rss
    Версия для печати

    Сокращение мозгов. Реформа высшего образования может лишить Россию будущего

    Будучи в Воронеже в конце апреля, сотрудники "ТД" попали на студенческую акцию протеста. Мы попросили рассказать о происходящем одного из ее организаторов, Александра Назарова, председателя профкома Воронежской Государственной архитектурно-строительной академии.

    — Мы здесь собрались для того, чтобы выразить свой протест по поводу проводимой правительством Российской Федерации (скорее всего, по заказу президента) реформы высшего образования. Ее сейчас называют по-другому  — реструктуризацией, но как ни обзови горшок, все равно его в печь сунут.

    — В чем же, на Ваш взгляд, заключаются основные недостатки этой самой "реструктуризации"?

    — Основная ее идея — переложить тяжесть финансирования на плечи студентов, их родителей и регионов. Федеральный бюджет просто самоустраняется от этой проблемы. Хотя ни один регион (например, наш Воронежский) не в состоянии будет содержать вузы. Более того, родители студентов и сами студенты тоже не в состоянии будут платить...

    — Ну а сколько примерно будет стоить образование?

    — Я не берусь, конечно, утверждать точно до копейки, но содержание студента на данный момент обходится государству порядка 25 миллионов старыми деньгами, по самым скромным подсчетам. У меня из вуза наберется максимум человек 5-7, кто в состоянии платить такие деньги.

    — Я слышал, что какие-то вузы даже собираются закрывать...

    — Нет, не закрывать, а объединять. Но само это объединение тоже ничего хорошего не принесет. Потому что вслед за объединением пойдет сокращение студентов. Это уже проверено. Сокращать их будут в сессию. Всем известно: когда можно поставить 3 или даже 4, можно поставить и 2.

    — Может ли это повлечь за собой эксцессы, подобные произошедшим в Екатеринбурге?

    — Мы не какие-нибудь революционеры, нам не нужны политические катаклизмы, но ведь акцию протеста мы начали еще осенью. Провели студенческий митинг, на котором собралось порядка 8 тысяч студентов. Наши действия поддержали другие регионы, и это вызвало слушание в Думе. В результате убрали слово "реформа", а сама идея осталась прежней. На данном этапе мы читаем публичные лекции, установили палаточный городок. То же самое происходит в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Курске, Липецке, Уфе, Йошкар-Оле... Если власть пойдет нам навстречу, то эти выступления закончатся. А чем это может обернуться в случае отказа, давайте спросим у правительства.

    — Как Вы расцениваете действия властей в Екатеринбурге?

    — Однозначно отрицательно. Мы поддержали акцию протеста и высказали одобрение студентам Екатеринбурга. Направили письмо и Росселю, и начальнику ГУВД, и в Государственную Думу, и президенту  — с протестом по поводу действия милиции. Ясно, что все было спровоцировано. Потому что если перед нашими студентами поставить ребят со щитами и в касках, то обязательно найдутся те, кто захочет проверить, настоящие ли у них щиты, и кинет в них бутылку. Любой человек, который отдавал приказ ОМОНу выстроиться перед зданием, знал, какую реакцию это вызовет у студентов, хотя акция была мирной. А кончилась она избиением студентов ОМОНом. Если у кого-то в моем доме обворуют квартиру, это не значит, что весь дом надо бить палками.

    — Если власть все же не прислушается, какие последствия для высшей школы в глобальном смысле от этой реформы?

    — У нас больше половины студентов будет на улице. Естественно, Москва, Санкт-Петербург  — они в меньшей степени пострадают. (В Москве, в любом случае, для студента при его желании есть возможность заработка. В Воронеже у 90% студентов сейчас такой возможности нет.) Непосредственно для нашей страны это полный крах и развал. Я согласен, что реформа в какой-то мере необходима: может, надо других специалистов готовить, может, делать упор на высокие технологии, но для этого нужно увеличивать, а не сокращать ее финансирование. Иначе все вузы станут коммерческими, их будет совсем мало и учиться там смогут только дети очень богатых людей .

    — Наверное, не от хорошей жизни правительство приняло такое решение. Вы можете предложить другие пути?

    — В любой семье есть приоритеты. Если она хочет остаться на уровне рабочих, то она не будет заниматься образованием своих детей. Если она хочет, чтобы ее дети стали инженерами, чтобы создавали свои фирмы, чтобы развивались, то, естественно, эта семья первоочередной задачей будет ставить их образование. Поэтому если правительство не думает о высшей школе, значит оно не думает о будущем вообще. Если оно недовольно качеством нашего образования, то уж необразованными людьми оно будет тем более недовольно .

    — Ждете ли Вы хорошего от нового правительства?

    — Есть ли там такие люди, на которых мы возлагаем надежду? Нет, на данный момент нет. Особых надежд и иллюзий никто из нас не питает. Мы рассчитываем только на свои силы. Как в старой русской пословице: как потопаешь, так и полопаешь.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru