Босна в феврале 1993 г., оказался абсолютно неподготовленным к этим условиям боевых действий. Принимая участие в весеннем наступлении сербских войск северо-западнее города Тузла, 2-й РДО был фактически перемолот в ожесточенных боях. За неполную неделю постоянных атак, штурмов и отражения отчаянных попыток босняков контрнаступать, погибло двенадцать русских добровольцев, а среди уцелевших не было ни одного, кто бы не был хотя бы легко ранен или контужен.

    В то время, когда 3-й РДО участвовал в осаде Сараево, в Республике Сербской был сформирован еще один отряд, в состав которого вошли и наши соотечественники. Сражаясь под командованием сербского капитана И. Добрановича, это подразделение вело бои в районе массива Жен-планина, участвовало в поддержке операций ООН в Западной Боснии. В конце августа 1993 года, потеряв в непрерывных боях около половины личного состава, Зворниковская сотня была расформирована, и пятеро уцелевших русских бойцов вернулось в Россию.

    Сейчас в Сербии осталось только двадцать пять русских добровольцев из состава 3-о РДО, а также несколько разрозненных мелких групп да волонтеры-одиночки, периодически наезжающие в Боснию и сражающиеся в составе различных сербских частей. Среди них есть бывшие офицеры и казаки, баркащовцы и легионеры, ветераны и новички, убежденные серьезные бойцы и отважные авантюристы.

    Разумеется, было бы слишком самонадеянно утверждать, что эти несколько десятков стволов играют столь же важную роль в справедливой борьбе сербов, что и тысячи их легендарных предшественников в прошлом веке. Однако ясно одно: этих самоотверженных людей мало беспокоит то, что они немного могут дать своим братьям. Искупая душевную черствость и молчаливую измену славянскому делу власть предержащих в России, они отдают ему все, что имеют — свою жизнь.

    Вставить в блог

    Русские штыки под сербскими знаменами (1876-199...)

    1 сентября 1995
    В античности считалось, что войны на земле являются всего лишь отражением войн на небе и исход битвы зависит от победы той или иной партии богов. Христианство принесло иное понимание: битва на небе уже завершилась, и сатана с его воинством был низвергнут в бездну Архангелом Михаилом. Каждый волен с помощью Божьей одержать победу над дьяволом и в своей душе — для этого он должен стать воином Христовым — но плоды этой победы станут явными лишь после Второго Пришествия Христа. Пока же дьявол по-прежнему может сеять зло, разжигать вражду, и поэтому земные войны в некотором смысле являются отражением войн невидимых, духовных, происходящих в душе каждого человека. Перед вами рассказ человека, знающего о войне не понаслышке. Возможно, многие не согласятся с позицией автора, но мы и не претендуем на то, чтобы давать только строго выверенное и бесспорное мнение. Напротив, мы призываем к дискуссии.
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru