rss
    Версия для печати

    Сумерки гуманизма, или Рождение чудовищ. Еще раз о фильме "Чужие"

    …Человека тошнит. Его грудная клетка разрывается, и из нее вылезает мерзкое существо, из которого потом вырастает чудовище. Потные и испуганные люди убегают, пытаясь скрыться среди металлических конструкций. Чудовища (постепенно их становится много), истекая слюной и кровью, прожигающей несколько этажей титановых перегородок, медленно следуют за ними.

    Им некуда спешить: они еще успеют полакомиться человечиной прежде, чем очередной искусственный мир взорвется системой самоуничтожения. Впрочем, и тогда существованию "чужих" (именно так называются эти животные) как биологического вида ничего не угрожает: какая-нибудь тварь обязательно зацепится за обшивку спасательного корабля и всё начнется сначала. Даже когда главная героиня совершит спасительный для человечества суицид, уничтожив себя вместе с живущем в ней чудовищем, чудо генетики воскресит их обоих из праха погибшей биомассы. Этот нехитрый сюжет снебольшими изменениями и вариациями повторяется уже в четырех сериях фильма "Чужие". Значит, кого-то он задел за живое. Значит, незамысловатые спецэффекты как-то окупаются вниманием зрителя. В искусстве трогает только то, в чем человек хоть каплю, пусть и неосознанно, узнает самого себя. Что же мы узнаем о себе из фильма "Чужие"?

    Осы и некоторые другие насекомые размножаются весьма своеобразным способом. Они откладывают яйца в еще живых гусениц, которые некоторое время продолжают существовать, но их соками питается личинка осы. Люди в фильме "Чужие" от серии к серии все больше и больше превращаются в подобных гусениц, становясь лишь некой кормовой базой для роста и размножения чудовищ, "просто куском мяса, или, вернее, продуктом переработки этого мяса", как сказал один из заводчиков "чужих", выращивающий их для нужд оборонной промышленности. Не случайно в "Чужих-4" самыми человечными оказываются девушка-биоробот (кстати, она единственная перекрестилась, войдя в часовню с огромным металлическим крестом), главная героиня, сама ставшая к тому времени наполовину чудовищем, да еще, пожалуй, ее сын (или внук?) — монстр с необыкновенно грустными и умными глазами, которого засасывает космическое пространство. Не случайно и то, что в фильме появляется тема клонирования. Насколько пошло и плоско нужно мыслить о людях, чтобы поверить в то, что человека с его прошлым и настоящим, с его болью и радостью, и даже собственным чудовищем можно вырастить из молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК). Эта мысль не только антинаучна, но и дегенеративная по своей сути. Как ни банально это звучит, индивидуализм, порожденный эпохой Возрождения и оставивший человека, жившего перед лицом Бога, наедине с самим собой, имеет и свою "оборотную сторону". О ее торжестве в современном мире  — фильм "Чужие".

    Все действия фильма проходит в замкнутом пространстве искусственных конструкций, за которыми не видно неба. В лучшем случае за бортом открывается лишь черная бездна космического пространства. Мы можем наблюдать, что рождает разум, не видящий неба.

    P.S. Говорят, скоро выйдет фильм "Чужие-5". Вряд ли я когда-нибудь его посмотрю… Впрочем, может быть, и полезно еще раз спросить себя: "Не сидит ли и во мне чудовище?"

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru