rss
    Версия для печати

    Политики на грани выборов. Образовавшийся вакуум власти пока никто не может заполнить

    Народная поговорка "Рыба гниет с головы" стала особенно популярной применительно к верховной власти. Девальвация в российском общественном сознании ее высших эшелонов, тем более в рамках долгоиграющего социально-экономического кризиса, свалили на Россию огромное количество проблем различной степени важности. Главная из них — отсутствие хоть какой-нибудь централизованной власти. В стратегической перспективе она остается доминирующей.

    Нынешний хозяин Кремля, растеряв и, в значительной мере, разогнав своих сторонников, теперь мало контролирует ситуацию. Показательный пример  — перехват правительством Примакова некоторых функций администрации президента, этого своеобразного проводника воли Бориса Ельцина. Свою слабость Ельцин явно продемонстрировал при формировании правительства, которое Евгений Примаков собирал для себя и под себя.

    Почти мертв и "виртуальный" президент, сохраняющий гробовое молчание в критических ситуациях. Периодическое появление на экранах Бориса Ельцина лишь усугубляет негативное впечатление от "гаранта Конституции". И дело здесь не только в отвратительной работе его пресс-службы. Демиург нынешней политической системы перестал быть активным игроком в российской политике, делегировал свои полномочия в никуда. Сказалась многолетняя практика борьбы Ельцина с политиками, претендующими на общероссийский масштаб. На данный момент никто из истеблишмента не способен в полном объеме освоить ельцинское наследие. Однако вполне может статься, что ближайшее окружение президента (в лице главы администрации Валентина Юмашева, советника и дочери Татьяны Дьяченко и др.) перейдет в контрнаступление на тех, кто, по их мнению, списал Б. Н. окончательно и посему "предал" президента, а самое страшное  — посягнул на его власть. Бей своих, чтоб чужие боялись. Именно этот принцип и создал в общественном сознании образ грозного президента, на самом деле давно уже не интересный обывателю и не страшный оппозиции.

    В этом случае основными мишенями станут две фигуры  — Евгений Примаков и Юрий Лужков. Два этих политика, вольно или невольно, выступают в тандеме. Их реакция на внутри- и внешнеполитические события частенько совпадает даже в деталях. И тот и другой малоприемлемы для олигархов "гнезда Борисова". Вероятно, предвидя грядущие демарши президентской администрации, Примаков заручился мощной поддержкой в силовых структурах, проводя первые заседания правительства то в СВР, то в МВД. Тем более, что опыта по переориентации силовых структур ему не занимать. Например, будучи назначенным директором СВР, не являясь кадровым разведчиком, Евгений Максимович смог сломить недоверие к "варягу" звездным дождем наград и званий.

    Опытный стратег Юрий Лужков тоже почувствовал за спиной недобрый взгляд из-за кремлевских стен. Уверенно сидящий в Москве московский мэр лондонским заявлением о своих президентских амбициях продемонстрировал отечественной политической и деловой элите собственную легитимность в глазах Запада, что крайне немаловажно в эпоху разложения центральных институтов власти. Тем самым он обезопасил себя от "кавалерийских наскоков" своих недругов. Ведь "вражеская кавалерия" в ответственный момент может и поменять хозяина, переметнувшись к более стабильному московскому мэру. Поддержка Лужкова различными политическими силами, так или иначе ассоциирующимися с президентом (Шахрай, Ястржембский, Николаев, Бородин и тд.), еще не константа, но уже ярко выраженная тенденция. Есть, правда, издержки на другом фланге  — попытки левых и профсоюзников использовать имя Лужкова в своих целях. Это тоже стало тенденцией. Свои надежды на благоприятный исход кремлевские стратеги, вероятно, связывают с парой Черномырдин  — Лебедь. Сия пара объединена нелюбовью к Лужкову, нерасположенностью к Примакову (хотя Лебедь пока и поддерживает "вооруженный нейтралитет") и общей любовью к Борису Абрамовичу Березовскому. Если антипатия к Лужкову со стороны Черномырдина выстрадала годами, то трещина между московским градоначальником и красноярским "генерал-губернатором" была инспирирована Кремлем недавно. По настоятельной просьбе Ельцина Юрий Михайлович поддержал на выборах в Красноярске тогдашнего губернатора Зубова. Хотя и поддержал, держа кукиш в кармане, вяло, в несвойственной энергичному мэру манере, но все же вызвал резко негативное отношение к себе со стороны Лебедя.

    Многие наблюдатели, по нашему мнению, глубоко ошибочно разбивают тандем Черномырдин  — Лебедь, указывая на камень преткновения  — президентские амбиции, имеющиеся у обоих. Но они совершенно упускают из виду, что ближайшие выборы  — парламентские, которые будут генеральной пробой сил перед президентской кампанией. Именно они внесут предметность в переговоры ведущих кланов российского политического бомонда. И только по результатам выборов-99 в Государственную Думу может определиться лидер так называемой правой коалиции. В этом русле и нужно рассматривать декларации главы думской фракции НДР и ближайшего сподвижника Черномырдина  — Шохина о возможности и необходимости переговоров и с Лебедем, и с Лужковым, и с Явлинским (выбывшим на время из большой политики в связи с болезнью). Вообще, стремительно теряющий политический вес Черномырдин вряд ли может обойтись без Лебедя. Именно красноярский "генерал-губернатор", связанный в массовом сознании с оппозицией режиму Ельцина, способен загладить негативное отношение к не вполне удачному в глазах большей части избирателей премьерствованию Виктора Степановича. С Лебедем, как нам видится, вообще связаны надежды сил так называемого правого лагеря российской политической элиты. Если консервативный Черномырдин символизирует неизменность ельцинского курса, то "жесткий" Лебедь видится ледоколом, ведущим сквозь торосы и льдины капитана Черномырдина.

    Остальные игроки актуальной российской политической элиты будут втянуты, по крайней мере в ближайшее время, в игру этих двух практически сформировавшихся центров силы. Лидер КПРФ Геннадий Зюганов, взявший курс в долгосрочном плане на радикализацию своей оппозиционности "режиму ЕБН", принужден в настоящем играть на Примакова  — Лужкова, в силу неспособности стать в данный момент безальтернативным лидером левой коалиции и претендовать на титул полновластного хозяина РФ. Поддержав Примакова при выдвижении в премьеры и делегировав в первые вице видного деятеля КПРФ Юрия Маслюкова, Зюганов фактически разделил ответственность с нынешним правительством. Еще один весомый фактор  — стойкая аллергия Зюганова на Лебедя. Григорий Явлинский, как всегда, займет "особую" позицию, и, вероятно, вряд ли стоит ожидать от него поддержки любой из сторон. Многие думские фракции ждет раскол, когда борьба приобретет явный характер.

    ... Образовавшийся вакуум власти не может заполнить пока никто. А само вызревание начинки в рамках сложившейся системы и в период ее острейшего кризиса приводит к очередным раздорам среди правящей элиты, и, как следствие, к усугублению социальной напряженности в обществе. Это сегодня. А что завтра?

    Вставить в блог

    Политики на грани выборов. Образовавшийся вакуум власти пока никто не может заполнить

    1 ноября 1998
    Народная поговорка "Рыба гниет с головы" стала особенно популярной применительно к верховной власти. Девальвация в российском общественном сознании ее высших эшелонов, тем более в рамках долгоиграющего социально-экономического кризиса, свалили на Россию огромное количество проблем различной степени важности. Главная из них — отсутствие хоть какой-нибудь централизованной власти. В стратегической перспективе она остается доминирующей.
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru